Количественный и порядковый счет. Учим ребенка считать

Количественный и порядковый счет

Количественный и порядковый счет. Учим ребенка считать

Скачать

Поделиться

Как научить считать дошкольника? Всё не так сложно, как кажется на первый взгляд. Ребята в возрасте 4-5 лет очень любознательные. Главное, вовремя подхватить интерес ребёнка и увлечь его занимательными играми. Мы подобрали для вас 5 интересных занятий, которые помогут освоить большой мир чисел.

К четырем годам малыши неплохо справляются с количественным счетом до десяти. Некоторые даже знают 2―3 порядковых числительных. Пришло время учить детей применять оба вида математического счета и правильно использовать вопросы.

В чем отличия количественного и порядкового счета

Для начала разберемся с разницей в понятиях. Цель количественного счета ― определить, сколько всего предметов. Вопрос так и звучит. Порядковый используется для определения места предмета в ряду других и сопровождается вопросом «какой по счету?» или «который». 

В первом случае не важно, как считать ― с начала или конца ряда. Количество будет одинаковым. При порядковом счете обязательно задаем направление: прямое или обратное.

Обучение детей порядковому счету начните с доступного рассказа о его отличительных признаках. Используйте элементы игры, наглядность. Выложите на стол 6 разных игрушек.

«Давай посчитаем, сколько всего предметов. Как надо считать? Один, два…шесть. Это количественные числительные. Запомни, когда хотят узнать количество предметов, задают вопрос «сколько?». Скажи, сколько в комнате стульев? А мячиков? Молодец!

Сейчас будем считать по-другому. Нужно узнать, в каком порядке стоят игрушки с начала ряда. Мишка какой по счету? Правильно, первый. А зайка? Второй. Ежик третий, лев четвертый, Хрюша пятый, матрешка шестая.

Это порядковые числительные, они указывают место предмета в общем ряду. У Хрюши какое место, сосчитай? Пятое. У ежика? Третье. Запомни, когда спрашивают: «Какой или который по счету?» нужно назвать порядковое число.

Давай поиграем. Возьми 5 разноцветных кубиков. Сейчас я буду спрашивать, а ты называть порядковый номер. Красный кубик какой по счету (второй)? Молодец. Желтый кубик который по счету (пятый)? Умница!

А теперь поменяемся, ты будешь спрашивать, я отвечать. Помнишь, как задать вопрос? Начинай».

Занятия счету с детьми

Регулярные занятия помогут научить ребенка отличать количественный счет от порядкового, правильно понимать и задавать вопросы.

Игры на закрепление счета

Подвижным ребятишкам скучные занятия быстро надоедают. Занимательные игры и упражнения на количественный или порядковый счет вызывают у детей живой интерес. Для понимания различий между двумя видами числительных чередуем задания.

Веселый счет

Игра с мячом развивает ловкость ребятишек, закрепляет навыки прямого и обратного количественного счета. Сначала считают в прямом порядке. Мяч кидают друг другу по очереди, каждый игрок называет число.

Начинает взрослый: бросает мяч малышу и произносит «один». Малыш кидает мяч обратно ― «два», продолжают до 10. Затем делают то же самое, но с обратным счетом: от десяти до одного. Темп постепенно ускоряют.

Семь цветов радуги

Игра решает 3 задачи:

  • способствует обучению детей счету;
  • закрепляет в памяти названия порядковых числительных;
  • тренирует распознавание цветов.

 

Игра семь цветов радуги

Попросите малыша внимательно рассмотреть радугу и сосчитать, сколько всего полос. Затем назвать порядковое число каждого цвета, начиная сверху. Красный ― первый, оранжевый ― второй и так далее. Сочетание порядкового и количественного счета поможет лучше усвоить разницу между ними.

Используйте простые игры и упражнения с забавными картинками для закрепления новых понятий. Их можно скачать у нас на сайте.

Игра для детей считаем по порядку

Малышу нужно обвести кружочком одну зверюшку в каждом ряду. Взрослый называет порядковое число, допустим, третья белка, ребенок считает и выполняет задание.

Между делом занимаемся с обычными предметами. Положите в ряд 6 орехов и попросите третий слева, потом последний, затем четвертый.

Найди матрешку

Цель игры ― показать детям, зачем нужен порядковый счет и как им пользоваться. Понадобится 5 или 10 одинаковых емкостей, начните с меньшего количества. Это могут быть коробочки из-под йогурта, пластиковые чашки, ведерки. Возьмите самую маленькую матрешку, чтобы прятать в емкость.

Выберите один из двух вариантов. Первый более легкий, предназначен для запоминания порядкового счета. Предложите малышу построить ряд из перевернутых кверху дном чашек и сосчитать, сколько всего предметов.

Игра со стаканчиками найди матрешку

«Сейчас поиграем в прятки с матрешкой. Закрой глазки». Спрячьте игрушку под 3 чашку. Ребенок открывает глаза.

«Матрешка спряталась под третьей чашкой слева. Чтобы найти, нужно узнать, какая она по счету». Малыш считает вслух: первая, вторая, третья и достает игрушку. Продолжите с другими числами.

Во втором варианте нужно угадать, под какой по счету чашкой спрятана матрешка. Ребенок спрашивает, взрослый отвечает: «Под третьей? Нет, больше. Под пятой? Меньше. Под четвертой? Угадал, молодец!». Малыш достает игрушку. Можно меняться ролями, так веселее заниматься.

Где был цветок

Игра совершенствует навыки порядкового счета у ребенка и тренирует определение основных цветов и их оттенков.

Выложите на стол 9 карточек с цветочками разной окраски. Предложите ребенку сосчитать, сколько их всего (девять). Попросите запомнить, как расположены цветы, в каком порядке. Для этого нужно пересчитать карточки слева направо.

Малыш считает, называя порядковое число и цвет: первый красный, второй оранжевый, третий желтый, четвертый зеленый и так далее. Затем по вашей просьбе отворачивается, вы прячете одну из карточек. Спросите: «Посмотри внимательно, какого цветка не стало, которого по счету?». 

Цветки для игры учимся считать

Ребенку нужно найти место, где располагался спрятанный цветок, и правильно назвать порядковое число. Продолжайте игру, попробуйте поменяться ролями. Карточки с цветками можно скачать здесь.

Играем в магазин

Занятия по обучению детей количественному и порядковому счету формируют дополнительные навыки. Например, игра в магазин развивает умение классифицировать предметы. Малыш вместе со взрослым участником раскладывает по группам посуду, книжки, фрукты и прочее.

Попутно ребятишки усваивают согласование числа с названием предмета: «Мне нужно три яблока, пять бананов. Пожалуйста, дайте пятую по счету куклу». Закрепляется знание простой математической лексики.

Мамам на заметку

Что нужно делать, чтобы обучение детей премудростям счета стало интересным занятием? Попробуйте превратить процесс усвоения знаний в игру. Тогда ваш малыш станет воспринимать математические «развивашки», как развлечение.

Используйте красочные наглядные пособия, любимые игрушки и лакомства, сказочных персонажей. Дошколятам 4─5 лет будет интересно посчитать, сколько всего пирожков съел медведь? Какую по счету кровать сломала девочка Маша?

Занимательная математика способна увлечь ребятишек в мир чисел. Для поддержания интереса чаще меняйте наглядность, чередуйте задания разного типа. Играя, дети закрепляют в памяти порядковые числительные, отрабатывают навыки сравнения чисел.

Занимательная математика

Возможно, у крохи не все получится сразу. В таком возрасте это вполне допустимо. Если малыш затрудняется, помогите подсказкой, поддержите добрым словом. Не забывайте поощрять правильные действия. Ваша похвала станет залогом нормальной самооценки и будущих успехов.

В заключение заметим, что дети 4—5 лет при правильной организации занятий способны научиться бегло считать. Предложенные нами игры и упражнения помогут в усвоении количественного и порядкового счета. Их можно изменять и адаптировать к уровню развития вашего малыша.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Вам также может понравиться

Будьте с нами в социальных сетях

Мы в соцсетях:

Будьте в курсе
последних новостей и акций.
Участвуйте в обсуждениях
и конкурсах