Количественный и порядковый счёт. Учим ребёнка считать

Количественный и порядковый счет

Количественный и порядковый счёт. Учим ребёнка считать

Скачать

Поделиться

Как научить считать дошкольника? Всё не так сложно, как кажется на первый взгляд. Ребята в возрасте 4-5 лет очень любознательные. Главное, вовремя подхватить интерес ребёнка и увлечь его занимательными играми. Мы подобрали для вас 5 интересных занятий, которые помогут освоить большой мир чисел.

К четырём годам малыши неплохо справляются с количественным счёётом до десяти. Некоторые даже знают 2―3 порядковых числительных. Пришло время учить детей применять оба вида математического счёта и правильно использовать вопросы.

В чём отличия количественного и порядкового счета

Для начала разберёмся с разницей в понятиях. Цель количественного счёта ― определить, сколько всего предметов. Вопрос так и звучит. Порядковый используется для определения места предмета в ряду других и сопровождается вопросом «какой по счёту?» или «который». 

В первом случае не важно, как считать ― с начала или конца ряда. Количество будет одинаковым. При порядковом счёте обязательно задаём направление: прямое или обратное.

Обучение детей порядковому счёту начните с доступного рассказа о его отличительных признаках. Используйте элементы игры, наглядность. Выложите на стол 6 разных игрушек.

«Давай посчитаем, сколько всего предметов. Как надо считать? Один, два…шесть. Это количественные числительные. Запомни, когда хотят узнать количество предметов, задают вопрос «сколько?». Скажи, сколько в комнате стульев? А мячиков? Молодец!

Сейчас будем считать по-другому. Нужно узнать, в каком порядке стоят игрушки с начала ряда. Мишка какой по счёту? Правильно, первый. А зайка? Второй. Ёжик третий, лев четвёртый, Хрюша пятый, матрёшка шестая.

Это порядковые числительные, они указывают место предмета в общем ряду. У Хрюши какое место, сосчитай? Пятое. У ёжика? Третье. Запомни, когда спрашивают: «Какой или который по счёту?» нужно назвать порядковое число.

Давай поиграем. Возьми 5 разноцветных кубиков. Сейчас я буду спрашивать, а ты называть порядковый номер. Красный кубик какой по счёту (второй)? Молодец. Жёлтый кубик который по счёту (пятый)? Умница!

А теперь поменяемся, ты будешь спрашивать, я отвечать. Помнишь, как задать вопрос? Начинай».

Занятия счету с детьми

Регулярные занятия помогут научить ребёнка отличать количественный счёт от порядкового, правильно понимать и задавать вопросы.

Игры на закрепление счёта

Подвижным ребятишкам скучные занятия быстро надоедают. Занимательные игры и упражнения на количественный или порядковый счёт вызывают у детей живой интерес. Для понимания различий между двумя видами числительных чередуем задания.

Весёлый счёт

Игра с мячом развивает ловкость ребятишек, закрепляет навыки прямого и обратного количественного счёта. Сначала считают в прямом порядке. Мяч кидают друг другу по очереди, каждый игрок называет число.

Начинает взрослый: бросает мяч малышу и произносит «один». Малыш кидает мяч обратно ― «два», продолжают до 10. Затем делают то же самое, но с обратным счётом: от десяти до одного. Темп постепенно ускоряют.

Семь цветов радуги

Игра решает 3 задачи:

  • способствует обучению детей счёту;
  • закрепляет в памяти названия порядковых числительных;
  • тренирует распознавание цветов.
Игра семь цветов радуги

Попросите малыша внимательно рассмотреть радугу и сосчитать, сколько всего полос. Затем назвать порядковое число каждого цвета, начиная сверху. Красный ― первый, оранжевый ― второй и так далее. Сочетание порядкового и количественного счёта поможет лучше усвоить разницу между ними.

Используйте простые игры и упражнения с забавными картинками для закрепления новых понятий. Их можно скачать у нас на сайте.

Игра для детей считаем по порядку

Малышу нужно обвести кружочком одну зверюшку в каждом ряду. Взрослый называет порядковое число, допустим, третья белка, ребёнок считает и выполняет задание.

Между делом занимаемся с обычными предметами. Положите в ряд 6 орехов и попросите третий слева, потом последний, затем четвёртый.

Найди матрёшку

Цель игры ― показать детям, зачем нужен порядковый счёт и как им пользоваться. Понадобится 5 или 10 одинаковых ёмкостей, начните с меньшего количества. Это могут быть коробочки из-под йогурта, пластиковые чашки, ведёрки. Возьмите самую маленькую матрёшку, чтобы прятать в ёмкость.

Выберите один из двух вариантов. Первый более лёгкий, предназначен для запоминания порядкового счёта. Предложите малышу построить ряд из перевёрнутых кверху дном чашек и сосчитать, сколько всего предметов.

Игра со стаканчиками найди матрешку

«Сейчас поиграем в прятки с матрёшкой. Закрой глазки». Спрячьте игрушку под 3 чашку. Ребёнок открывает глаза.

«Матрёшка спряталась под третьей чашкой слева. Чтобы найти, нужно узнать, какая она по счёту». Малыш считает вслух: первая, вторая, третья и достаёт игрушку. Продолжите с другими числами.

Во втором варианте нужно угадать, под какой по счёту чашкой спрятана матрёшка. Ребёнок спрашивает, взрослый отвечает: «Под третьей? Нет, больше. Под пятой? Меньше. Под четвёртой? Угадал, молодец!». Малыш достаёт игрушку. Можно меняться ролями, так веселее заниматься.

Где был цветок

Игра совершенствует навыки порядкового счёта у ребёнка и тренирует определение основных цветов и их оттенков.

Выложите на стол 9 карточек с цветочками разной окраски. Предложите ребёнку сосчитать, сколько их всего (девять). Попросите запомнить, как расположены цветы, в каком порядке. Для этого нужно пересчитать карточки слева направо.

Малыш считает, называя порядковое число и цвет: первый красный, второй оранжевый, третий жёлтый, четвёртый зелёный и так далее. Затем по вашей просьбе отворачивается, вы прячете одну из карточек. Спросите: «Посмотри внимательно, какого цветка не стало, которого по счёту?». 

Цветки для игры учимся считать

Ребёнку нужно найти место, где располагался спрятанный цветок, и правильно назвать порядковое число. Продолжайте игру, попробуйте поменяться ролями. Карточки с цветками можно скачать здесь.

Играем в магазин

Занятия по обучению детей количественному и порядковому счёту формируют дополнительные навыки. Например, игра в магазин развивает умение классифицировать предметы. Малыш вместе со взрослым участником раскладывает по группам посуду, книжки, фрукты и прочее.

Попутно ребятишки усваивают согласование числа с названием предмета: «Мне нужно три яблока, пять бананов. Пожалуйста, дайте пятую по счёту куклу». Закрепляется знание простой математической лексики.

Мамам на заметку

Что нужно делать, чтобы обучение детей премудростям счёта стало интересным занятием? Попробуйте превратить процесс усвоения знаний в игру. Тогда ваш малыш станет воспринимать математические «развивашки», как развлечение.

Используйте красочные наглядные пособия, любимые игрушки и лакомства, сказочных персонажей. Дошколятам 4─5 лет будет интересно посчитать, сколько всего пирожков съел медведь? Какую по счёту кровать сломала девочка Маша?

Занимательная математика способна увлечь ребятишек в мир чисел. Для поддержания интереса чаще меняйте наглядность, чередуйте задания разного типа. Играя, дети закрепляют в памяти порядковые числительные, отрабатывают навыки сравнения чисел.

Занимательная математика

Возможно, у крохи не всё получится сразу. В таком возрасте это вполне допустимо. Если малыш затрудняется, помогите подсказкой, поддержите добрым словом. Не забывайте поощрять правильные действия. Ваша похвала станет залогом нормальной самооценки и будущих успехов.

В заключение заметим, что дети 4—5 лет при правильной организации занятий способны научиться бегло считать. Предложенные нами игры и упражнения помогут в усвоении количественного и порядкового счёта. Их можно изменять и адаптировать к уровню развития вашего малыша.

Оцените статью:
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
[bvi text='Версия для слабовидящих']

Вам также может понравиться

Будьте с нами в социальных сетях

Мы в соцсетях:

Будьте в курсе
последних новостей и акций.
Участвуйте в обсуждениях
и конкурсах