Игры для развития памяти у детей 3-4 лет

Игры для развития памяти у детей

Игры для развития памяти у детей 3-4 лет

Скачать

Поделиться

Маленьким непоседам в возрасте 3-4 лет порой сложно запомнить информацию самостоятельно. Их внимание быстро переключается с одного предмета на другой, и они гораздо менее сосредоточены, нежели взрослые. Как же увлечь своего ребёнка, чтобы он внимательно слушал и усваивал новый для себя материал? Представляем вам игры на развитие четырёх видов памяти: зрительной, слуховой, двигательной и осязательной.

Все дошкольники без исключения мыслят образами. И чаще всего они запоминают только то, что их по-настоящему заинтересовало. Хотите, чтобы ребёнок хорошо усвоил прочитанную ему сказку? Дайте возможность не только послушать её, но и потрогать, посмотреть, раскрасить и даже проиграть. Чем больше органов чувств будет задействовано, тем легче малышу запомнить.

Самое простое, что вы можете сделать – увлечь непоседу в интересную игру. Применяя на себя разные роли, разгадывая головоломки или активно двигаясь по определённым правилам, ребёнок учится быть внимательным и запоминать нужные ему сведения. Именно в игре можно научить кроху слушать и слышать, быть сосредоточенным и усидчивым, организованным и устойчивым к восприятию информации. Мы подобрали самые увлекательные занятия, которые непременно придутся по нраву вашему непоседе. Прививайте любовь к знаниям играя!

Развитие памяти и внимания у ребёнка 3-4 лет

Игры на развитие зрительной памяти

Зрительная память помогает развить воображение и фантазию. При помощи образов у малыша выстраиваются ассоциации, он лучше усваивает не только конкретный, но и абстрактный материал. Визуальная память – основа для формирования картинки окружающего мира. Как же развить её в домашних условиях?

«Пять картинок»

Малыш внимательно рассматривает 5 изображений с разными животными в течение нескольких минут. Затем взрослый прячет картинки и предлагает ребёнку с закрытыми глазами представить прогулку по зоопарку. В это время родитель не спеша перечисляет тех животных, которые были представлены на карточках, но двух из них «забывает». Малыш вспоминает, кого не хватает и называет их.

Затем ребёнку снова показывают изображения. Его задача – назвать по порядку тех животных, которых перечислял взрослый, а затем те, что вспоминал он сам.

Карточки вновь убираются, и малыш перечисляет всех животных в том порядке, в котором только что их показывал. Как только ребёнок справится с задачей, родитель может предложить ему вспомнить всех зверей, птиц и насекомых, которых он знает.

«Найди отличия»

Подберите непоседе 2 одинаковые картинки, различающиеся лишь некоторыми деталями. Для трёх и четырёхлеток достаточно будет до 5 отличий, а изображения должны быть более крупные, нежели для детей постарше.

Найди пять отличий

Проводите это занятие несколько раз в неделю, каждый раз, немного усложняя сюжет.

«Винни-Пух расшалился»

Для игры понадобится 3-4 игрушки. Разложите их на столе и предложите малышу в течение 1 минуты запомнить, кто, где стоит. После чего быстро всё перемешайте и скажите, что это Винни-Пух пошалил и убежал. Ребёнок должен вспомнить, как располагались игрушки, и поставить их на место. Когда непоседа начнёт быстро справляться с упражнением, усложните его, добавив ещё 3-4 героя.

«Предметы и контуры»

Покажите малышу несколько фигур, для 3-4 летнего возраста оптимально будет не больше пяти карточек. На запоминание отводится около 10 секунд. 

Затем сразу покажите ребёнку другой лист с контурами этих же фигур, но «спрятанных» среди других. Задача малыша – найти нужные.

«Повторяй за мной»

Для занятия понадобится бумага и карандаш. Изобразите несложный узор, например, одну галочку, 2 прямые линии и одну волнистую полосу. Малыш рассматривает рисунок около 2 минут. Затем вы его убираете и достаёте чистый лист, где ребёнок должен воспроизвести ваш узор. Как только он усвоит этот уровень, приступайте к новому, более сложному. Например, постройте башню из кубиков и овалов. Затем малыш по памяти рисует такой же.

«Разрезанные картинки»

Подготовьте два одинаковых изображения. Одно – целое, другое – разрезанное на несколько частей. Пусть малыш сначала соберёт пазл, используя образец. После чего уберите вторую картинку. Задача ребёнка – соединить кусочки изображения по памяти.

«Опиши игрушку»

Поставьте перед малышом новую для него игрушку. Дайте ему разглядеть её около 2 минут. Затем попросите ребёнка описать её: по цвету, форме, размеру и другим отличительным признакам. Уберите игрушку, подождите полчаса и после этого снова предложите ребёнку рассказать, что он видел.

«Дорога домой»

Развивать зрительную память можно не только дома, выполняя упражнение, но и на улице, по дороге домой. Обратите внимание ребёнка, в какую сторону вы идёте, какие рядом дома, скверы, магазины. Предложите малышу самому описать, что он видит. Пусть расскажет, как добраться до дома.

Игры на развитие слуховой памяти

Большую часть информации нам приходится воспринимать на слух, будь то звонок по телефону, лекция учителя в школе или решение устного примера. Чтобы ребёнок успешно мог усваивать то, что ему говорят и не пропускать слова «мимо ушей», необходимо тренировать слуховую память. Приведём в пример несколько игр на её развитие.

Развитие слуховой памяти

«Эстафета слов»

Это занятие интересней выполнять в команде из 3-4 человек, но можно попробовать и вдвоём. Родитель придумывает любое слово и называет его, ребёнок повторяет его и говорит своё. Затем взрослый воспроизводит первые два и добавляет новое слово. Когда доходит очередь до малыша, он вспоминает все слова с самого начала, называет их и придумывает ещё одно. Игра длится до тех пор, пока кто-нибудь не ошибётся. Можно усложнить упражнение, придумывая не одно слово, а словосочетание.

«Угадай, что звучит»

Возьмите несколько музыкальных инструментов, игрушек и предметов, которые издают звуки. По очереди воспроизведите каждый из них: постучите, побренчите, попищите, нажмите на клавиши. Задача малыша – внимательно послушать, как звучит каждая вещь. Затем спрячьте их и издайте звук чем-то одним. Ребёнок должен узнать все звуки и предметы.

«Раскраска»

Приготовьте заранее картинки для раскрашивания, цветные карандаши и составьте небольшой рассказ, в котором вы придумаете, что какого цвета должно быть. Прочитайте «инструкцию» малышу. Его задача – запомнить то, что вы сказали, и раскрасить изображение нужными карандашами.

Например: «В зимние выходные в хорошую погоду мы с братиком очень любим гулять, когда на небе только одно голубое облачко. Всегда лепим большого белого снеговика возле нашей любимой зелёной ёлки. Он получается всегда весёлым и забавным в своей зелёной шапке и с голубым шарфом. Вместо носа, у него жёлтая морковка, а в лапах коричневая метла с красной ручкой. Раскрась картинку, как я описала».

«Запомни нужные слова»

Составьте небольшой текст из 5-7 предложений. Прослушав его, малыш должен будет запомнить те слова, которые вы скажете, это могут быть прозвища лесных жителей. Для 3-4 лет достаточно будет не более 5 слов.

Например: «В нашем лесу живёт большая и дружная компания зверей. Сегодня у Кролика «Большие уши» день рождения. Он позвал к себе на праздник своих друзей. Первыми в гости пришли Белочки «Сестрички-девички». Они подарили большой торт, который состряпали сами. Затем Кролик встретил Медведя «Ворчуна». Он приехал поздравить друга из соседнего леса. Не забыла заглянуть на день рождения и Сова «Мудрая голова». Когда все гости собрались за столом, они поздравили Кролика с таким важным днём, подарили много разных подарков и стали пробовать угощения».

«Звуки тишины»

Советуем поиграть в эту забаву перед тем, как лечь спать. Предложите малышу прислушаться к тишине. Что же он может услышать? Тиканье часов, разговоры соседей, гудок машины за окном, шум ветра или звонок, доносящийся из соседней комнаты. Пусть ребёнок расскажет об услышанном утром.

«Угадай мелодию»

Напойте ребёнку мелодию из известной песни и предложите ему вспомнить, как она называется. По аналогии с одноимённой игрой постепенно сокращайте количество строчек. Малыш также может полностью спеть песенку самостоятельно или вместе со взрослым.

Угадай мелодию из песни

«Весёлый барабан»

Для игры можете взять как обычный детский барабан, так и кастрюлю с ложкой в качестве альтернативы. Одна палочка – у родителя, вторая – у ребёнка. Взрослый придумывает простой ритм, например, 2 раза стучит быстро и 3 раза медленно. Малыш повторяет. Постепенно мелодия начинает усложняться до тех пор, пока ребёнок не начнёт ошибаться.

«Кошки-мышки»

Для начала распределяем роли. Взрослый – кошка, ребёнок – мышка. В этой игре также понадобится бубен. Управляет им сама кошка, предупреждая мышонка о своём появлении. Если он звучит еле слышно – значит, мышка может спокойно ходить по комнате. Как только бубен зазвенит громко – мышонку нужно срочно прятаться, т.к. в это время кошка выходит на охоту.

«Убери лишнее»

Родитель перечисляет 8-10 слов и просит ребёнка услышать лишнее. Например: картофель, лук, редиска, тыква, мяч, кабачок, морковка, перец. Что из этого списка не подходит нам? Малыш должен догадаться, что это мяч, так как он не относится к овощам.

«Подбери рифму»

Найдите новое стихотворение и прочитайте его малышу. При следующем прочтении делайте паузу перед словом в конце строчки. Ребёнок должен попробовать закончить предложение сам. 

В другой раз оставляйте малышу не одно, а два слова, которые он должен вспомнить. Постепенно давайте ребёнку возможность рассказать целую строку, а затем и стихотворение.

«Звуки машин»

Игра для мальчишек, которые очень любят машинки. Возьмите несколько разных автомобилей и придумайте к каждому из них свой звук. Например, первая машина – би-би, вторая – тыр-тыр, третья – дзынь-дзынь и так далее. Малыш может сам придумать понравившиеся ему сигналы. Они могут быть и сложнее. Подъезжая к гаражу, изобразите эти звуки. Когда машины снова отправятся в путь, ребёнок должен вспомнить, какой сигнал у определённого автомобиля.

Игры на развитие двигательной памяти

Координация, разгрузка нервной системы, тонус мышц – то, что дают ребёнку активные занятия. Подвижные игры с разучиванием движений так же необходимы малышу, как и упражнения, развивающие логику и усидчивость.

«Повторяй за мной»

Взрослый показывает сначала одно движение, например, руки вверх. Ребёнок повторяет за ним. Затем к нему добавляется второе упражнение – хлопок. Малыш делает всё точь-в-точь. После чего родитель может добавить прыжок. Получается следующая последовательность: руки вверх, хлопок, прыжок. Очередное движение добавляется до тех пор, пока ребёнок не начнёт ошибаться. Повторять игру с начала можно несколько раз, придумывая новые интересные упражнения. Для усложнения занятия используйте инвентарь, например, мяч или скакалку.

Развитие двигательной памяти

«Движение под запретом»

К игре можно привлечь несколько человек. Смысл её заключается в том, что ведущий демонстрирует игрокам разные движения. Но одно из них повторять нельзя. Какое? Об этом нужно договориться заранее, до начала игры. Это может быть, например, присед или хлопок в ладоши. Взрослый всевозможными способами пытается запутать участников: ускоряется, придумывает смешные упражнения, отвлекает. Но задача детей – быть внимательными и не повторять за ведущим запрещённое движение.

«Марионетки»

Малыш стоит с закрытыми глазами. Взрослый не спеша начинает его вести по придуманному пути, как марионетку. Например, 3 шага влево, 2 вперёд, 1 вправо. После чего ребёнка возвращают в исходную точку. Он открывает глаза и пробует пройти по этому самому маршруту, но уже самостоятельно. Когда упражнение станет даваться легко, усложните его, придумывая больше разных шагов.

Игры на развитие осязательной памяти

Что такое тактильная память? Это когда мы запоминаем предмет через прикосновение с ним. Именно ощущение позволяет ярче воспринимать мир вокруг нас и воссоздавать образы. Развивая осязательную память ребёнка, мы заодно тренируем и его маленькие пальчики, от активной работы которых напрямую зависит уровень мышления.

«Пальчиковые игры»

Множество потешек, знакомых всем нам с детства – основа развития тактильной памяти. Вспомним некоторые из них.

1. Хомка-хомка-хомячок (в это время щёчки надуваются),
Полосатенький бочок (изображаем полосы, проводя по своему бочку).
Хомка раненько встаёт (ребёнок вместе с вами потягивается),
Щёки моет, уши трёт (натираем вместе с хомой названные части тела).
Выметает дом, оградку (изображаем это действие)
И приходит на зарядку.
Один-два-три-четыре-пять (проводим утреннюю гимнастику).
Хома хочет сильным стать (показываем сильные руки).

2. Вот кулачок (малыш сжимает пальчики в кулак),
А вот ладошка (ребёнок показывает ладонь).
На ладошку села кошка (малыш изображает действие с помощью второй руки, соединив пальчики друг с другом)
И крадётся, и крадётся, и крадётся (пальчики двигаются наверх, в сторону плеча).
Прыг под мышку (прячем ладонь под мышку),
Где же мышка? (Разводим ладони в стороны)

Пальчиковые игры для детей

«Тактильные дощечки»

Для этой игры потребуется тщательная подготовка. Приготовьте до 10 дощечек, каждая из которых будет представлять собой особое покрытие, отличное от других. Для удобства пронумеруйте их.

Один из вариантов игры – ребёнок с закрытыми глазами трогает каждую дощечку и представляет, на что это может быть похоже. В итоге должны получиться разные ассоциации.

Например:

1. Ровная и гладкая поверхность как телевизор или окно
2. Воздушно-пузырьковая плёнка – мочалка
3. Горох с фасолью – камни
4. Бархатная бумага – шарф
5. Спички – расчёска
6. Карандаши – забор
7. Ткань байка – мягкие тапочки
8. Ребристая бумага – зубная щётка
9. Мех – кошка
10. Наждачная бумага – огурец

Другой вариант – разложите заготовки в порядке нумерации и предложите малышу на ощупь запомнить каждую и как они лежат. После чего перемешайте дощечки, пусть ребёнок вспомнит их расположение и расставит, как было.

Начинать можно с 4-5 заготовок, постепенно увеличивая их количество.

Тактильные дощечки для детей

Тактильные дощечки

«Руки помнят»

Положите в плотный мешочек несколько разных на ощупь предметов. Это может быть плюшевый мишка, небольшой мяч, ключи, резинка для волос, блокнот и другое. Заранее расставьте изображения этих вещей. Предложите ребёнку с закрытыми глазами опустить руку в мешок и потрогать содержимое. Затем он должен показать на картинках, какие вещи он узнал, а каких вовсе не было.

Дошкольный период – это та пора, когда ребёнок активно изучает окружающий его мир. В это время развиваются процессы познания, малыш получает много новой информации. Поэтому так важно уделять внимание улучшению всех видов памяти. Вашими незаменимыми помощниками в этом деле станут несложные игры и упражнения, благодаря которым ребёнок научится легко запоминать и воспроизводить полученную информацию.

Оцените статью:
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
[bvi text='Версия для слабовидящих']

Вам также может понравиться

Будьте с нами в социальных сетях

Мы в соцсетях:

Будьте в курсе
последних новостей и акций.
Участвуйте в обсуждениях
и конкурсах