Как научить ребёнка пересказывать текст

Учим ребенка пересказывать и анализировать текст

Как научить ребёнка пересказывать текст

Скачать

Поделиться

Умение пересказывать текст поднимает успеваемость в школе, способствует творческому развитию малыша и формирует логическое мышление. Практиковать пересказ очень важно, но в одиночку детям 5-7 лет сложно справиться с такой задачей. Им необходима помощь взрослого. Предлагаем ознакомиться с несколькими приёмами, которые помогут детям научиться пересказывать текст.

Аудио-версия статьи "КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ" КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ

Существует несколько вариантов пересказа текстов. Например, пересказывать можно:

  • близко к тексту. Требуется максимально точно пересказать прочитанный текст;
  • выборочно. Необходимо самостоятельно выбрать ту часть текста, которая отвечает на заданный вопрос;
  • пересказ краткого содержания. Самая сложная форма пересказа, так как необходимо не только вспомнить содержание, но проанализировать его и выделить главную мысль;
  • творческий пересказ. Эта работа с текстом заставляет проанализировать прочитанный рассказ и дополнить его, включая логическое мышление.

Начинать занятия нужно с самого лёгкого варианта. Но вы должны помнить, что пересказать текст для дошкольника сложная задача. Концентрируясь на правильном воспроизведении букв, ребёнок упускает суть прочитанного. А на просьбу отнестись к заданию внимательнее, только сильнее сбивается и путается. Задача взрослого — научить малыша работать с текстом, и сформировать правильный способ восприятия информации.

Выбираем текст для пересказа

Чтобы ребёнок мог воспринять текст, он должен быть максимально понятным для него. Даже небольшие рассказы, наполненные множеством неизвестных слов, вызывают сложности при пересказе. Дети пытаются заучить незнакомые выражения, не понимая их смысла, а в результате теряют суть всего рассказа.

Выбираем текст для пересказа для дошкольника

Поэтому ещё на этапе просмотра текста убедитесь, что он не вызывает затруднений. Подбор литературы для пересказа осуществляется исходя из словарного запаса дошкольника. Но это не значит, что нужно ограничиться упрощённым изданием «Колобка»

В идеале текст для пересказа должен содержать не более 15 предложений. Подойдут небольшие рассказы Л. Толстого (например, «Лев и мышь» или «Хотела галка пить»), Е. Чурушина («Кабан», «Волчишко»), В. Сутеева («Добрая утка»), Н. Носова («Живая шляпа») и т.д.

Кроме того, текст должен быть интересен ребёнку. Ведь мы всегда охотнее рассказываем о том, что нас заинтриговало.

Учим ребёнка понимать смысл текста

Определившись с литературой, можно переходить к ознакомительному и изучающему чтению. Первое прочтение позволяет разобраться в написанном, второе побуждает к анализу. Именно на этих стадиях начинается основная работа с текстом, которая строится по одному из способов:

  • классический. Этим способом пользуются учителя в школах. Его суть заключается в том, чтобы, прочитав рассказ ответить на вопросы. А также подобрать название, выделить главную мысль, найти непонятные слова и разобраться в их значении;
  • прогрессивный. Направлен на углублённую проработку текста и активизацию логического мышления. Здесь требуется больше внимания к деталям. Нужно научиться разграничивать важную и второстепенную информацию, видеть структуру рассказа, соотносить прочитанное с уже имеющимися знаниями. 
Учим ребёнка понимать смысл рассказа

Существует несколько приёмов, которые помогут заинтересовать ребёнка и организовать работу с текстом:

1. А если так? После прочтения текста, нужно заменить какое-то действие или предмет и попросить порассуждать над тем, как бы сложились обстоятельства, если бы случилось так. Например, чтобы произошло, если бы Котька из рассказа Н. Носова «Горка» сразу помогал ребятам строить горку?

2. Собираем пазл. Распечатайте и разрежьте текст по предложениям на несколько кусков. Чтобы собрать его обратно малышу придётся задуматься над содержанием.

3. Просеиваем через сито. Просеять можно не только муку, но и рассказы. Попросите вычеркнуть в тексте слова, которые не повлияют на содержание.

4. От слова к слову. Попробуйте вместе определить ключевые слова, на которых держится повествование. Соедините их в логическую цепочкуОна станет хорошим подспорьем при пересказе.

5. Новый рассказ. Используя ключевые слова, попросите придумать новые предложения, и помогите собрать их в рассказ;

6. Чего не хватает? Распечатайте текст с недостающими словами или слогами. Дети в дошкольном возрасте ещё не умеют автоматически заполнять пробелы. Чтобы восстановить текст, придётся внимательно изучить содержание.

Правила работы с текстом для дошкольника

7. Больше, лучше, длиннееЕсли в начале списка, мы говорили, что нужно научить ребёнка сокращать, выделяя главное, то суть этого задания как раз в противоположном. Вместе найдите все короткие предложения и предложите дополнить их, развить мысль.

Учим ребёнка анализировать текст

Умение анализировать тексты появляется у ребёнка к 10 годам. Но, к сожалению, в школах не учитывают эту физиологическую особенность детей и уже в начальных классах требуют от детей анализировать и пересказывать текст.

Мы, родители, можем помочь детям подготовиться к школьным требованиям. Чтобы «обхитрить» мозг, научите ребёнка следующим упражнениям:

1.После прочтения попросите определить основную мысль рассказа. Что именно хотел сказать автор?

2.Переведите занятие в форму игры. Попросите кратко описать содержание в виде плана, а затем дополните короткие фразы подходящими рисунками. Работа над собственным комиксом стимулирует интерес к занятию, творческое и логическое мышление.

3.Попросите найти в тексте самые важные события или факты.

Учим ребёнка анализировать рассказ

4. Обсудите прочитанное в «непринуждённой беседе». Порассуждайте над событиями или поступками главных героев.

5. Предложите ребёнку стать актёром и сыграть роль главного героя. При этом не нужно ограничивать поведение героя рамками прочитанного текста. Напротив, приветствуется фантазия. Предоставьте малышу возможность проявить себя в описанных ситуациях.

Развить аналитический тип мышления помогают текстовые задачи. Как и при анализе текста, для решения такой задачи необходимо познакомиться с её условиями, в рассуждениях найти правильный ответ и проанализировать способ решения. Ниже приведены примеры таких задач.

Родственные связи. Задача учит находить причинно-следственные связи и развивает логику.

Брата зовут – Пётр Игоревич. Дедушку – Роман Фёдорович. Как зовут Папу? Правильный ответ: Игорь Романович.

Алгоритм решенияЕсли у брата отчество Игоревич. Значит, имя папы – Игорь. Дедушку (папа папы) зовут Роман. Значит, отчество папы – Романович.

Кто длиннее? Задача развивает логическое мышление и учит находить скрытый смысл.

Гусеница не длиннее червяка. Червяк не длиннее гусеницы. У кого длина больше? Правильный ответ: они одинаковые.

Алгоритм решения: фраза «не длиннее» имеет неоднозначный смысл: либо предметы имеют одинаковую длину, либо один предмет короче другого. Если гусеница и червяк не длиннее друг друга, значит, они одинаковые.

Текстовые задачи для дошкольников. Анализируем текст

Угощение. Чтобы решить задачу, нужно освоить метод исключения. Также пример развивает внимание и логику.

Три внучки пришли в гости к бабушке. Каждой внучке бабушка дала угощение: яблоко, абрикос и грушу. Даша не получила грушу. Маша не получила ни яблоко, ни грушу. Что бабушка дала Саше? Правильный ответ: грушу.

Алгоритм решения: если бабушка не давала грушу ни Даше, ни Маше, значит, она досталась Саше.

Учим ребёнка запоминать и пересказывать текст

Теперь можно переходить непосредственно к пересказу. Если техника осмысленного прочтения и анализа освоена хорошо, то с запоминанием и пересказом проблем не возникнет, остаётся:

  • выбрать текст;
  • ознакомиться с темой и содержанием;
  • прочесть его осмысленно, опираясь на приведённые выше техники;
  • проанализировать материал и обсудить с прочитанное;
  • перечитать текст для лучшего усвоения и запоминания;
  • пересказать.
Учим ребёнка запоминать текст

Тем детям, которые уже хорошо научились работать с текстами и не испытывают затруднений можно повысить сложность заданий:

  • попросите максимально упростить план, отсеять все второстепенные детали;
  • пересказывать текст можно не только с позиции читателя, но и вжившись в роль главного героя. Пусть ребёнок попробует увидеть себя глазами книжного персонажа. Чтобы сделать занятие ещё более увлекательным, пересказ можно превратить в кукольный спектакль, используя любимые игрушки;
  • некоторые дети любят вести дневники. Предложите вести дневник читателя. Туда можно записывать все важные моменты, имена, понравившиеся выражения или идеи.

Мамам на заметку

Каждой маме хочется, чтобы её малыш был самым умным, талантливым и успешным. Но не стоит забывать об индивидуальных и возрастных особенностях. А также о том, что главная цель описанных выше заданий в необходимости заинтересовать ребёнка, научить его самостоятельной, а не подневольной работе.

Мамам на заметку. Советы психологов

Чтобы чтение и пересказ приносили удовольствие и были продуктивными, воспользуйтесь одним из советов профессиональных психологов:

  • все люди делятся на визуалов и аудиалов. Первым легче запомнить текст, увидев его, вторым – услышав. Аудиалу труднее освоить методики пересказа. Поэтому на первых этапах ему можно помочь, прочитав текст вслух отчётливо, разборчиво, правильно расставляя интонационные акценты;
  • не заставляйте дошкольника заниматься чтением и пересказом в плохом настроении. Это может сформировать негативное отношение к занятиям в целом;
  • выбирайте рассказы, тематика которых будет увлекать ребёнка. Лучше выбрать более сложный, но интересный для прочтения текст;
  • повышать уровень сложности нужно постепенно. Если вы видите, что малыш уже хорошо справляется с поставленными задачами и не требует вашей помощи, можно переходить к следующему этапу;
  • регулярно работайте над расширением словарного запаса.

Проводить занятия желательно ежедневно, уделяя им по 20-30 минут. И, конечно, не забывайте чаще хвалить своё чадо, даже за незначительные достижения.

Навыки осмысленного чтения, развитое аналитическое мышление, а также умение запоминать, и связно пересказывать материал пригодится ребёнку на протяжении всего периода обучения. В младших классах это поможет быстрее адаптироваться к учебной программе. Начиная с третьего класса ребёнку будет легче даваться русский язык и литература, проще усваиваться большие объёмы информации.

Оцените статью:
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
[bvi text='Версия для слабовидящих']

Вам также может понравиться

Будьте с нами в социальных сетях

Мы в соцсетях:

Будьте в курсе
последних новостей и акций.
Участвуйте в обсуждениях
и конкурсах