Ребенок не говорит в 2 года: причины молчания и методы развития речи

Малыш не говорит в 2 года

Ребенок не говорит в 2 года: причины молчания и методы развития речи

Скачать

Поделиться

Потребность говорить у детей появляется в разном возрасте. Большинство малышей начинают пользоваться речью к концу 1 года: это звукоподражание, слова из 1─2 слогов. С 2 лет речь становится средством выражения эмоций и потребностей. Если ребенок хранит молчание, нужно спокойно разобраться с причинами. Часто положение можно исправить, используя игры и специальную гимнастику.

Вашему ребенку исполнилось 2 года, а он все еще не разговаривает? Поверьте, что это не повод для серьезного огорчения и тем более паники. Темпы развития у детей разные. Малыш может долго молчать, а потом быстро наберет словарный запас и опередит своих сверстников.

Чтобы исключить психофизиологические отклонения, обследуйте кроху у специалистов: педиатра, невролога. К логопеду обращаться пока рановато, но если хотите, то можно проконсультироваться. Пока же старайтесь проводить с малышом больше времени, чаще разговаривайте и читайте вслух. Спокойная и доброжелательная атмосфера способствует развитию детской речи.

Среднестатистические нормы речевого развития

Когда речь идет о детях, нормативные рекомендации служат примерным ориентиром. Многое зависит от индивидуальности ребенка, психофизиологических особенностей, темперамента и характера. У одних малышей речь развивается быстро, другие начинают говорить в более поздние сроки.

Развитие ребенка в 2 года

Логопеды, педиатры и неврологи определили средние нормы речевого развития у детей 2 лет:

  1. Словарь ребенка содержит около 300 слов. Малыш активно использует их в речи, составляет простые, краткие предложения.
  2. Понимает, что говорят и спрашивают взрослые. Отвечает на заданные вопросы.
  3. Воспринимает и выполняет задания: принести предметы одежды, выключить свет.
  4. Применяет слова благодарности, приветствия и прощания.
  5. Пользуется личным местоимением: я буду рисовать.
  6. Показывает названный объект в комнате и на улице, находит в книжке.

На 3 году дикция становится более отчетливой, а речь понятной. Ребенок правильно произносит все гласные и многие согласные. Допустимы трудности с артикуляцией «трудных» звуков: л, р, некоторых свистящих или шипящих.

На что стоит обратить внимание

Если ребенок не говорит в 2 года, но не имеет других отклонений, то не нужно переживать. Отставание в развитии речи (ЗРР) на 2―3 месяца, а для мальчиков на 4―5 вполне допустимо.

Умные и вдумчивые малыши нередко бывают молчунами, предпочитают использовать жесты и междометия. Это не мешает нормальному взаимодействию со сверстниками и близкими. Однако заметные отклонения в психическом и речевом развитии должны насторожить родителей.

Умный малыш

Обратите внимание на характерные признаки:

  • трудности с пониманием речи, ее слуховым восприятием, повторением и усвоением новых слов;
  • отсутствие или позднее появление (после 1, 5 лет) указательного жеста, ребенок не способен ни на что показать сам или по просьбе взрослого;
  • постоянная путаница с названиями окружающих предметов, обычных бытовых действий, частей тела;
  • неумение попросить что-либо нужное, называя или указывая на объект желания;
  • неспособность принести названную взрослым вещь – мама просит, а малыш не реагирует;
  • проблемы с мелкой моторикой, ребенок не может сложить простые пазлы, вкладывать фигуры в сортер;
  • неуклюжие движения, неуверенная походка, частое перемещение на носочках;
  • регулярное дрожание подбородка и рук, раскачивание.

Вас должно насторожить бессмысленное, многократное повторение одних и тех же фраз. Плохо, если двухлетние дети не реагируют на свое имя, имеют скудный словарь в пределах 20 слов. Игры с длительным дублированием одного и того же движения – хлопанье дверью, щелканье выключателем – тоже повод для беспокойства. К негативным признакам относится отсутствие эмоциональной связи с мамой. Ребенок не стремится к контакту, не следит за реакцией мамы на действия и события.

Мы перечислили самые очевидные отклонения, связанные с задержкой психоречевого развития (ЗПРР). Если вовремя обратиться к детскому неврологу, он поможет с ними справиться.

Почему ребенок не говорит

Задержка речи бывает обусловлена разными факторами. После длительных наблюдений за маленькими «молчунами» специалисты разделили детей на 2 категории. К первой относятся здоровые ребятишки 2 лет, которые могут, но не хотят говорить. Это связано с причинами социально-психологического характера. Вторую категорию составляют малыши с физическими отклонениями, заболеваниями, плохой наследственностью, что мешает нормальному речевому развитию.

Социально-психологические факторы

Что мешает становлению речи у здорового ребенка? Рассмотрим типичные ситуации.

Отсутствует потребность в речи. Малышу не хватает вербальных контактов с родителями, образцов для повторения и подражания. Недостаток внимания и общения препятствует нормальному речевому развитию. Не менее вредна чрезмерная опека. Ребенок вполне может обходиться жестами или звуками, для того чтобы немедленно получить желаемое. Обе ситуации приводят к ограничению словарного запаса, неумению и нежеланию разговаривать.

Ребенок показывает, что он хочет

Последствия стресса. Страх и сильные переживания в раннем возрасте буквально лишают детей дара речи. Частые ссоры родителей в присутствии малыша, слезы и крики матери травмируют детскую психику. Некоторые дети тяжело привыкают к детскому саду. Разлука с мамой вызывает стресс, и кроха замыкается в себе.

Негативное воздействие радио и телевизора. Постоянно звучащая речь из телевизора, компьютера или радио становится для детей обычным шумовым фоном. Малыши перестают обращать внимание на слова родителей и повторять за ними.

Использование родителями разных языков. Существует мнение, что в детском возрасте легче всего усвоить любые языки. Но до двух лет делать этого не стоит. В голове у ребенка начинается путаница. Какое слово использовать, если мама и папа называют предмет по-разному?

Ребенок билингва

Сознательное молчание. Будущие сильные личности с раннего возраста демонстрируют независимость или упрямство. Если на них оказывать давление и настойчиво требовать «скажи, повторяй за мной», это вызовет сопротивление. Дети будут упорно молчать, пока сами не захотят разговаривать.

Причины медицинского характера

Черепно-мозговые травмы, частые падения, тяжелая форма детских болезней, лечение в стационаре негативно нередко вызывают расстройство речевой функции. К распространенным причинам, связанным с отклонениями в здоровье, относятся следующие:

  1. Понижение остроты слуха. Слабослышащие дети плохо понимают речь окружающих, испытывают трудности с повторением слов.
  2. Челюстно-лицевые дефекты, моторная апраксия мышц лица мешают нормальной артикуляции.
  3. Генетическая предрасположенность, задержка речи у родителей или близких родственников. Влияние некоторых наследственных болезней – миастении, брадилалии.
  4. Дизартрия – следствие перенесенной нейроинфекции или травмы ограничивает подвижность речевого аппарата. Малышу не удается произносить многие звуки.
  5. Алалия (речь почти отсутствует) или афазия (утрата речевых навыков). Результат повреждения речевых центров головного мозга вследствие родовой травмы, гипоксии или прогрессирующей патологии внутриутробного развития.
  6. Детский аутизм. Замкнутость, уход в себя, избегание контактов.
Причины медицинского характера

Если ребенок не говорит в 2 года, припомните, как протекала беременность и роды. Определяющим фактором может быть влияние затянувшегося токсикоза, травм и тяжелых болезней, прием некоторых медикаментов.

Методы развития речи у детей 2-3 лет

Дошкольные педагоги, логопеды и психологи рекомендуют комбинировать различные методики для становления речи малышей. Давайте рассмотрим каждый их них.

Артикуляционная гимнастика

Если ваш ребенок не говорит в 2 года, используйте подборку специальных упражнений. Они полезны для укрепления связок и мышц, участвующих в образовании звуков. Регулярные занятия помогут малышу освоить и закрепить правильную артикуляцию.

Чтобы детям было интересно, проявляйте изобретательность, обыгрывайте элементы комплекса. Показывайте пример, как выполнять каждое упражнение:

  • надувать и сдувать щечки, сначала обе вместе, затем по очереди (воздушные шарики); 
  • широко открывать ротик (ворота замка), оставаться в таком положении 5 сек.;
  • снова открыть ротик, полностью высунуть язычок (мостик), затем спрятать;
  • открыть ротик максимально широко, высунуть расслабленный язычок, опустить на нижнюю губку, подержать 5 сек. (лопатка);
  • изобразить улыбку, двигать языком из уголка в уголок приоткрытого ротика (маятник).

Обеспечьте веселую, непринужденную атмосферу, тогда малыш будет охотно заниматься.

Развитие мелкой моторики

Любые занятия, развивающие мелкую моторику рук, помогают становлению детской речи. Предлагаем вашему вниманию популярные упражнения.

Сортируем предметы. Используйте небольшие вещицы различной конфигурации, окраски, величины, например, бусины или пуговицы. Назовите отличительный признак и попросите кроху разложить предметы в отдельные емкости. Объясните, что при захвате нужно использовать 2―3 пальчика.

Катаем шарики. Подойдут круглые небольшие бусины, камешки, деревянные или стеклянные кругляши. Двойную пользу принесет лепка шариков-яблочек из красного пластилина, обычного или специального теста. Разминание пластичного материала хорошо развивает мелкую моторику.

Катаем шарики из пластилина

Пусть малыш вылепит шарики, покрутит их между ладошками, покатает по столу. Покажите, как использовать один или несколько пальчиков. В конце занятия нарисуйте дерево. Предложите ребенку прилепить к нему яблочки, нажимая подушечками пальцев. Для украшения колобков из теста подготовьте изюм или цукаты, их нужно захватывать 2 пальчиками.

Изображаем узоры. Предлагайте крохе разные способы: рисование фломастером по образцу, обведение карандашом готового узора. Возьмите лист картона, покройте тонким слоем пластилина, попросите выложить любой узор из камешков.

Делаем бусы из макарон. Понадобится тарелка с крупными короткими макаронами и шнурок. Продевая шнур через отверстия, малыш развивает ловкость пальцев. С той же целью используем различные игры-шнуровки.

Ищем клад. Возьмите ведерко и положите в него мелкие игрушки, забавные фигурки, красивые пуговицы. Сверху насыпьте рис или гречку. Объясните малышу, что на дне ведерка спрятано что-то интересное. Покажите, как надо искать и достаньте одну фигурку. Предложите крохе найти остальные.

Играем с логическим домиком. Занятие полезно для развития мелкой моторики и логического мышления. Чтобы открыть нужную дверцу, придется подобрать правильный ключик. Для сортировки фигурок предстоит найти окошки той же формы, тогда их можно будет просунуть внутрь домика.

Логический домик Полесье

Складываем пазлы. Начните с простых, состоящих из 2 крупных частей (половинки фруктов). Когда малыш научится быстро справляться с ними, постепенно увеличивайте количество деталей. Размер пазлов соответственно уменьшится.

Двухлетнего ребенка пора научить пользоваться ножницами. Покажите как делать прямые и закругленные разрезы. Вырезание геометрических фигур и картинок улучшает мелкую моторику. Позаботьтесь о безопасности малыша. Не позволяйте брать в рот мелкие предметы, соблюдайте осторожность при работе с ножницами.

Чтение для развития речи

Раннее знакомство с книгами полезно во всех отношениях. Оно способствует пополнению пассивного словаря, развивает интеллект. Чтение вслух и совместный пересказ содержания поможет становлению речи ребенка, который не говорит в 2 года.

Выберите любимую сказку крохи. Она должна быть понятной и короткой, чтобы малыш все запомнил. Прочтите текст «с выражением» 1―2 раза и приступайте к пересказу. Излагайте содержание простыми, знакомыми ребенку словами.

Читаем любимую сказку ребенка

Привлекайте малыша любыми способами: задавайте наводящие вопросы: «Сколько было поросят (три)? Какой домик построил Наф-Наф (каменный)?». Специально путайте персонажей: «Поросята боялись льва», пусть ребенок вас поправляет.

Сделайте чтение книг перед сном доброй традицией. В постели малыш не отвлекается на посторонние вещи. Днем вместе рассматривайте иллюстрации к рассказам и сказкам. Не забывайте комментировать, вовлекая ребенка в обсуждение.

Игры на развитие речи

Как помочь маленьким молчунам заговорить? Попробуйте увлечь детей несложными играми. Предлагаем на выбор несколько проверенных вариантов.

Рассматривая картинки вместе с малышом, задавайте всевозможные вопросы, помогите сформулировать ответ, подскажите слова:

  • что делают нарисованные люди – девочка ловит бабочку, мама варит суп, мальчик читает;
  • для чего нужны разные вещи – мячики пинают и кидают, из тарелки едят, на машине ездят, мылом моют руки;
  • какие цвета у радуги и так далее.
Рассматриваем картинки в книжке

Спрячьте одну из игрушек на глазах у ребенка, спросите, где она находится (в ящике, под стулом, за шкафом), затем смените место. Игра полезна для пополнения активного словаря, учит малыша правильно пользоваться предлогами.

Развитию речи ребенка, который не говорит в 2 года, помогают подражательные игры. Моделируя знакомые ситуации, кроху проще вовлечь в диалог.

Играем в доктора. Дети, особенно девочки, любят подражать врачам. Прочтите вслух сказку про Айболита, затем предложите поиграть в доктора. Можно использовать игрушечный фонендоскоп, трубочку для прослушивания, шпатель или чайную ложку.

Куклы с другими игрушками поочередно приходят к врачу. Покажите малышу, как вести прием: назвать «пациента», спросить, что у кого болит, послушать дыхание, посмотреть ротик. Стимулируйте малыша комментировать свои действия, покажите пример.

Игра в продавца. Используя детский столик, как витрину магазина. Разложите овощи-фрукты, конфеты и печенье, игрушки и т.п. Сначала продавцом будет взрослый, покупателем ребенок. Спрашивайте, что он хочет купить, зачем, почему ему нужен этот предмет (груша, чтобы есть, кубики – строить и пр.).

Сделайте вид, что не понимаете указательные жесты крохи, старайтесь получить словесный ответ. После каждой покупки спрашивайте, что еще нужно? Затем поменяйтесь ролями. В качестве покупателя продолжайте задавать вопросы: что это такое, сколько колес у машинки, какого цвета яблоки?

Используйте стремление малышей подражать действиям взрослых. Разговоры с родителями по игрушечному телефону стимулируют речевую активность.

Играем в магазин

Общие правила проведения занятий по развитию речи с детьми 2―3 лет

Для того, чтобы достичь желаемого результата, воспользуйтесь нашими рекомендациями. Специалисты предлагают придерживаться несложных правил:

  1. Игра – основной вид деятельности малышей, самая эффективная форма проведения занятий. Любая информация усваивается лучше, если дети увлечены процессом.
  2. Ребятишки любого возраста, особенно раннего, хорошо реагируют на наглядные пособия. Применение ярких плакатов, красочных карточек, игрушек, обычных предметов обихода делают занятия более интересными и доходчивыми.
  3. Спокойная, веселая атмосфера занятий способствует восприятию информации. Нервозность и раздражительность родителей может свести результат к нулю. Как бы ни было трудно, держите негативные эмоции под контролем.
  4. Обязательное условие успеха – регулярность занятий. Постарайтесь найти время, чтобы заниматься недолго, но ежедневно. Постепенно у детей сформируется привычка, которая пригодится в будущем.

Вас беспокоит, что двухлетний малыш не говорит или его речь далека от возрастной нормы? Для начала исключите медицинскую патологию. Если со стороны здоровья все в порядке, то проанализируйте возможные социальные факторы, влияющие на кроху. Систематические занятия по становлению речи обязательно помогут. При необходимости в дальнейшем можно обратиться к логопеду, он научит правильному произношению звуков.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Вам также может понравиться

Будьте с нами в социальных сетях

Мы в соцсетях:

Будьте в курсе
последних новостей и акций.
Участвуйте в обсуждениях
и конкурсах