Логопедические игры для детей 3 лет

Логопедические игры с детьми 3 лет

Логопедические игры для детей 3 лет

Логопедические игры для детей 3 лет

Скачать

Поделиться

Логопедические игры для детей – это система разнообразных методик, способствующая полноценному и всестороннему развитию ребёнка. Каждое занятие рассчитано не только на развитие речевого комплекса, но и на тренировку памяти, а также расширение словарного запаса.

Аудио-версия статьи "ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 ЛЕТ" ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 ЛЕТ

В трёхлетнем возрасте дети уже хорошо знают многие понятия и свойства предметов, их пассивный словарный запас расширяется до 1,5 – 2 тысяч слов. Но им по-прежнему трудно производить сложные фонетические приёмы: разделять слова на слоги, выделять отдельные звуки. Поэтому многие дети начинают заниматься словотворчеством, теряют или переставляют отдельные звуки, а иногда и целые слоги, путают ударения, сокращают сложные для произношения слова. Исправить ситуацию помогают логопедические игры, которые активизируют сразу несколько участков головного мозга.

При этом совершенно необязательно ежедневно посещать кабинет логопеда. Многие развивающие игры можно проводить в привычной для ребёнка обстановке, не отвлекаясь от основных домашних занятий.

Игры для развития дыхания

Это группа игр, направленная на развитие речевого дыхания, которое, в свою очередь, оказывает влияние на силу голоса, артикуляцию и чистоту произношения звуков.

Логопедический футбол

Эта игра позволяет тренировать плавность выдоха, развивает умение контролировать силу выдоха. Для организации понадобится:

  • ватный шарик;
  • ровная, гладкая поверхность;
  • предмет, выполняющий роль ворот.
Логопедический футбол

При желании можно соорудить небольшой макет футбольного поля или использовать подручные материалы, разместив их на письменном или обеденном столе.

Ворота располагают на расстоянии 30 см от ребёнка. Задача – задуть шарик в ворота. Для первых игр лучше выбрать ворота большого размера, а затем постепенно уменьшать их размер, усложняя задачу. В процессе задувания нужно стараться выдыхать воздух, произнося звук «Ф».

Кто дальше

Игра тренирует силу выдоха и мышцы губ. В качестве реквизита можно использовать:

  • ручки или карандаши;
  • свечи для торта;
  • бумажные или ватные шарики.
Логопедическая игра Кто дальше

Предмет должен быть относительно лёгким и подвижными. Его располагают на ровной гладкой поверхности и предлагают посоревноваться, у кого получится сдуть предмет дальше.

Морской круиз

В процессе этой логопедической игры ребёнок учится менять силу и направление выдоха, а также тренирует мышцы губ.

Для проведения понадобится:

  • неглубокая, но широкая ёмкость с водой;
  • любой предмет, который может выполнить роль флажка, буйка или маяка;
  • бумажный кораблик.

Таз с водой располагают на удобной для ребёнка высоте и предлагают отправить кораблик в путешествие к дальним берегам (флажку или буйку). Флажок нужно устанавливать в разных местах, чтобы поменять направление движения. 

Логопедические игры. Морской круиз

В процессе сдувания кораблика ребёнок должен практиковать разные техники: плавный выдох (губы растянуты, как при произношении звука «Ф»), сильный выдох (губы вытянуты в трубочку).

Повелитель бурь

Эта логопедическая игра способна надолго увлечь вашего ребёнка. Однако, такое, казалось бы, баловство не только весёлое, но и полезное. Оно отлично стимулирует развитие сильного целенаправленного выдоха. Для её проведения понадобится обычный стакан и соломинка.

Логопедические игры. Повелитель бурь

Ребёнок должен дуть в стакан, наполовину наполненный водой, через соломинку для коктейля, стараясь устроить сильную «бурю» на одном выдохе. При этом губы нужно вытянуть трубочкой, нельзя раздувать щёки или делать дополнительный вдох. Предложите малышу дуть с разной интенсивностью: чуть слабее и сильнее.

Запахи

Цель этой игры – тренировка глубокого вдоха через нос. Необходимый реквизит: любые продукты с ярким, хорошо выраженным запахом. Например, апельсин, банан или груша. Задача ребёнка – глубоко вдохнуть аромат носом, а на выдохе произнести «как вкусно» или «как хорошо пахнет». 

Логопедические игры. Приятный запах

Если ребёнок уже умеет различать овощи и фрукты, игру можно проводить с закрытыми глазами, стараясь угадать, какому продукту принадлежит запах.

Еще больше игр на развитие дыхания смотрите в нашей статье: “20 игр на развитие дыхания для детей”.

Игры на активизацию словаря

Эти логопедические игры направлены не только на развитие произношения отдельных звуков, но и на активизацию речевого процесса в целом. Они помогают формировать связную речь и развивать длительные высказывания.  

Рассеянный художник

Игра учит употреблять существительные и развивает логическое мышление. Для её проведения потребуются недорисованные картинки известных ребёнку предметов или животных. 

Логопедическая игра художник

Показывая картинку, взрослый спрашивает, что забыл нарисовать художник, а малыш должен дать на него развёрнутый ответ. Например, «Чего не хватает орлу?» «Орлу не хватает крыла». Или «У орла нет крыла».

Наоборот

Цель игры – развить мыслительные процессы, используя базу пассивного словарного запаса. Начинать лучше с простых и доступных ребёнку понятий. Например, шкаф высокий, а тумбочка – низкая. Чтобы занятие получилось более увлекательным, понадобится мяч, одновременно подключая и развитие координации. Бросая его, взрослый говорит какое-то слово, а малыш, возвращая мяч произносит слово-антоним.

Посудная лавка

Игра помогает расширить словарный запас и развить речевое внимание. По сути, это знакомая всем игра в магазин, только в данном случае продавать и покупать нужно товары, для которых можно подобрать обобщающее слово. Например, посуда для масла – маслёнка, посуда для супа – супница, посуда для хлеба… и так далее.

Логопедические игры. Посудная лавка

В процессе игры ребёнок должен стать как покупателем, так и продавцом, закрепляя полученные знания и проговаривая новые слова.

Мамы и малыши

Цель этой логопедической игры в том, чтобы научить ребёнка словообразовательному процессу, расширить словарный запас, укрепить память и внимание. Ещё одна игра с мячом. 

Логопедические игры. Мамы и малыши

Родитель, бросая мяч, называет животное-маму, а малыш должен назвать животное-детёныша. Например, львица – львёнок, мышь – мышонок. Усложнить игру можно, изменив правила перебрасывания мяча.

Кто и что делает?

Закрепить знание глаголов и разнообразить досуг ребёнка поможет логопедическая игра, в которой малыш должен назвать действие, свойственное какому-либо животному. Родитель называет животное и спрашивает, как передвигается животное. Например, кенгуру – прыгает, змея ползёт. Чтобы игра получилась более увлекательной, ребёнок может не только называть действие, но и показывать его. Также процесс можно визуализировать, играя с карточками-изображениями животных.

Игры на развитие фонематического слуха

Фонематический слух – это умение человека выделять определённые звуки и запоминать их. Логопедические игры данного этого направления очень нравятся детям, так как дают для фантазии и самостоятельной работы. 

Кто так говорит?

К трём годам ребёнок уже хорошо знает голоса животных и умеет их различать. Поэтому игра в угадайку служит в качестве закрепления навыков идентификации звуков и развития мыслительной деятельности. 

Логопедические игры. Кто так говорит

Родитель воспроизводит звук и просит малыша назвать животное, которое его издаёт. Дополнить игру можно картинками. Так ребёнок сможет не только назвать, но и визуализировать животное.

Скачать карточки для занятий можно по ссылке ниже

Ушки на макушке

В процессе игры ребёнок учится дифференцировать звуки. Также эта игра развивает слуховое внимание. Для её проведения понадобятся предметы из разных материалов: железо, стекло, дерево, бумага и другие.

Вначале ребёнок должен назвать все предложенные ему предметы и услышать звук, который они издают. Затем взрослый прячет предметы под стол или отгораживает их ширмой и повторяет звуки в произвольном порядке. Малыш должен определить, какой предмет издаёт такой звук и сказать его название.

Ловим звуки

Игра поможет развить внимание, выучить новые звуки и научится их идентифицировать в разговорной речи. В рамках одного занятия прорабатывают один звук, услышав который ребёнок должен отреагировать. 

Логопедические игры. Ловим звуки

Например, задание поймать все звуки «В». Взрослый громко и разборчиво произносит слова (шоколад, моркоВь, апельсин, карусель, Варежки и т.д.), а малыш, услышав звук «В», должен хлопнуть в ладоши. 

Собери слово

В процессе игры развивается логическое мышление и закрепляется знание звуков. В данном случае ребёнок должен суметь собрать слово из отдельных звуков. Родитель чётко произносит звуки по порядку (С-У-П, Д-О-М, С-О-Б-А-К-А), а малыш старается сопоставить фонемы и назвать слово целиком.

По цепочке

Эта игра помогает расширить словарный запас, тренирует память и помогает правильно идентифицировать звуки. Задача проста – называть слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова. Арбуз – зуб – бык – конфета и так далее.

Игра в слоги

На ранних этапах развития дети любят повторять односложные выражения или придуманные слоги. Достаточно направить деятельность ребёнка в нужном русле. Например, предложить называть цепочки слогов с нужной буквой: са-за-са, за-са-за, ра-ла-ра, ла-ра-ла и так далее. Если цепочка из трёх слогов даётся трудно, её можно сократить до двух повторений: та-да, да-та, за-ща и т.д. 

Логопедические игры. Игра в слоги

Не стоит забывать и о мелкой моторике, которая также способствует развитию речи. Например, можно предложить ребёнку поиграть в «золушку» и разложить небольшое количество смешанных круп в разные банки. Положительный эффект оказывает и гимнастика для языка, благодаря которой можно освоить механику произнесения сложных звуков.

Мамам на заметку

Не всегда игры с ребёнком проходят по намеченному плану. К этому нужно быть готовым и стараться любую ситуацию воспринимать в положительном ключе, в частности:

  • не настаивать на проведении игры, если ребёнок рассеян или в плохом настроении. Лучше сменить игру или отложить её на какое-то время, позволив малышу заняться тем, чем он хочет;
  • не ругать, если не получается выполнить задание. Возможно, был выбран сложный уровень или нужно придумать более интересную подачу;
  • похвала тоже должна быть умеренной. Отмечать успехи ребёнка нужно каждый раз, когда ему что-то хорошо удаётся;
  • длительность игры регулируется индивидуально, но лучше заниматься понемногу каждый день;
  • подбирать игры, которые отвечают уровню развития. Не нужно стесняться начинать со слишком простых занятий, в результате они принесут больше пользы;
  • повторять упражнения независимо от результата. Только систематические занятия дадут положительный результат.

Каждый ребёнок индивидуален, поэтому образовательный подход должен быть максимально адаптированным под его увлечения и способности. Приведённые выше техники лучше проводить системно и совмещать несколько заданий в рамках одного занятия. При этом каждая игра должна быть совместной работой родителя с ребёнком и обоим приносить только удовольствие.

Оцените статью:
(5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[bvi text='Версия для слабовидящих']

Вам также может понравиться