Методика Марии Монтессори

Методика Марии Монтессори

Методика Марии Монтессори

Скачать

Поделиться

Методика Монтессори – программа раннего развития, в которой малышу отводится ведущая роль. Ребёнок самостоятельно выбирает род деятельности. Изучает свойства предметов. Учится себя обслуживать, взаимодействовать со сверстниками. Задача взрослого: создать необходимые условия, оснастив помещение специальными пособиями. 

Аудио-версия статьи "МЕТОДИКА МАРИИ МОНТЕССОРИ" МЕТОДИКА МАРИИ МОНТЕССОРИ

Автор известной методики итальянский врач ХХ века, педагог Мария Монтессори. По её мнению, основные знания об окружающем мире малыш должен получать, опираясь на собственный опыт. Право выбора, чем заниматься, – за ребёнком. Взрослые организуют развивающую среду в соответствии с возрастными особенностями детей 

Обязательные атрибуты – дидактические пособия, игрушки вторичны. На задний план отходит и фигура старшего наставника. Воспитатель не вмешивается в деятельность детей. При необходимости направляет, подсказывает, помогает. Главная идея метода«Помоги мне сделать это самому». Главные правила: убирай за собой, клади вещи на свои места, говори тихо. 

Биография Марии Монтессори

Единственный ребёнок в своей семье, Мария Монтессори, родилась 31 августа 1870 года. Училась хорошо, проявляя особый интерес к естественным наукам. После окончания школы получила профессию врача, разрушив стереотипы. На тот момент искусством врачевания владели исключительно мужчины.  

Методика Марии Монтессори

В 1896 году устроилась на работу в клинику для детей с особенностями умственного и психического развития. Совмещая практику с изучением трудов врачей и педагогов, Монтессори приходит к неоднозначному выводу. Дети с ограниченными возможностями здоровья больше нуждаются в педагогической, нежели чем в медицинской поддержке.  

Потребовалось некоторое время для того, чтобы отдельные идеи оформились в логическую теорию. В её основу легло учение Сегена, дополненное практическими разработками. Внедрение в обучение новых методов дало потрясающие результаты. 

Дети, имеющие отставание в умственном или психическом развитии, освоили грамоту. Научились читать и писать лучше, чем их здоровые сверстники. Так Монтессори убедилась в правильности выбранного подхода. 

Методика Марии Монтессори

В 1898 году Мария познакомилась с Джузеппе Монтессано. Боясь разрушить научную карьеру, она заключила с возлюбленным договор: не вступать в официальный брак. В отношениях родился сын Марио.

Заботу о мальчике Мария, как и все женщины равного ей статуса, доверила гувернёрам. Марио состоял на пансионе в принимающей семье. Выходные дни Монтессори целиком посвящала сыну, много общаясь и играя с ним. Такой подход к воспитанию был нетипичным для того времени.  

По достижении десятилетнего возраста ребёнок переехал к матери. С тех пор они не разлучались. Повзрослев, Марио активно включается в научную деятельность, став верным соратником Марии и адептом её теории. 

Всю себя Монтессори отдавала научной деятельности. В 1907 году, 6 января, она открывает первую школу для умственно отсталых и педагогически запущенных детей. Достигнув успеха в начинаниях, принимает решение работать с обычными малышами.  

Так в Италии появился Дом ребёнка – учреждение дошкольного образования нового типа. Он был оснащён всем необходимым оборудованием, подобранным по единому принципу. Дом ребёнка приобрёл известность далеко за пределами Италии. Чтобы набраться опыта, в него приезжают гости, становясь последователями нового педагогического течения.  

Методика Марии Монтессори

После смерти дело, начатое Монтессори, продолжил её сын. Длительное время возглавлял одноимённую Международную Ассоциацию. Внёс большой вклад в развитие гуманистического подхода в образовании, способствовал становлению научной педагогики.

Суть педагогики Монтессори

Система базируется на постулате, выдвинутом Монтессори: каждый малыш с рождения тянется к знаниям. Причём существуют особые, сенситивные периоды, когда усвоение информации проходит легко: 

  • Принятие порядка (с 0 до 3 лет); 
  • Формирования действий, движений (1–4 года); 
  • Сенсорное развитие (0–5,5 лет); 
  • Восприятие мелких предметов (1,5-5,5 лет); 
  • Речевое развитие (0-6 лет).  
Методика Марии Монтессори

Для выработки необходимых навыков используются дидактические пособия. Выполняя простые манипуляции с развивающими материалами, малыш усваивает соотношения форм, размеров. Развивает логическое мышление, мелкую моторику. Монтессори считала, что игрушки дети берут от безысходности, когда в поле зрения нет ничего интересного. В классической системе игрушки исключены.  

Особые требования предъявляются к личности учителя. Он должен «изгнать из сердца гнев и гордыню», быть «смиренным», владеть собой. В основе взаимоотношений с маленькими воспитанниками – хорошее расположение, уважение к личности малыша. 

Практическое взаимодействие наставника с подопечными сводится к коротким двухминутным урокам. По просьбе детей учитель показывает, как нужно обращаться с тем или иным предметом. После чего предоставляют возможность действовать самостоятельно. 

Методика Марии Монтессори

Ребёнок выбирает не только род занятий, но и их продолжительность. По желанию меняет обстановку, переходя из одной зоны в другую. Инициатива малыша всегда в приоритете. 

Методика полностью исключает соревновательный элемент, отсутствуют критерии оценивания. Наставник вправе проявить настойчивость, но не использует такие методы, как наказание, принуждение, поощрение. Совместная деятельность детей подчиняется установленным нормам и правилам. Например, «кто первый взял, тот играет». «Поиграл – убери за собой». 

Развивающая среда Марии Монтессори

Основные принципы метода реализуются в условиях развивающей среды. Мебель, оснащение подбирают в строгом соответствии возрасту. Малыши должны уметь подвигать стулья, владеть навыками самообслуживания. 

Методика Марии Монтессори

Требования к помещению 

  • Больше солнечного света, свежего воздуха. В комнате предпочтительны панорамные окна; 
  • Пространство – просторное, не загромождённое мебелью; 
  • Дизайн – продуманный, эстетичный, спокойной цветовой гаммы; 
  • Приветствуются комнатные цветы, хрупкие вещи. За первыми дети учатся ухаживать. Со вторыми – осторожно обращаться; 
  • Пособия, дидактические игры размещают в поле зрения малыша. Количество экземпляров – по одному на каждого, для выработки навыков социального взаимодействия. 

Помещение разделяется на несколько зон. 

Практическая

Помогает выработать навыки самообслуживания, ухаживать за растениями и животными, общатьсяВ ней формируется умение бесшумно, аккуратно перемещаться по комнате.  

Методика Марии Монтессори
Методика Марии Монтессори

Для оформления практической зоны используют деревянные пособия. Бизиборды с застёжками, крючками, кнопками, бантиками и шнуровками. Ёмкости для воды, комнатные цветы, совки, лейки, ножницы и скатерти. Всё, с чем малыши сталкиваются в реальной жизни.   

Сенсорная

Задействует мелкую моторику. Рамки и блоки с вкладышами, тактильные таблички, сенсорные мешочки, лёгкие и тяжёлые бруски, коробки с разными запахами. 

Методика Марии Монтессори
Методика Марии Монтессори
Методика Марии Монтессори
Методика Марии Монтессори

У пособий одна цель – максимально развить органы чувств. Причём, каждое приспособление задействует исключительно одно из них.  

Математическая

Взаимосвязана с сенсорной. Ориентирована на сравнение, упорядочивание, сортировку предметов по признакам. 

Методика Марии Монтессори
Методика Марии Монтессори

В ней присутствуют цифры из материалов разной фактуры, цепочки и башни из разного числа бусин. Геометрический комод, таблицы арифметических действий. 

Языковая

Отчасти дублирует сенсорную. В ней располагаются звонки, звуковые коробочки, геометрические формы, стимулирующие развитие речи. 

Методика Марии Монтессори
Методика Марии Монтессори

Педагоги, находящиеся в ней, обращают внимание на правильность произношения слов. Используют дидактические игры на распознавание предметов, описание их свойств. 

Зона космоса

Место, где малыши приобретают первичные представления об устройстве мира. Наглядный материал становится базой, на основании которой ребёнок приходит к определённым выводам. 

Методика Марии Монтессори
Методика Марии Монтессори

Основные пособия – модель Солнечной системы, карточки с классификацией растений и животных, календари. В наличии имеется оборудование для проведения простейших опытов. 

Нижняя граница возраста, с которого начинают посещать монтессори – центры, примерно 2 месяца. Если есть сомнения в целесообразности такого поступка, к обучению приступают позже. Методика предусматривает индивидуальные, групповые, общие занятия.  

В монтессори-центрах практикуется набор разновозрастных групп. Это приучает старших детей заботиться о младших. А младшим позволяет ощутить свою значимость и успешность. 

Преимущества и недостатки методики

Как и любая другая методика, система Монтессори имеет свои плюсы и минусы.  

Плюсы методики Монтессори

1. Важное преимущество метода – возможность всестороннего развития без насилия над личностью ребёнка.

2. Учитываются возрастные особенности малыша, подбирается индивидуальный темп занятий.

3. Детям предоставляется свобода выбора. Поэтому параллельно с исследовательской деятельностью идёт формирование умения принимать решения, работать самостоятельно.

4. В монтессори-группах быстрее закрепляются навыки самообслуживания. Отрабатывается социально одобряемое поведение. Монтессори-дети самостоятельные и дисциплинированные.

5. Сенсорное и сенсорно-моторное развитие способствует всестороннему умственному развитию; 

Методика Марии Монтессори

6. Система воспитывает свободную личность. Став взрослым, такой человек ценит и уважает права, свободу других людей.

7. Отсутствует негативная оценка, критика.

8. Разновозрастные группы обеспечивают распределение детей по интересам, но не по возрастному принципу. 

9. Разновозрастной состав упрощает обучение. Маленькие учатся у больших. А большие проявляют заботу о младших.

10. Дети обучаются принимать взвешенные решения. 

Минусы методики Монтессори

1. Недостаток внимания, уделяемого развитию воображения, творческим способностям, коммуникативным навыкам.

2. Мало внимания уделяется сюжетно-ролевым играм, с учётом того, что ведущим видом деятельности до 6 лет является игра.

3. Не предусмотрено чтение сказок. А именно из них кроха получает представление о добре и зле, о жизни.

4. Педагог занимает демократическую позицию. Это плохо соотносится с авторитарным подходом, практикуемым в современной школе; 

Методика Марии Монтессори

5. При переходе в традиционную школуиногда возникают трудности с адаптацией.

6. Нет преемственности между методикой и программой средней школы.

7. Система подходит не каждому. Например, гиперактивные малыши с трудом воспримут методику.

8. На занятиях отсутствуют физические нагрузки.

9. В домашних условиях практически невозможно воспроизвести развивающую среду. 

Методика Монтессори предполагает раннее развитие. Однако, если кроха бурно реагирует на разлуку с родителями, польза от обучения окажется минимальной. В качестве компромисса используют отдельные элементы развивающей среды. В продаже встречаются качественные пособия: рамки с вкладышами, объёмные и плоскостные фигуры, бизиборды.

Родителям, чьи дети, ходят в центры на постоянной основе, рекомендуется больше внимания уделять физической активности. Игре со сверстниками, развитию творческих способностей.

Оцените статью:
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[bvi text='Версия для слабовидящих']

Вам также может понравиться