Кубики Зайцева. Методика обучения чтению, игры и упражнения

Кубики Зайцева. Методика обучения чтению детей

Кубики Зайцева. Методика обучения чтению, игры и упражнения

Скачать

Поделиться

Благодаря особой системе обучения, дети, занимающиеся по методике Зайцева, начинают самостоятельно читать уже в два-три года. Каждое занятие проходит в форме игры, поэтому учебный процесс всегда ассоциируется только с положительными эмоциями. Однако, несмотря на большое количество преимуществ, методика имеет и серьёзные недостатки, последствия которых желательно предусмотреть, и скорректировать ещё до начала занятий.  

Разработанная петербургским педагогом Николаем Зайцевым методика практикуется уже более 20 лет во многих странах мира. Прибегают к ней не только воспитатели дошкольных учреждений или школьные учителя, но и родители, стремящиеся воспитать всесторонне развитого малыша.  

Главной отличительной особенностью кубиков Зайцева является доступность метода. Использовать пособие можно в любом возрасте начиная с 6 месяцев до 8 лет. А при изучении иностранных языков и позже. Познавательный процесс проходит в игровой форме и не вызывает чувства пресыщения. В процессе игры у ребёнка автоматически вырабатывается визуальная и аудиальная память на изображённые склады. 

Кубики Зайцева что это такое?

Многие родители знакомы с кубиками Зайцева из собственного опыта. Появилось пособие в 1989 году, и поначалу активно продвигалось в дошкольных учреждениях на бесплатной основе. Первые кубики выпускались в разобранном виде. Отпечатывались они на картоне и перед использованием склеивались самостоятельно.  

Сегодня пособие продаётся уже в готовом виде. Однако большинство производителей продолжает отпечатывать кубики на картоне. Поэтому перед применением их рекомендуется обклеить широким скотчем, чтобы продлить срок эксплуатации и сохранить опрятный вид.   

Что такое кубики Зайцева

Независимо от материала, из которого изготовлены кубики они делятся на четыре категории:

  • «Золотые». Ярко-жёлтые кубики содержат основные гласные, с которых и начинается обучение алфавиту в любом логопедическом кабинете: о, у, а, е, ё и т.д.; 
  • «Железные». Серые кубики наполнены металлическими предметами. Встряхнув кубик, вы услышите звон, который ассоциируется со звонкими согласными. Именно с этими буквами образованы слоги, нанесённые на их грани: бувузулужу и т.д. Также на них изображены отдельные звонкие согласные, необходимые для построения слов; 
  • «Деревянные». Коричневые кубики наполняют деревянными предметами. Если потрясти кубик, раздастся глухой звук. На этих кубиках находятся глухие согласные и слоги с глухими согласными: пя, се, ку, шу и т.п. 
  • Белые кубики не звучат. На них прорисованы зелёным цветом знаки препинания. 
Виды кубиков Зайцева

Всего в составе обучающего пособия 61 кубик разного размера. Однако сами по себе они не используются. Современный обучающий комплект содержит: 

  • аудиодиск с рекомендациями по напеву слогов и проигрышами 35 народных мелодий, которые хорошо запоминаются, и вызывают у малышей позитивные эмоции; 
  • 10 специализированных дидактических таблиц, которые для продуктивной работы необходимо развешивать на стены; 
  • учебное пособие для родителей. 

Основные принципы методики Николая Зайцева

Начиная обучение малыша, первым делом мы предлагаем ему заучить алфавит, а затем долго и упорно работаем над слиянием отдельных звуков в слова. При этом даже взрослому человеку иногда трудно воспринять и соединить в слово разрозненные фонемы, вроде «мэ-а-мэ-а мэ-ы-лэ-а рэ-а-мэ-у». Объяснить дошкольнику, что этот набор звуков читается, как: «Мама мыла раму» не менее сложно.  

Изучение алфавита с ребёнком

Николай Зайцев такой подход считал неестественным, и предложил отказаться от него в силу ряда причин:  

  • заучивая алфавит по классическому пособию, ребёнок автоматически начинает ассоциировать букву с определённым изображением. Для него буква «А» становится «Арбузом», а «Я» — «Яблоком». В итоге при составлении новых слов малыш пытается мыслить образами. Вместо слова «Дом», получаем «Дятел, Огурец, Мяч»; 
  • проговаривая буквы алфавита, мы часто учим ребёнка не звукам, а названиям букв, что ещё больше усложняет процесс обучения. Вместо звука «Р», ребёнок запоминает «Ре». А слово «рука» превращается в «ре-у-ке-а» (о чём писалось выше), которое дошкольнику крайне сложно идентифицировать; 
  • составление слогов из отдельных звуков нередко вызывает затруднения и массу вопросов. Если слог — это сочетание согласного и гласного звука, то как разложить на слоги, например, слово «Дом» или «Оля»? И почему именно так, а не иначе? При этом многие дети, столкнувшись с проблемами восприятия на ранних этапах, формируют негативное отношение к чтению на всю жизнь. 
Традиционное изучение букв

Методика Зайцева заключается как раз в том, чтобы уйти от звуков и слогов. Вместо этого для чтения педагог предлагает использовать склады – минимально-произносимая речевая единица, которую ребёнку проще выговорить и прочитать. Первые слова малыша – это и есть клады: «Ма» (мама), «Ба» (баба) и так далее. Складами же мыслит ребёнок и во время обучения письму, проговаривая слова не по слогам, а разделяя их на удобные группы: «Па-ро-во-з», «А-и-с-т». 

В отличие от слогов, склад может содержать: 

  • согласную и гласную: ва, ми, пу; 
  • гласную, которую ребёнок воспринимает как слог: ка-Ю-та; 
  • согласную, выделяемую по аналогичному принципу: ко-Ш-ка; 
  • согласную в сочетании с твёрдым или мягким знаком: сьдъть.    

Главное отличие складов Зайцева от слогов в том, что они не содержат более двух звуков и поэтому проще воспринимаются малышами. Кроме того, педагог предложил отодвинуть классические учебники и перейти к обучению в процессе игры. Все склады прописаны на кубиках, родителям нужно играя многократно показывать и озвучивать их. Поэтому учебный процесс не вызывает у ребёнка стресса и остаётся интересным от начала до конца. Играя с кубиками, малыш запоминает изображения букв, учится их узнавать и незаметно для себя начинает читать знакомые склады, собирая их в слова. 

Принципы методики Николая Зайцева

Помимо отсутствия стрессовых ситуаций в процессе обучения чтению, занятия по методике Зайцева благоприятно влияют на физическое состояние малыша. Все буквы написаны крупным шрифтом и легко читаются с расстояния 10 метров. А таблицы размещаются на высоте минимум 165 см от пола. Это позволяет заниматься в удобных позах и с прямой спиной (не портит осанку).  

Психологи и физиологи рекомендуют начинать активные занятия с кубиками Зайцева в возрасте 2-3 лет. К этому моменту ребёнок уже готов к восприятию сложной информации, а сами кубики разработаны с учётом психофизических особенностей малышей этого возраста 

Преимущества и недостатки методики

Согласно описанию, кубики Зайцева невероятно эффективны. Например, 3-х годовалые дети начинают читать через 6-9 месяцев регулярных занятий. А дошколятам в возрасте 6 лет для обучения грамотному чтению достаточно 6 занятий. При этом заниматься с кубиками Зайцева достаточно всего пару раз в неделю по 30-60 минут.  

Положительное влияние складов

В отличие от классической методики обучения чтению, кубики Зайцева рисуют малышу понятную для него картину.

Положительное влияние складов Зайцева

В числе главных преимуществ: 

  • высокая эффективность и доступность. Использовать кубики можно даже в домашних условиях; 
  • при систематических занятиях в памяти малыша формируется не только правильное произношение слов, но и их правописание. Например, в системе нет сочетаний «шы» или «жы». Поэтому дети, обучающиеся по методике Зайцева легче осваивают грамматику в начальной школе;  
  • учебный процесс проходит в интересной для ребёнка форме. Игру в кубики дополняют занятия с таблицами, которые помогают повторить и закрепить пройденный материал. В клетках таблиц располагаются уже знакомые малышу склады, поэтому их легко искать. При этом показывать клетки нужно не рукой, а указкой, что тоже привносит элемент игры в серьёзное занятие; 
  • в раннем возрасте склады рекомендуется не проговаривать, а петь. Это позволяет сделать занятия более интересными и задействовать сразу несколько видов памяти; 
  • методика не допускает монотонности в занятиях. Дети постоянно двигаются и могут заниматься даже на свежем воздухе; 
  • поиск нужного склада в таблице благотворно влияет на зрение малыша; 
  • в процессе игры тренируется память, внимательность и развивается логическое мышление. 

Кроме того, работать с системой очень легко. А благодаря подробному руководству справится с ней смогут даже неподготовленные родители.  

Недостатки методики

Несмотря на то, что сам автор рекомендовал полностью отказаться от классической системы обучения, заменив её понятной малышам методикой чтения по складам, учебные программы пока изменены не были.

Недостатки методики Николая Зайцева

И в связи с эти, возникают некоторые трудности: 

  • система Зайцева основана на складах, тогда как школьные программы предполагают чтение по слогам. Причём склады далеко не всегда совпадают со слогами. Например, слово «тигр» состоит из трёх складов «ти-г-р», но всего одного слога. Поэтому, привыкнув видеть в словах склады, дети не сразу могут переориентироваться на слоги, как того требуют учителя; 
  • также после обучения по системе Зайцева некоторые школьники испытывают затруднения, сталкиваясь с фонетическим разбором слов. Легко проскочив эту тему благодаря кубикам, ребёнок снова оказывается перед необходимостью составлять слова из отдельных звуков, а не сочетаний типа «лы»«ми»«су». При этом стоит обратить внимание на то, что звук «Л» в разных сочетаниях может быть твёрдым (лы) или мягким (ли). А данная тема остаётся не пройденной при подготовке по методике Зайцева; 
  • запомнив склады, в дальнейшем ребёнку может быть сложно разделить их на отдельные буквы, как того требует морфологический разбор слова. Например, сказуемое «везу» будет автоматически читаться как «ве-зу», тогда как необходимо выделить корень «вёз», разделив «з» и «у»;    
  • методика Зайцева не затрагивает буквенную проработку. А это часто приводит к тому, что дети редуцируют некоторые звуки или «проглатывают» окончания 
Трудности разбора слов в школе

К числу недостатков можно отнести стоимость комплекта, а также недолговечность самих кубиков. К тому же при занятиях дома не всегда есть возможность должным образом организовать учебное пространство по причине элементарной нехватки места для развешивания таблиц.  

Игры и упражнения с кубиками Зайцева

Освоив базовые игры, вы легко сможете видоизменять их, придумывая новые сюжеты.  

Игра «Поезд»

Все любят играть в железную дорогу, а разнообразить игру можно совместив кубики с любимыми игрушками малыша. В качестве локомотива можно взять настоящий паровозик, машинистом и контролёром станет маленькая фигурка. 

На локомотив нужно поставить жёлтый кубик, выбрав одну гласную для одного урока. Например, во главе состава стоит буква «А», значит все вагоны должны содержать букву «А». Пусть контролёр выберет первый кубик с нужным складом и покажет, какие вагончики можно прицепить к поезду.  

Игра в кубики Зайцева поезд

Все остальные кубики собирает ребёнок без вмешательства взрослого. Контролёр может дать совет только в том случае, если малыш ставит неправильный кубик. Когда поезд наберёт достаточное количество вагонов, его нужно отправить в путь – прочитать все склады. Делается это так: контролёр указывает на золотой кубик и называет буквуЗатем контролёр указывает на вагоны и проговаривает склад, а ребёнок повторяет.  

На следующее занятие поменяйте гласный звук. А когда ребёнок выучит все гласные, дайте ему возможность самому выбрать букву, с которой поедет поезд.  

Игра «Как звучит кубик?»

В эту игру лучше играть в те моменты, когда нужно расшевелить ребёнка, так как она очень динамичная и подвижная. Если вы начали с поезда, а ребёнок зазевал, самое время озвучивать кубики. Чем больше участников в игре, тем интереснее процесс и эффективнее обучение.  

Игра с кубиками Зайцева как звучит кубик

Кубики раскладывают на столе, а взрослый садится в отдалении от стола. Ребёнок должен принести кубик со стола и вернуть его обратно. Делается это, как правило, в быстром темпе. Кубики выбираются в произвольном порядке. Взрослый садится на пол, чтобы находиться на одном уровне с малышом. Склады с принесённого кубика поют согласно столбцам таблицы, а затем малыш идёт за следующим кубиком 

Знаки препинания озвучивают, произнося любое слово с соответствующей интонацией. Например, «Торт.» (утвердительно), «Торт!» (с восклицанием), «Торт?» (вопросительно) и т.д.  

Игра «Смешные слова»

Проводится в качестве подготовки к основным занятиям. В процессе игры дети учатся собирать слова в правильном порядке (слева направо), узнают, как нужно развернуть букву (где у неё ножки).  

Игра с кубиками Зайцева смешные слова

Не нужно ограничивать фантазию малыша. Он может выбирать любые кубики. Главное – правильно ставить их в цепочку. Когда слово готово, попробуйте его прочитать. Получаются смешные слова, которые всегда веселят автора.  

Игра «Башенки»

Если ребёнок любит собирать башенки, заменить паровозик можно любимым строительством. Вниз поставьте жёлтый кубик с гласной и попросите построить башенку из кубиков, в которых встречается эта буква. 

Игра с кубиками Зайцева Башенки

После того как башня готова, спойте её по порядку. Всегда показывайте пальцем на кубик, который поёте и следите за тем, чтобы ребёнок смотрел на этот склад. Иначе занятие теряет смысл. 

Игра «Семья»

У каждого кубика в наборе есть брат или сестра. Большие кубики – старшие, маленькие – младшие. Возьмите маленький кубик (например, сю, сё, ся, се, си, сь). Разверните его стороной «ся» и попросите найти его старшего брата. Искать нужно по сходству согласной (су, со, сасэсы, с). 

Игра с кубиками Зайцева семья

Обычно поиск не вызывает затруднений. После того как семья кубиков в сборе, прочтите склады: «са-ся». Порадуйтесь вместе с малышом, что братики нашлись и попробуйте найти ещё потерявшихся братьев. 

Собираем первые слова

Начинать игру лучше с простых слов, для составления которых не потребуется более двух кубиков. Несмотря на то, что пособие рассчитано на дошколят, без помощи взрослого малыш обойтись не сможет. Вначале необходимо найти кубики с нужными складами и попросить ребёнка составить их вместе.  

Составляем первые слова из кубиков

Для первых занятий лучше подбирать кубики с одинаковыми складами: «ма-ма», «па-па», «ба-ба», «ко-ко» и т.д. Это исключит ошибки со стороны ребёнка. Как бы он ни собрал кубики, слово получится правильным. После того как малыш поставит кубики рядом, нужно похвалить его за то, что он сам сумел собрать слово.  

Затем постепенно вводите слова с новыми складами. Через несколько занятий можно попросить малыша найти нужный склад. Если это вызывать затруднение, помогите ему подсказками: покажите искомую букву, назовите склады, расположенные на том же кубике. Со временем количество подсказок нужно сократить.  

Игра «Вкусный обед»

Если ребёнок любит готовить, эта игра ему точно придётся по вкусу. Чтобы приготовить вкусный обед, названия блюд нужно сложить из складов. А, чтобы его съесть – прочесть их в нужном порядке. Было вкусно? Тогда отправляйтесь за добавкой к таблицам, где те же слова можно сложить и проговорить, указывая на склады указкой.  

Игра с кубиками Зайцева вкусный обед

Эта игра относится к универсальным, так как на её основе можно создать массу интересных занятий. Например, «Зоопарк», где нужно вспомнить и назвать животных, а затем попробовать сложить их названия из кубиков.   

Соберите всех любимых кукол или героев, и сложите из кубиков их имена. Детям всегда интересно узнавать что-то новое о своих любимцах, поэтому такое занятие доставит большое удовольствие. Также можно составлять меню в собственном кафе, список продуктов для магазина или вырастить собственную ферму. 

Главное правило занятий с кубиками – это акцент на игре. Не нужно сообщать ребёнку, что он занимается, учит склады. Для него это должно остаться увлекательным действом, в котором он играет важную роль. По этой же причине не заставляйте малыша играть в кубики, если он не хочет. Отложите занятие на более удобное время или перенесите на другой день. Важно, чтобы начало учёбы ассоциировалось у ребёнка только с положительными эмоциями.  

Как и все учебные системы, рассчитанные на детей дошкольного возраста, кубики Зайцева имеют не только видимые преимущества, но и серьёзные недостатки. Впрочем, если грамотно подойти к учебному процессу и вовремя скорректировать усваиваемые ребёнком знания, можно легко избежать последствий. В целом же кубики облегчают познавательный процесс, делают его максимально продуктивным и интересным. Помогают привить ребёнку любовь к получению новых знаний. 

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Вам также может понравиться

Будьте с нами в социальных сетях

Мы в соцсетях:

Будьте в курсе
последних новостей и акций.
Участвуйте в обсуждениях
и конкурсах