Развитие речи у детей 1-2 лет

Развитие речи у детей 1-2 лет

Развитие речи у детей 1-2 лет

Скачать

Поделиться

Чтобы сформировать правильную и чёткую речь ребёнка, нужно уделять внимание её развитию в течение всего дошкольного периода. Особенно активно свой первый опыт малыш начинает получать в возрасте 1-2 лет. Именно в этот период идёт интенсивное накапливание пассивного слова, который постепенно переходит в активный.

Аудио-версия статьи "РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ" РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

Формирование речи – это не только работа над конкретными дефектами произношения и пополнением запаса слов, но и всестороннее развитие крохи. Речь зависит от активности нейронов мозга, поэтому важно уделять внимание разным сферам: развивать координацию движений малыша, мелкую моторику, следить за артикуляцией и дыханием, накапливать сенсорный опыт и т.д.

Речь формируется постепенно, шаг за шагом. Для каждого возраста существуют свои приблизительные нормы. Зная их, можно определить, насколько богатый словарный запас у вашего малыша, есть ли пробелы в знаниях и умениях. При серьёзных нарушениях стоит обратиться к специалисту, но в большинстве случаев достаточно следовать нескольким советам и уделять чуть больше времени на общение с крохой.

Характеристика речи ребёнка в 1-2 лет

Лексика

Первые слова у малыша можно услышать в возрасте примерно от 8 месяцев до 1,5 лет. Чаще всего они состоят из одного-двух слогов, например: мама, папа, деда, баба, дай. Среди них немало звукоподражательных слов, таких как ку-ку, мяу-мяу, гав-гав, кап-кап и т.д. Часто вместо полноценного слова кроха воспроизводит только его часть: «пи» вместо пить, «бака» вместо собака или «йо» вместо йогурт. Но, так как эти обозначения относятся к определённым предметам и действиям, то их вполне можно назвать словами, а не случайным набором букв.

Лексика у детей 1-2 лет

То, что малыш называет и произносит, является частью его активного словаря. Однако понимает кроха уже намного больше. И то, что он ещё не может сказать, но знает, что это значит, составляет его пассивный словарь.

Количество слов, входящих в общий лексикон малыша, около 500. Их набор зависит от того, в какой обстановке растёт кроха, о чём с ним разговаривают, какие игрушки у него есть. Немаловажную роль также играет пол малыша и его возраст. В начале пути интенсивного формирования речи малыш часто использует одно слово для обозначения разных действий. Например, слово «киса» может обозначать, что «киса прыгнула», «киса кушает» или «киса умывается». Понять, что именно имел в виду ребёнок можно из конкретной ситуации, а также по его жестам и мимике.

Формирование речи у ребёнка 1-2 лет

Научившись произносить несколько слов, непоседа может остановиться на этом уровне. Это значит, что в этот период интенсивно пополняется пассивный словарь. Примерно с 1,5 до 2 лет у крохи происходит «лексический взрыв». Именно так обозначают это явление специалисты, когда вместо пары десятков ребёнок начинает употреблять несколько сотен активных слов.

К двум годам малыш пробует изъясняться словосочетаниями: «где папа?» или «мама, дай». Часто фразы ещё не оформлены, т.к. ребёнок только копирует глаголы из разговоров взрослых и не умеет изменять формы слов в зависимости от ситуации. Поэтому вполне типичная ситуация, когда кроха путает склонения и род. Если мальчик в 2 года скажет «я оделась», то ничего удивительного в этом нет. Это значит, что он чаще общается с мамой и повторяет словосочетание за ней. Чуть позже малыш начнёт понимать разницу, и некорректные словообразования будут встречаться всё реже.

Нормы развития речи у детей 1-2 лет

Нормы развития речи у детей в 1 год

1 год

  • Появление первых слов, как правило, из двух одинаковых слогов: мама, папа, дядя. Их количество может разниться от 2 до 10.
  • Подражает голосам животных.
  • Играет в «Ладушки».
  • Малыш понимает и выполняет простые просьбы: сядь, дай, положи.
  • Машет рукой на прощание.
  • Мотает головой «нет».

1 г. 6 м. – 1 г. 9 м.

  • Увеличение активного словаря до 30 слов.
  • Обозначение себя в третьем лице.
  • Попытки построить фразу: «мама, где», «баба тю-тю».
  • Усвоение повелительного наклонения глагола: «иди», «дай», «возьми», «надень».
  • Появление вопросительной интонации.
  • Договаривание знакомой строчки.
  • Лепет во время самостоятельной деятельности.
  • Малыш способен внимательно слушать стихи, сказки и рассказы.
  • Знание различных частей тела.
Нормы развития речи у детей в 2 года

1 г. 9 м. – 2 года

  • Резкое увеличение активного словаря.
  • Копирование новых слов и фраз за взрослыми.
  • Лепет постепенно уходит на второй план.
  • Ребёнок называет вещи и явления по просьбе взрослого.
  • Появляются формы множественного числа.
  • Комментирование собственных действий.
  • Применение уменьшительно-ласкательных слов.
  • Использование словосочетаний.

Как определить задержку развития речи

Стоит учесть, что скорость овладения речью у каждого отдельного малыша индивидуальная. Одни дети к году активно используют несколько слов, другие начинают это делать гораздо позже. Значительные отличия наблюдаются и по половому признаку. Например, у девочек задержка развития речи наблюдается реже, чем у мальчиков.

Бывает и так, что те детки, которые заговорили позже своих сверстников, в дальнейшем догоняют их и продолжают развиваться в соответствии с нормами. У детей с явным нарушением речевого развития проблемы не уходят на протяжении всего дошкольного периода. Затем трудности переходят на обучение в школе.

Задержка развития речи у детей 1-2 лет

Один из важных критериев, по которому можно определить задержку речевого развития, умение ребёнка правильно понимать адресованную ему речь.

Помощь специалиста может потребоваться в том случае, если:

  • малыш не знает, как правильно заниматься с игрушками, а просто балуется с ними;
  • объясняет свои желания только при помощи жестов;
  • плохо понимает обращения к нему, не выполняет просьбы;
  • не пытается освоить новые слова и не пробует говорить фразы;
  • перестал употреблять слова, которые уже говорил;
  • предпочитает быть в стороне от других детей и не наблюдает за их деятельностью.

Как развивать речь ребёнка

Игры и упражнения для формирования речи

Пальчиковые игры

Нейронные окончания в мозге, которые отвечают за координацию движений пальцев и рук, располагаются рядом с областями, ответственными за формирование речи. Поэтому активная жестикуляция и работа пальчиков занимает значимое место среди других развивающих игр.

Пальчиковые игры для детей 1-2 года

Пальчик, мальчик-непоседа, (поочерёдно мнём пальчики, затем каждый подгибаем, первый – большой, второй – указательный и т.д.)
Где ты был? Где ты обедал?
С этим братцем ел чернику,
С этим братом — ежевику,
С безымянным ел бруснику,
А с малышкой – голубику.

Что же делают наши ножки? (показываем пальчиками на ноги)
К мамочке бегут по дорожке. (изображаем бег на месте)
Что же будут делать ручки? (разводим руки в стороны)
Изображать солнышко и тучки. (изображаем перед собой рисование)
Ушки – чтоб загадки слушать, (показываем на ушки)
Ротик – чтобы сладость кушать, (указываем пальчиком на ротик и облизываем губки)
Глазки, чтобы всё на свете видеть, (изображаем бинокль)
Голосок, чтоб говорить. (поём мелодию)

Жестикуляция у детей 1-2 лет

Кроме увлекательных пальчиковых стишков, полезно тренировать ручки ребёнка в повседневной жизни, разучивая несложные жесты. Например, показывать «ай-ай-ай», считать при помощи пальчиков количество лет, соглашаться или отказываться, кивая и мотая головой, благодарить кивком и т.д.

Игры для развития мелкой моторики

Чтобы движения малыша были точные и скоординированные, ребёнок умел одеваться, рисовать, писать и выполнять самые разные действия руками, нужно развивать его мелкую моторику. Она оказывает благотворное влияние на формирование его речи.

Для тренировки мелкой моторики рук выбирают несколько вариантов занятий.

Игры с сыпучими материалами. Пересыпать крупу из одной ёмкости в другую, искать клад в тазике с гречкой и фасолью, рисование пальчиком на муке или манке, сортировка разных видов круп по цвету, виду, размеру.

Игры с сыпучими материалами для детей 1-2 лет

Игры с мелкими предметами. Нанизывание бусин на верёвочку, проталкивание монет в тонкое отверстие, перебирание пуговиц, открывание и закрывание крышек, расстёгивание и застёгивание молний, игры с застёжками и липучками.

Рисование. Самые удобные материалы для малышей от года до двух лет – гуашь и пальчиковые краски. Основная задача родителей – познакомить ребёнка со свойствами художественных материалов и цветом.

Лепка. Сложные поделки пока лучше оставить на потом. В первую очередь кроху нужно научить разминать пластилин в ладошке, давить небольшие шарики пальчиком, катать колбаски и колобки, отщипывать небольшие кусочки.

Книги и стихи

Полезно читать детям стихи, побуждающие произносить звуки и слова. Текст в них построен таким образом, что мотивирует малыша к разговору. Даже если поначалу кроха будет не очень активен, стоит немного подождать и время от времени читать такие стихи. Чуть позже малыш начнёт заканчивать предложения вместо вас.

Чтение детям 1-2 года

Например:

На лугу паслась коровка: Му-му.
Пчёлка мимо пролетала: Жу-жу.
Тёплый ветер вдруг подул: У-у-у-у.
Колокольчик звонкий зашумел: Динь-дилень.
Стрекотал в траве кузнечик: Дрень-дрень.
В травке ёжик пробегал: Фыр-фыр.
И воробушек издал: Чик-чирик.
Старый жук заворчал: З-з-з, з-з-з.

Когда читаете истории, сказки и рассказы не забывайте подмечать интересные детали и задавать вопросы, например: «Кого встретил Колобок?», «А это кто?», «Как говорит петушок?». Возможно, первое время вам придётся отвечать самим, тем не менее такая форма разговора активизирует мыслительную деятельность крохи и побуждает его к общению.

Книги и стихи для детей 1-2 года

Полезно заниматься с малышом и по специально разработанным учебным книгам, в которых собраны упражнения, направленные на формирование речи у детей. Например, альбом по развитию речи для самых маленьких от Савостьяновой Е. В. и Батяевой С. В. Выполняя задания одно за другим, вы поможете крохе перевести пассивный словарь в активный.

Карточки для развития речи

Стимулировать малыша к общению можно при помощи специальных развивающих карточек. Покажите крохе изображение и спросите, кто или что на нём нарисовано. Можно положить перед ребёнком несколько карточек, пусть он попробует найти кошку или собачку. Помимо игр на обогащение словарного запаса, можно подготовить упражнения на изучения цвета, формы, величины.

Карточки для развития речи у детей 1-2 года

Яркие картинки привлекают к себе внимание малыша. Он сможет их спокойно рассматривать и со временем начнёт стремиться повторять названия карточек. Особенно понравившиеся изображения будут побуждать говорить всё больше и больше новых слов.

Сделать развивающие пособия можно самостоятельно, вырезав картинки животных и предметов и приклеив их на плотный картон.

Для удобства мы подготовили набор тематических карточек для детей с предметными картинками. Скачать их можно у нас на сайте.

Карточки для работы с детьми 1-2 года

Советы для мам

Чтобы помочь малышу овладеть речью, предлагаем несколько простых рекомендаций:

  • Постоянно разговаривайте с крохой. Обсуждайте всё, чем вы занимаетесь, куда пойдёте, объясняйте свои действия. При этом не сюсюкайте и не заменяйте слова звукоподражанием, говорите «машина», а не «би-би».
  • Чётко проговаривайте слова. Показывайте, как правильно произносить звуки, чтобы дети видели вашу артикуляцию.
  • Полезно делать упражнения на артикуляцию, например, дуть мыльные пузыри и вертушки с лопастями, играть в дудочку, задувать свечку, делать пузыри в стакане с помощью трубочки и т.д.
  • Пойте малышу песенки. Так ребёнок будет полноценно воспринимать мелодию, ритм и слова. Именно мамино пение оказывает большое влияние на гармоничное развитие речи крохи.

Формирование речи малыша 1-2 лет – это увлекательное и содержательное общение взрослого и ребёнка. Развивать и побуждать к общению можно, гуляя на улице, играя и занимаясь дома, во время одевания или обеда, перед сном. Так, постепенно, день за днём расширяется пассивный словарный запас крохи, он всё больше начинает понимать речь, изучает окружающий мир, предметы и явления и начинает говорить всё больше новых слов, которые постепенно складываются в словосочетания, а затем и в предложения.

Оцените статью:
(2 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
[bvi text='Версия для слабовидящих']

Вам также может понравиться

Будьте с нами в социальных сетях

Мы в соцсетях:

Будьте в курсе
последних новостей и акций.
Участвуйте в обсуждениях
и конкурсах