15 самых интересных опытов с водой для детей

15 самых интересных опытов с водой для детей

15 самых интересных опытов с водой для детей

Скачать

Поделиться

Изучение физических и химических явлений кажется сложным и нудным процессом? Покажите ребёнку, что наука может быть весёлой. В этой статье Академия любознательности предлагает 15 увлекательных опытов с водой. Вам не потребуется сложный реквизит и долгая подготовка. Все эксперименты можно проводить в домашних условиях из подручных материалов.

Аудио-версия статьи "15 САМЫХ ИНТЕРЕСНЫХ ОПЫТОВ С ВОДОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ" СЦЕНАРИЙ «15 САМЫХ ИНТЕРЕСНЫХ ОПЫТОВ С ВОДОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Дети тянутся к познанию окружающего мира с рождения. Им интересно делать открытия, проверять всё опытным путём. Задача родителей – поддерживать увлечения, но не скучными уроками и лекциями, а занимательными экспериментами.

С одной только водой можно проводить самые разные увлекательные опыты. На её примере можно изучать действие поверхностного натяжения и силу атмосферного давления, наблюдать за смешиванием цветов и капиллярным эффектом. До начала экспериментов советуем накрыть стол непромокаемой скатертью или поставить поднос. Теперь можно приступать.

1. Какой цвет получится, если смешать основные цвета?

Это весёлый эксперимент по смешиванию цветов. Проведите его и изучите, как образуется чёрный цвет. При каких условиях он получается? Когда поглощает все цвета видимого цвета. Предлагаем смешать 3 основных цвета и посмотреть, что случится.

Нам понадобится:

  • 4 пластиковых стакана (3 маленьких и 1 большой).
  • 3 коктейльных трубочки.
  • Ножницы.
  • 9 бумажных стаканов.
  • Красители (жёлтый, красный и синий).
  • Вода.

1. Посередине стакана делаем небольшое отверстие. Вставляем в него короткую часть трубочки и подгибаем её ко дну. Длинную часть немного подрезаем. Так нужно сделать во всех трёх маленьких стаканчиках.

2. Строим «лестницу» из бумажных стаканов, прикладывая их друг к другу: сначала 2 стакана, затем 3 и 4. Сверху ставим пластиковые стаканчики с трубочками. Внизу располагаем большой пластиковый стакан.

3. Смешиваем воду с красителями. Должно получиться 3 ёмкости с красной, жёлтой и синей водой.

4. В нижний маленький стаканчик вливаем красную воду. Он должен быть заполнен примерно на четверть. В стакан повыше на треть наливаем синюю воду. В самый верхний стакан – жёлтую. Заполняем его больше, чем наполовину.

5. Смотрим, что будет происходить. Вся вода из маленьких стаканчиков постепенно перельётся по трубочкам в большой стакан. В нём получится чёрный цвет. Для этого нам не понадобилось смешивать все цвета радуги, так как они тоже получаются путём смешивания основных цветов.

2. Капиллярный эффект. Превращаем зубочистки в звёздочки

Для эксперимента возьмите:

  • Зубочистки.
  • Воду.
  • Шприц.

1. Возьмите 5 зубочисток, аккуратно согните их пополам и разложите в виде снежинок.

2. Наберите воду в шприц и накапайте в центр фигуры.

3. Наблюдайте за процессом. Снежинки постепенно будут превращаться в звёздочки.

Почему так происходит? Дерево впитывает воду. Капельки проникают всё глубже по капиллярам. Когда они полностью заполняют зубочистку, её волокна начинают распрямляться. Получаются вот такие звёздочки.

3. Вода не вытекает из перевернутой бутылки. Опыт с давлением воздуха и поверхностным натяжением воды

Как думаете, если бутылку накрыть марлей вместо крышки и перевернуть её, вода вытечет? Этот эксперимент покажет нам, что нет. Всё дело в поверхностном натяжении, когда вода заполняет все дырочки в марле и удерживает тем самым воду. На опыт так же влияет давление воздуха. Внутри бутылки оно ниже, нежели снаружи.

Приготовьте:

  • Марлю.
  • Бутылку воды.
  • Резинку.

1. Отрежьте небольшой кусочек марли и накройте им бутылку с водой. Закрепите с помощью резинки.

2. Прикройте горлышко рукой и аккуратно переверните бутылку. Уберите ладонь. Вы увидите, что вода не выливается.

3. Можно проверить, что ничего, кроме поверхностного натяжения, не мешает вытекать воде. Просуньте сквозь марлю зубочистки. Они спокойно пройдут в бутылку.

4. Переверните бутылку обратно и влейте в неё через марлю ещё немного воды. Натяжения нет, а значит, вода свободно проникает в бутылку.

4. Опыт с бутылкой воды и мячиком для пингпонга

В этом эксперименте мы так же попробуем перевернуть бутылку с водой таким образом, чтобы она не вылилась. На этот раз вместо марли будем использовать мячик для пингпонга.

Что потребуется:

  • Бутылка воды.
  • Мячик для пингпонга.

1. Налейте полную бутылку воды. Сверху плотно положите мячик для пингпонга.

2. Резко переверните бутылку – мячик останется на месте, и вода не выльется. Можно даже немного потрясти. Мячик будет сидеть крепко, как крышка.

Как это объяснить? Когда мы плотно прикрываем шариком горлышко бутылки, вся лишняя вода выталкивается. Если бутылку резко перевернуть, то оставшаяся вода не будет выливаться. Всё дело в давлении. Атмосферное давление на мячик сравнивается с давлением внутри бутылки, в результате чего получается эффект, будто шарик приклеился к горлышку. Здесь играет роль и поверхностное натяжение, как в предыдущем эксперименте. Молекулы воды притягиваются друг к другу и прикрывают щёлочки между мячом и горловиной.

5. Перевернутый стакан с водой

Для эксперимента нужно:

  • Стакан воды, наполненный примерно на 2/3.
  • Картон.

1. Прикройте стакан воды кусочком картона и переверните его.

2. Опустите руку, вы увидите, что вода будет оставаться в стакане, а картон будто приклеится.

Почему так происходит? Воду в стакане удерживает давление воздуха. Снаружи оно выше, чем внутри. Таким образом, кусочек картона приклеивается к стакану, и вода не может вытечь. Такой же эксперимент можно повторить и с пластиковой карточкой.

6. Лавовая лампа

Предлагаем сделать волшебную лавовую лампу.

Лавовая лампа. Опыт с водой и маслом

Понадобится:

  • Прозрачная бутылка, банка или графин.
  • Вода.
  • Растительное масло.
  • Пищевой краситель.
  • Несколько таблеток аспирина.
  • Фонарь.

1. Влейте воду в графин примерно на 1/3. Подкрасьте её.

Лавовая лампа. Опыт с водой и маслом. Шаг 1
Лавовая лампа. Опыт с водой и маслом. Шаг 2

2. Сверху добавьте подсолнечное масло. Плотность масла меньше, чем воды, поэтому оно останется на поверхности и не станет смешиваться с водой.

3. Добавьте в графин с жидкостями несколько таблеток аспирина. Или любых других шипучих таблеток. Они начнут выделять углекислый газ. Понаблюдайте за химической реакцией, она очень красивая и завораживающая. Цветная подкрашенная вода поднимается и, не смешиваясь с маслом, вновь опускается.

Лавовая лампа. Опыт с водой и маслом. Шаг 3
Лавовая лампа. Опыт с водой и маслом. Шаг 4

4. Особенно интересно наблюдать за процессом в темноте. Погасите свет и подсветите графин фонариком. У нас получится настоящая лавовая лампа.

Лавовая лампа в темноте

Подобный эксперимент можно проделать в обычной пластиковой бутылке. Добавьте в неё подкрашенную воду и растительное масло, плотно закройте крышкой и хорошо потрясите. Сначала будет казаться, что вода смешалась с маслом, но это не так. Постепенно молекулы начнут отделяться друг от друга. Из этого эксперимента можно сделать ещё один вывод: вода и масло никогда не смешиваются.

7. Как опустить бумагу на дно, не замочив её

Для эксперимента нужно:

  • Стакан.
  • Кусочек бумаги.
  • Ёмкость с водой.

1. Возьмите лист бумаги, сверните его и положите на дно стакана так, чтобы он не падал вниз при переворачивании.

Как опустить бумагу на дно, не замочив её. Опыт с водой. Шаг 1
Как опустить бумагу на дно, не замочив её. Опыт с водой. Шаг 2

2. Налейте воду в ёмкость. Лучше, если она будет прозрачной, так можно будет наблюдать за ходом эксперимента.

3. Переверните стакан и опустите его на дно ёмкости с водой. Удивительно, но бумага не намокнет. Всё дело в том, что в стакане, кроме листка бумаги, есть ещё и воздух. Именно он не даёт воде пробраться ко дну стакана.

8. Изучаем давление. Почему вода в стакане поднимается

Для опыта пригодится:

  • Чашка с высокими краями.
  • Прозрачный стакан.
  • Пластилин.
  • Спички или свеча.
  • Вода.

1. Влейте воду в тарелку. Для наглядности воду можно подкрасить.

2. Возьмите спички или свечи и прикрепите их к куску пластилина. Поставьте конструкцию в центр тарелки.

Почему вода в стакане поднимается. Изучаем давление. Шаг 1
Почему вода в стакане поднимается. Изучаем давление. Шаг 2

3. Подожгите спички – это дело лучше поручить взрослым, а затем аккуратно прикройте их стаканом, предварительно подержав его над огнём несколько секунд, чтобы он немного нагрелся.

4. Наблюдайте за процессом. Вода постепенно начнёт подниматься в стакане.

Почему вода в стакане поднимается. Изучаем давление. Шаг 3
Почему вода в стакане поднимается. Изучаем давление. Шаг 4

Почему стакан засасывает воду? Всё дело в том, что когда воздух в стакане нагревается, он увеличивается в объёме и часть воды из-под стакана вытесняется. Когда мы накрываем огонь стаканом, кислород постепенно заканчивается. Без кислорода огонь гаснет, и воздух в стакане потихоньку остывает, а значит, становится меньше в объёме. Внешнее атмосферное давление увеличивается и поднимает воду в стакане.

9. Смешиваем холодную и горячую воду. Эксперимент со скоростью движения молекул и плотностью воды

Этот опыт наглядно покажет нам, как быстро перемещаются молекулы воды и от чего зависит их скорость.

Возьмём:

  • 4 стакана.
  • Воду.
  • 2 красителя.
  • 2 старые банковские или скидочные карточки без рельефов.

1. Заполняем стаканы водой. В первые два стакана вливаем холодную воду, в другие два – горячую.

2. Холодную воду окрашиваем в один цвет, горячую – в другой.

Эксперимент Смешиваем холодную и горячую воду. Шаг 1
Эксперимент Смешиваем холодную и горячую воду. Шаг 2

3. Накрываем карточкой один стакан с холодной водой и один стакан с горячей водой.

4. Берём закрытый карточкой стакан с горячей водой, переворачиваем его и аккуратно ставим сверху стакана с холодной водой. Карточку вынимаем. Наблюдаем за процессом – вода не смешивается.

5. А теперь делаем наоборот. Берём закрытый карточкой стакан с холодной водой, переворачиваем и ставим на стакан с горячей водой. Видим, как вода начинает смешиваться.

Эксперимент Смешиваем холодную и горячую воду. Шаг 3
Эксперимент Смешиваем холодную и горячую воду. Шаг 4

Как это объяснить? Холодная вода имеет более высокую плотность, чем горячая. Поэтому, когда горячая вода оказывается сверху, она не стремится вниз, а остаётся наверху. Когда же мы ставим наверх стакан с холодной водой, то она опускается. Но обратите внимание, что краситель смешивается с разной скоростью. Молекулы воды в тепле движутся быстрее, чем в холоде.

10. Опыт с окрашиванием ромашки

Для этого эксперимента подойдёт не только ромашка, но и листы пекинской капусты и любые другие белые цветы, к примеру, тюльпаны или гвоздики.

Так же пригодится:

  • 3 стакана воды.
  • Жидкие натуральные красители.

1. Подкрасьте воду в стаканах разными цветами. Для опыта лучше берите жидкие красители. Гуашь, акварель или сухие краски в таблетках не подойдут.

2. Вставьте цветы в стаканы и наблюдайте. В течение часа можно увидеть, как ромашки начинают окрашиваться. А в течение двух часов цвет станет ещё более насыщенным.

Опыт с раскрашиванием ромашки для детей. Шаг 1
Опыт с раскрашиванием ромашки для детей. Шаг 2

3. Если проводите эксперимент с пекинской капустой, то можно поэкспериментировать и подрезать лист снизу на две части. Первую часть опустить в один стакан, вторую – в другой. Что произойдёт? Лист начнёт окрашиваться с двух сторон.

Опыт для детей с окрашиванием пекинской капусты. Шаг 1
Опыт для детей с окрашиванием пекинской капусты. Шаг 2

Какой вывод можно сделать? Вода проникает в растения и постепенно полностью заполняет все их капилляры.

11. Дырявый пакет

Возьмите:

  • Полиэтиленовый пакет.
  • Воду.
  • Карандаши.

1. Заполните пакет водой примерно наполовину.

2. Воткните в него карандаши.

Опыт с водой для детей дырявый пакет

Что произойдёт? Вода останется в пакете и не будет выливаться через отверстия. Это объясняется тем, что когда пакет разрывается, его молекулы начинают притягиваться обратно друг к другу. В нашем случае, они обволакивают карандаши и не дают воде проникнуть в щели.

12. Спичечные бега

Для опыта понадобится:

  • Тарелка.
  • Вода.
  • Спички.
  • Кусочек сахара.
  • Кусочек мыла.

1. Налейте в тарелку немного воды. Опустите в неё несколько спичек так, чтобы они плавали рядом. Понаблюдайте – ничего не происходит.

2. Затем на середину тарелки положите кусочек мыла, либо капните жидкого моющего средства. Спички тут же отплывут к краю.

Опыт для детей с водой и мылом. Шаг 1
Опыт для детей с водой и мылом. Шаг 2

Что случилось? Молекулы воды притягиваются друг к другу. Из-за этого на поверхности появляется тоненькая плёнка. На ней и лежат спички. Мыло это плёночку разрывает, поэтому спички начинают разбегаться.

3. Повторим опыт, но на этот раз с кусочком сахара. Расположите спички на воде подальше друг от друга и положите на середину рафинад.

Опыт с водой и сахаром. Шаг 1
Опыт с водой и сахаром. Шаг 2

4. Спички начнут потихоньку сближаться. Всё из-за того, что вода начнёт впитываться в сахар и возникнет движение.

13. Радужная вода

Для эксперимента пригодится:

  • Несколько маленьких стаканов – зависит от того, из скольких цветов вы хотите сделать радугу.
  • Один большой прозрачный стакан.
  • Вода.
  • Сахар.
  • Краски.
  • Кисточка.
  • Шприц.

1. Поставьте маленькие стаканы в ряд. Добавьте в них сахар, но в разном количестве. В первый стакан ничего не кладите, во второй – одну ложку, в третий – две.

2. Во все маленькие стаканы влейте тёплую воду и перемешайте с сахаром.

3. Каждый стакан с водой раскрасьте в свой цвет.

Опыт для детей радужная вода. Шаг 1
Опыт для детей радужная вода. Шаг 2

4. Возьмите шприц и набирайте в него воду из стаканов. Сначала наберите оттуда, где нет сахара, и влейте в большой стакан. Затем оттуда, где одна ложка, потом две и так далее. В большой стакан вливайте воду аккуратно.

5. У вас получится несколько разноцветных слоёв воды, которые не смешиваются.

Опыт для детей радужная вода. Шаг 3
Опыт для детей радужная вода. Шаг 4

Секрет в том, что сахар увеличивает плотность воды, она становится тяжелей и оседает на дне.

14. Сломанный карандаш. Опыт с преломлением света

Этот опыт наглядно объяснит ребёнку, что такое преломление света. Через вещества разной плотности свет проходит с разной скоростью. Понаблюдаем за этим процессом, используя воду.

Нам понадобится:

  • Стакан воды.
  • Карандаш.

1. Налейте полстакана воды.

2. Возьмите карандаш и погрузите его наполовину в воду. Держите его вертикально у задней части стакана.

3. Наблюдайте, что произойдёт.

Сломанный карандаш. Опыт с преломлением света

Появится эффект преломления света, из-за чего будет казаться, будто карандаш сломался пополам. Часть карандаша, находящаяся под водой сместится относительно той части, которая выходит наружу.

Как это объяснить? Свет идёт по прямой линии, но когда на его пути появляется вещество с другой плотностью, его направление изменяется, то есть преломляется. Так и с карандашом. Свет, который проходит через воздух, кажется в одном месте, а тот, которых проходит через воду – в другом.

Оптические свойства воды можно изучить и на примере яйца. 

Опыт для детей. Оптические свойства воды

Возьмите два одинаковых по размеру куриных яйца. Одно опустите в стакан с водой, другое положите рядом. Обратите внимание на их размеры теперь. Яйцо в воде будет казаться значительно больше того, что лежит снаружи.

15. Изучаем плавучесть тела

Что такое плавучесть? Это свойство предметов удерживаться на поверхности воды. Этот эксперимент поможет нам выяснить, от чего именно она зависит. Если от тяжести, то почему тогда корабли не тонут? Может, дело в другом? Это мы и выясним.

Для опыта понадобится:

  • Ёмкость с водой.
  • Пластилин.
Опыты с водой для детей. Изучаем плавучесть предметов. Шаг 1

1. Сначала из пластилина скатаем шарик и опустим его в воду. Что произойдёт? Шарик утонет.

Опыты с водой для детей. Изучаем плавучесть предметов. Шаг 2

2. Достанем шарик из воды, разомнём его и сделаем лепёшку, слегка приподняв края. Опустим его в воду. На этот раз лепёшка будет плавать.

Опыты с водой для детей. Изучаем плавучесть предметов. Шаг 3

Делаем вывод: один и тот же кусок пластилина может, и тонуть, и плавать. Его плавучесть зависит не от веса, а от формы. Лепёшка вытесняет больше воды, а значит, с большей силой выталкивается наверх. А погружной объём у шарика меньше, соответственно, и выталкивающая сила будет слабее.

Дополнительно в дело вступает плотность предметов. На поверхности воды может удерживаться только тот предмет, плотность которого меньше. У лепёшки образовалось больше пустот, нежели в сжатом шарике, благодаря им она и удерживалась на плаву. Кстати, внутри корпуса корабля тоже делают специальные воздушные прослойки, это и помогает ему плавать.

Покажите детям, что даже чудесам всегда есть объяснение, физическое или химическое! Используйте для занятий веселые и любопытные опыты, развивайте детей через увлекательную науку.

Перейдите на сайт наших партнеров и создателей «Нескучной Лаборатории» и подберите для занятий тематический сборник опытов для детей.

Опыты для детей 3-8 лет
  • На сайте уже более 10 пособий с опытами на разные темы, включая игры и квесты.
  • В них собраны идеи готовых занятий с детьми от 4 до 10 лет из подручных материалов.
  • К каждому опыту есть подробное описание и научное объяснение простыми словами для детей.
  • Материалы можно распечатать или скачать, чтобы использовать с любого устройства.

Наука – это весело!

Такие наглядные эксперименты помогут ребёнку понять основные физические явления. Но не торопитесь делать выводы после опыта, сначала поинтересуйтесь у юного Эйнштейна, какие версии есть у него. Почему всё происходит так, а не иначе? Весёлых вам открытий!

Оцените статью:
(15 оценок, среднее: 4,47 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[bvi text='Версия для слабовидящих']

Вам также может понравиться