Графический диктант по клеточкам для детей 5-7 лет
Поделиться
Как можно одним увлекательным занятием развивать навыки письма, внимание, счёт и ориентацию в пространстве у ребёнка? С помощью графического диктанта. В статье расскажем об интересной игре, которая готовит детей к школе, дадим шаблоны для скачивания и рекомендации по проведению графических диктантов разного уровня сложности.
Содержание
Методика проведения диктантов широко используется при обучении детей в дошкольных образовательных учреждениях и в начальных классах школы. Но эта развивающая игра настолько проста в проведении и увлекательна, что её часто практикуют не только педагоги, но и сами родители.
Проведение таких занятий помогает подготовить к школе: закрепить навыки письма, счёта и ориентации в пространстве, тренировать слуховое внимание и восприятие устной речи. Всё это очень пригодится в школе для успешного и лёгкого обучения. А ещё, это намного интереснее, чем прописи.
Что такое графические диктанты
Графический диктант – необычное дидактическое занятие, которое хорошо тренирует руку, готовит её к письму. В ходе проведения нужно будет рисовать, проводя линии по клеточкам под диктовку взрослого.
Взрослый дает чёткие указания, в какую сторону и сколько клеточек нужно провести линию, а ребёнок её рисует. Чаще всего берутся простые рисунки, которые состоят из одной изогнутой замкнутой линии. При ошибке картинка не складывается.
Это приучает к внимательности, сосредоточенности, ответственности. Полученное изображение можно дорисовать небольшими деталями или раскрасить. Одно из основных достоинств диктанта – он не требует длительного времени. Ребёнок очень быстро получает позитивное подкрепление своим стараниям в виде готового рисунка. Это усиливает заинтересованность дошкольника, к тому же присутствует момент сюрприза – ведь ребёнок не догадывается, что в итоге будет изображено.
Для проведения необходима только тетрадка в клеточку и карандаш. При знакомстве с этим видом занятий обязательно стоит начинать с тетрадей в крупную клетку. Так проще рисовать ровные линии, а также ориентироваться в пространстве на листе. Затем можно переходить к классической клеточке.
Польза графических диктантов
Графический диктант – одновременно методика развития навыков и способ диагностики уровня подготовки детей.
Он помогает сформировать и развить:
- графические навыки, необходимые для обучения письму;
- мелкую моторику и координацию движений руки;
- ориентацию на листе бумаги;
- быструю реакцию на слова, указывающие направление движения;
- зрительное и слуховое восприятие;
- концентрацию внимания;
- память;
- счёт;
- воображение;
- пространственное мышление;
- усидчивость;
- самостоятельность.
Все эти навыки готовят к школе. Научившись выполнять графический диктант, первокласснику будет проще ориентироваться в тетради, например, когда учитель попросит отступить несколько клеточек сверху или от края.
Наравне с физическими навыками такими, как мелкая моторика, развиваются и личностные качества: самостоятельность, уверенность в своих силах, самооценка. Малыш будет лучше концентрироваться на задании и выполнять его самостоятельно.
Начать занятия можно с того времени, когда ребёнок уверенно держит ручку, умеет считать клетки и ориентируется в пространстве по направлениям движения (право, лево, вверх, вниз, по диагонали). Обычно начинают заниматься с детьми 5-6 лет.
Как работать с графическими диктантами
Начиная выполнять задания, всегда придерживайтесь последовательности – от простых фигур к более сложным. Сперва начинайте работать в тетрадях с крупной клеткой. Предлагайте простые рисунки с небольшим количеством деталей и используйте только основные направления движения – вверх, вниз, вправо, влево. Возможно, на первых парах будут трудно даваться длинные прямые линии, в таком случае разрешайте пользоваться линейкой. Рисуйте карандашом и имейте под рукой ластик, в начале он пригодится.
Затем усложняйте задачу: добавьте направление по диагонали и предлагайте рисовать уже более сложные фигуры. Сам диктант станет протяжённее во времени. При усложнении обязательно учитывайте возраст, индивидуальный уровень и темп развития.
Заниматься в 5 лет стоит 2 раза в неделю по 10-15 минут. С детьми 6-7 лет упражнения можно продлить до получаса. Это может быть самостоятельным занятием или частью упражнений по математике. Чтобы диктанты приносили максимальную пользу для постановки навыка письма, а также не ухудшали здоровье, обязательно следите за техникой выполнения. Важно обращать внимание на положение руки, осанку, обеспечивать хорошее освещение и через каждые 3-4 минуты работы проводить непродолжительные физкультминутки, гимнастику для пальцев и для глаз.
Этапы проведения графического диктанта:
1. Дайте ребёнку лист в клеточку, карандаш, линейку и ластик. У себя держите готовый вариант или пошаговую инструкцию.
2. Поставьте на бумаге точку, с которой начнётся диктант. Или предложите сделать это самостоятельно. Тогда объясните, сколько клеток нужно отступить сверху и от края.
3. Если малыш только учится этому виду занятий, на бумаге нарисуйте стрелочки, указывающие направления сторон. С ними сперва будет проще ориентироваться. В дальнейшем они не понадобятся.
4. Объясните и покажите на своём примере, как рисовать линии. Скажите, что 1 шаг – это 1 клетка.
5. Если вы проходите графический диктант впервые, зачитайте краткую инструкцию, а затем начинайте не спеша диктовать направление и количество шагов.
Вот один из вариантов, как можно дать инструкцию:
«Сейчас мы с тобой нарисуем рисунок, какой – пока неизвестно. Чтобы получилось красиво, нужно рисовать аккуратно. Для этого внимательно меня слушай и рисуй линии точно так, как я скажу. Вторую линию начинай рисовать с того места, где закончил рисовать первую линию, не отрывая карандаша».
Если вы начали проходить простые диктанты с маленькими детьми, можно рассказать инструкцию, используя игровой вариант:
«Сегодня ты – машинист большого паровоза. Он может ехать только по рельсам. Но рельсы проложены неровно, они изгибаются и образуют причудливый узор. Чтобы не сбиться с пути и приехать в депо, нужно точно следовать командам диспетчера. Я буду говорить тебе, на сколько клеток и в какую сторону должен ехать паровоз».
Перед тем, как приступать, можно попробовать на тренировочном узоре. А можно сразу начинать с простых рисунков. Перед диктовкой попросите приготовиться, например, словом «Внимание». Между каждым отрезком делайте паузу, чтобы ребёнок успел сориентироваться и нарисовать линию.
Со временем вы сможете проводить не устные, а самостоятельные графические диктанты. В таком случае указывается точка отсчёта и даются пошаговые инструкции, и он сам чертит линии. Инструкция, как правило, состоит не из слов, а из схематических обозначений направлений (стрелочек) и цифр. При самостоятельном выполнении уже не нужен контроль со стороны взрослых.
Вне зависимости от того, как ребёнок выполнял работу, под диктовку или самостоятельно, обязательно обсудите с ним результат: что получилось, какие были трудности, были ли допущены ошибки, что понравилось. Обязательно отмечайте достижения, а также хвалите за старания.
Всего в этой методике есть три способа выполнения:
- Сами графические диктанты, которые могут быть слуховыми (под диктовку) или самостоятельными.
- Рисование симметрии, или дорисовка.
- Рисование по образцу, или срисовка.
Во всех способах выполнения единая основа – рисование линий по клеточкам. Однако эти задания отличаются, они направлены на получение разных навыков. Типы заданий можно чередовать, чтобы поддержать интерес. Ниже для вас размещены файлы для скачивания, в которых вы найдёте готовую подборку с заданиями. Скачайте их, распечатайте и приступайте.
Задания для скачивания: графические диктанты
Все задания разделены на 4 подборки по возрасту детей и уровням сложности. В каждой подборке есть карточки с заданиями и отдельно карточки с ответами, чтобы малыш мог сравнить свой результат с верным.
В карточках с заданиями уже указаны точки, с которых нужно начинать отсчёт. Также на них нарисованы стрелочки, чтобы было проще ориентироваться по направлениям.
Для детей 5-6 лет крупная клетка: первый уровень сложности
Знакомство с графическими диктантами следует начинать именно с этой подборки картинок. Здесь представлены самые простые рисунки с небольшим количеством деталей. Задание выполняется на бумаге с крупной клеткой, причём в инструкциях только 4 направления движения: вверх, вниз, вправо и влево.
Для детей 5-6 лет крупная клетка: второй уровень сложности
Когда освоен принцип работы с графическими диктантами, задания усложняются. Рисунки становятся больше, в них появляются мелкие детали. Диктанты из этой подборки труднее и продолжительнее, но интереснее. Однако сохраняются основные принципы заданий для этого возраста: крупная клетка и 4 направления движения.
Для детей 6-7 лет мелкая клетка: третий уровень сложности
К этому возрасту мелкая моторика и координация движений руки достаточно развиты, чтобы переходить на мелкую клетку. Это требует большей сосредоточенности и внимания, но и результат выходит интереснее. В этой подборке ребёнок впервые учится работать с диагональными направлениями.
Для детей 6-7 лет мелкая клетка: четвёртый уровень сложности
В этой подборке собраны самые трудные графические диктанты. Рисунки сильно детализированы, с большим количеством мелких элементов. Все они выполняются на бумаге в мелкую клетку. В заданиях есть все направления движения.
Задания для скачивания: дорисовки
Ещё один способ выполнения заданий – симметричное завершение. На бумаге в клеточку нарисована только половина. Дошкольнику нужно повторить расположение линий с другой стороны от разделительной линии, но сделать это в зеркальном отражении.
Прежде чем приступить к выполнению задания, сделайте один фокус. Приложите небольшое зеркало к недорисованному рисунку. В отражении ребёнок сможет увидеть, как должен выглядеть результат. Это поможет ему понять саму идею симметрии.
Задание выполняется самостоятельно. Дорисовывание картинки с соблюдением симметрии развивает пространственную ориентацию, мышление.
Мы предлагаем вам две подборки заданий на симметрию. Они различаются по уровню сложности картинок, по количеству деталей. При выборе подборки ориентируйтесь на возраст и индивидуальные умения малыша.
Задания для скачивания: срисовки
Срисовка, или рисование по образцу, очень хорошо развивает зрительное внимание, восприятие, а также усидчивость. Дошкольнику нужно посмотреть на шаблон рисунка и перечертить его в свою тетрадь. При этом он должен внимательно следить за направлением линии и её длиной. В процессе срисовки малыш закрепит понятия вправо, влево, вверх, вниз и счёт. В подборке вы найдёте картинки разного уровня сложности.
Рисование по клеточкам даёт отличный уровень подготовки дошкольнику. Такие занятия готовят к школе, они затрагивают много навыков и умений, а также формируют личностные качества. Скачивайте подборки заданий и развивайте своего ребёнка вместе с Академией Любознательности.
Отличная подборка, большое спасибо!
Большое спасибо, что нашли время и оставили отзыв о нашей статье!
Большое спасибо, замечательная подборка! Будем заниматься с ребятишками в садике.
Большое спасибо и Вам за Ваш отзыв! Я очень рада, что материалы Вам понравились!
Большое спасибо. Очень пригодится для работы с детками с особыми образовательными потребностями.
Здравствуйте! Я рада, что наши разработки пригождаются в работе педагогов, воспитателей и учителей! Спасибо за Ваш комментарий!
Второй уровень нет снежинки и котенка (23 и 24)
Здравствуйте! Большое спасибо, что обратили на это внимание. Я добавила в папку для скачивания эти два диктанта.