Мелкая моторика – это тот навык, который родители развивают у детей с рождения и отмечают успехи уже в первые месяцы жизни. К первому дню рождения малыш уже неплохо держит все предметы, показывает на картинки пальцами и старается направлять ложку с пюре себе в рот. Что сделать для развития мелкой моторики у детей 1-2 года? Расскажем в статье!
Развитие мелкой моторики – необходимая часть развивающих занятий, особенно в возрасте 1 года. Мелкая моторика тесно связана со всей нервной системой, речевыми навыками, а также со зрительной памятью, воображением и координацией движений. Иными словами, мелкая моторика напрямую связана с работой всего головного мозга, поэтому ее развитие первостепенно. Конечно, не стоит забывать и о бытовых навыках, ведь от ловкости пальцев зависит умение манипулировать мелкими предметами, а это крайне часто требуется в повседневной жизни.
Нормы развития мелкой моторики у ребенка в 1 год
К 1 году у ребенка уже есть достижения, в том числе:
Появился пинцетный захват предметов – большим и указательным пальцами, когда они держатся параллельно по отношению друг к другу. Затем пинцетный захват становится щипковым – пальцы округляются, там намного проще брать маленькие предметы.
Отточился навык отправки еды (и не только!) прямиком в рот. К году обычно детки уже переходят на общий стол, начинают орудовать первой ложкой, брать стаканчик или бутылочку в руки, чтобы попить. Но если с ложкой пока отношения складываются плохо, то щипковый захват пригодится и тут, макароны отлично берутся руками.
Есть указательный жест. Ребенок с помощью взрослых учится выделять отдельно указательный палец, остальные зажимая в кулак. Иногда учат выделять отдельно большой палец, показывать «класс».
Ребенок перекладывает предметы из одной руки в другую, берет и кладет игрушки, может складывать их в коробку и доставать обратно. Среди игрушек занимают максимальное внимание пирамидки, кубики, матрешки.
Есть интерес к маленьким предметам, перебиранию пальцами ниточек, найденных где-нибудь на полу, веревочек от одежды, пуговиц.
Если в годик в руки вложить мелок, могут получиться слабые каракули, но пока процесс рисования нельзя назвать произвольным.
В целом вас будет радовать, что ребенок показывает на картинки и предметы, с первого раза берет игрушки, а не раскачивает рукой, будто прицеливаясь. Годовалый ребенок уже хозяин своего тела и своих пальцев, даже если пока что-то не умеет, то скоро научится. Следующий год ему предстоит сделать большой скачок, до 2 лет он научится рисовать, пить и есть самостоятельно, раскладывать детали по сортеру, обращаться с большинством бытовых предметов, в том числе, с элементами одежды, зубной щеткой. Только ближе к 2 годам у ребенка может появиться небольшой перевес в сторону ведущей руки, до этого времени он орудует двумя одинаково.
Зачем развивать мелкую моторику у ребенка 1-2 лет
Мелкая моторика – это точные движения пальцев и ладоней. Тонкая координация движений необходима для большинства повседневных дел, но также она влияет на развитие мыслительных и речевых центрах головного мозга.
Несколько причин, зачем развивать мелкую моторику:
Для развития творческих способностей. Рисовать линии, лепить из пластилина или теста, приклеивать наклейки, засыпать песок в формочки – все это навыки, которые нуждаются в работе пальцев рук.
Для бытового самообслуживания. Одеваться, обуваться, чистить зубы, складывать свои игрушки, самостоятельно есть и пить, даже вытирать за собой крошки под силу детям в 2 года, если у них достаточно хорошо развита мелкая моторика.
Для развития высших свойств сознания – речи, воображения, внимания, мышления, памяти и пр. Участки коры головного мозга, отвечающие за эти навыки, близко расположены к центру, отвечающему за движения пальцев.
Для увеличения познания окружающего мира ребенка. Дети 1 года познают мир предметно – трогая все руками. И чем лучше малыш орудует своими пальцами, тем лучше сможет познать каждый предмет – его форму, фактуру, тяжесть.
Для совершенствования крупной моторики. Равновесие, умение залезать на лестницу и скатываться с горки – это тоже навыки, которые развиваются отчасти благодаря мелкой моторики. Точнее, только в их совокупности ребенок будет ловким, подвижным и проворным.
И здесь нужно отметить самое лучшее – большой вклад в развитие мелкой моторики малыша вы уже сделали. Погремушки, пальчиковые потешки и массаж ладошек – это уже запустило обучение, осталось только постепенно усложнять игры, наслаивая и совершенствуя навыки.
Как развить мелкую моторику ребенка в 1-2 года игрушками
Для годовалого ребенка основным требованием к игрушкам является безопасность. Без присмотра ему нельзя давать мелкие предметы, а все материалы должны быть гипоаллергенны.
Список игрушек, которые хорошо развивают моторику:
Кубики, пирамидки, сортеры, вкладыши, матрешки. Эти игрушки имеют прямое назначение – развитие моторики и логики. Делайте акцент именно на самостоятельных движениях. Сперва ребенок будет снимать кольца и открывать матрешки, затем научится складывать все на место.
Магнитная рыбалка, шнуровка, стучалка. Это более сложные игрушки, их можно вводить с 1,5 лет. Они более сложные, так как в них требуется использовать предмет, а не напрямую взаимодействовать с игрушкой.
Все наборы для ролевых игр. Ребенок в год еще не может понять сюжетно-ролевую игру, но он хорошо взаимодействует с предметами, интересуется ими, вертит в руках, учится использовать по назначению. Можно стучать молотком строителя, делать укол, как доктор, или класть ложечки в чашки от кукольного сервиза.
Специальные наборы для развития мелкой моторики, в которых нужно раскладывать шарики или помпоны по стаканчикам, пробиркам с помощью пинцета или ложки. Они достаточно сложные, их можно вводить ближе к 2 годам и под присмотром родителей.
Материалы для творчества: тесто для лепки, пластилин, восковые и обычные мелки, карандаши, пальчиковые краски. В статье «Рисуем с детьми 1-2 года» мы подробно рассказывали о том, как рисовать с малышами.
Куклы и кукольная мебель. Любимый сюжет детей: накормить, уложить спать, накрыть одеяльцем лялю. Все это требует взаимодействия с маленькими кукольными предметами, а значит неплохо тренирует координацию рук.
Сейчас очень много игрушек, которые направлены на развитие моторики, и найти их в магазине не составит труда. Но в статье мы все же хотим сделать акцент на развивашки, которые родители могут подготовить для ребенка дома. Это совсем не трудно, увлекательно и разнообразно.
Самодельные развивашки для мелкой моторики
Игрушки быстро надоедают. У малышей до 2 лет очень низкая концентрация внимания, они не могут усидчиво заниматься одним и тем же делом долгое время, а для такой частой смены деятельности игрушек не напасешься. Вот несколько занятий для годовалых детей, которые займут их и помогут развить тонкую моторику:
Разворачивание подарков. Возьмите разные игрушки и оберните их фольгой. Ребенок будет сидеть, постепенно сдирать фольгу и разворачивать игрушки. Кроме фольги, можно использовать газету.
Разрывание разных материалов на мелкие части. Подготовьте материалы: гофрированная бумага, фольга, бумажное полотенце, вата, полиэтилен, газета и пр. Дайте ребенку возможность порвать всё на мелкие кусочки, ощущая тактильную разницу между материалами.
Копилочка. Сделайте в любой коробке прорезь и дайте ребенку маленькие предметы, которые он может складывать в нее под присмотром родителей. Например, счетные палочки.
Все по местам. Нужно подготовить большую коробку из-под яиц и разноцветные крышки от пюре. Ребенок просто будет раскладывать крышки в ячейки, можно играть уже с 1 года.
Закрутки. Подходит для детей ближе к 2 годам. Соберите бутылки с крышками разного диаметра. Срежьте верхние части и прикрепите к поверхности на термоклей. Ребенку нужно подбирать крышку и закручивать ее.
Клейкая лента. На ножки стула/стола намотайте скотч клейкой стороной к ребенку. На «стену» из скотча приклейте разные предметы, игрушки. Предложите ребенку снимать предметы и клеить обратно.
Чистим яичко. Простое для нас действие на кухне, которое может занять ребенка надолго. Малыш увлечен скорлупой, а затем с аппетитом ест само яйцо.
Сенсорная коробка. Если насыпать в контейнер крупы или песок, добавить разных маленьких игрушек или природных материалов (шишек, каштанов, желудей), то можно долго вылавливать предметы, пересыпать и сортировать крупы, использовать ложку и стаканчики. В статье «Сенсорная коробка для детей своими руками» мы рассказывали, чем можно наполнить сенсорную коробку.
Бизиборд. Это почти классика для родителей годовалых малышей. Суть бизиборда в том, чтобы собрать в одном месте разные предметы быта – выключатели, замки, застежки, липучки, молнии, шестеренки, телефонный диск, гофрированный шланг и пр.
Тактильные карточки. Это карточки с разными по ощущениям материалами – мягкими, шершавыми, колючими, бархатистыми и гладкими.
Вылавливание плавающих маленьких игрушек из воды. Можно играть во время купания.
Водонос. Мокрая игра, отлично подойдет летом на улице. Даем ребенку поролон, ставим на расстоянии два ведра, одно из которых с водой. Задача ребенка – переносить воду из одного ведра в другое. Также воду можно носить ложкой, половником.
Вермишель. Мама откидывает на дуршлаге вермишель, иногда она остается в отверстиях. Предложите ребенку повторить это, только вместо спагетти у него в руках будут ушные палочки, которые ему предстоит вставить в дырочки.
Кольцеброс. Понадобятся трубочки для напитков, ячейки от яиц и втулки от туалетной бумаги (их нужно нарезать на кольца). Сделайте отверстия в коробке из-под яиц. Попросите ребенка вставить в них трубочки, а затем надевать на них кольца.
Бутылка радости. Дайте малышу пластиковую бутылку 0,5 л. Попросите его наполнить ее разноцветными помпонами, ленточками, серпантином из цветной бумаги, блестками и пр. На улице он может наполнять бутылку камнями, веточками, ягодами рябины, осенней листвой, песком.
Доктор Пилюлькин. Дайте ребенку контейнеры с водой и медицинский инструмент – пипетку, шприц от Нурофена, спринцовку. Пусть малыш разливает воду по контейнерам разными инструментами.
Накорми зверушку. Сделайте животных из коробок. На коробке нарисуйте белочку, мишку или собачку с широко открытым ртом (отверстие). В качестве еды могут подойти кубики лего, крышечки, шарики, помпоны. Задача ребёнка – накормить животных едой, проталкивая ее в отверстие в коробке.
Бусы. Разрежьте втулки от туалетной бумаги, сделав из них кольца. Можно покрыть кольца разноцветными красками. Дайте ребенку веревку и предложите сделать бусы, нанизывая кольца.
Развешиваем белье. Самостоятельно открыть и прикрепить прищепку ребенок до 2 лет не сможет. Но вы можете развесить на веревке одежду из бумаги с помощью прищепок, а малыш будет снимать их и складывать высушенные вещи.
Наклейки. Ребенок может приклеивать наклейки, а можно уже попробовать сделать первые аппликации. Взрослый будет вырезать из бумаги детали, а малыш мазать клей карандашом и прикреплять к основе.
Для ребенка в возрасте 1-2 года фактически любой новый предмет становится игрушкой для развития мелкой моторики, ведь нужно все обследовать, покрутить в руках, изучить. Не ограничивайтесь только покупными игрушками, сделайте для малыша коробку с предметами быта, которые вам уже не нужны – старый пульт, телефон-раскладушка без аккумулятора, разного типа коробочки и баночки, втулки от туалетной бумаги, связка брелоков. Такую коробку можно доставать, например, когда вы готовите и нужно чем-то занять малыша.
Пальчиковые игры
Уже из названия этой категории детских потешек понятно, что они имеют непосредственное влияние на развитие мелкой моторики.
Произношение стиха сопровождается движениями рук, действиями, массажными прикосновениями к ручкам ребенка. Самые известные пальчиковые игры – «Ладушки» и «Сорока-ворона». Есть также много потешек про каждый палец, с ними можно изучать цифры, зверушек, дни недели и так далее. Главное, чтобы движения были достаточно простыми – поглаживание, пощипывание, загибание пальцев, хлопки и пр.
По ссылке ниже вы можете скачать подборку пальчиковых игр:
Пальчиковые игры несут большую пользу для развития речи, памяти и внимания. Поэтому подборку пальчиковых игр вы найдете в этих статьях:
Развитие ребенка 1-2 лет происходит комплексно, поэтому мелкая моторика неразрывно связана с логическим мышлением, воображением, сенсорным восприятием, речью и другими сложными когнитивными функциями. Все предложенные в статье занятия гармонично развивают ребенка, учат его новым действиям и движениям.