Поделиться
В период с 1,5 до 2 лет малыши активно развиваются, быстро учатся и усваивают новые навыки. Совсем недавно они начали ходить самостоятельно и вот уже бойко бегают, пиная ножкой мяч. Одновременно с крохой растёт его интерес к окружающему миру. Арсенал знаний и умений пополняется с каждым месяцем.
Математические навыки и логическое мышление
Знакомить детей с азами математики – геометрической формой и размером можно и нужно в раннем возрасте. Этот период очень важен для развития детского интеллекта. На 2 году жизни закладываются его основы, начинается формирование логического мышления.
Огромное влияние оказывает общение с родителями. Слушая разъяснения и наблюдая за действиями взрослых, малыш учится думать, делает выводы. Во время развивающих игр он пытается рассуждать, ищет правильное решение, приходит к умозаключениям.

С полутора до 2 лет ребёнок усваивает следующие навыки:
- Определяет внешнее сходство и отличие предметов. Группирует их по цвету, размеру и форме.
- Знает названия основных цветов (жёлтый, красный, зелёный, синий). Различает несколько геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Находит соответствующие прорези или штырьки в сортерах.
- Сравнивает предметы по размеру, определяет меньший и больший.
- Правильно складывает пирамидку из 5―7 колец, строит башню из ведёрок или кубиков, собирает матрёшку, вкладывает колпачки.
- Умеет считать не менее 3 предметов, изображений на картинках. Показывает числа на пальчиках.
Понять азы математики и научиться логически мыслить малышам помогут развивающие занятия. Полезны игры с рамками-вкладышами, крупными конструкторами, пазлами из 3─4 частей.
Особенности памяти и внимания
После полутора лет способность к восприятию новой информации у детей возрастает. Развиваются все виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная. Малыш активно познаёт окружающий мир.
Процесс запоминания взаимосвязан с особенностями внимания. Кроха становится более наблюдательным. Он замечает сходство и различие разных вещей, может дольше сосредоточиться на одном занятии.

Малыш быстро находит предметы или их изображения по аналогии с образцом. Помнит и может показать, как летает птичка и бабочка, прыгает кузнечик. Воспроизводит лай собаки или мяуканье кошки, короткую музыкальную фразу, интонацию мамы.
Ребёнок демонстрирует типичные для возраста умения, знания и навыки:
- находит парные картинки;
- запоминает и повторяет короткие считалки, потешки, стихи, песенки;
- знает и называет несколько цифр и букв, может показать;
- помнит название основных частей лица и тела;
- показывает хвост, лапы, усы и крылья у птиц и животных;
- разделяет предметы или карточки с их изображениями на однородные группы – посуда, одежда, растения, животные;
- запоминает последовательность из 2―3 действий: подойти к столику, сесть на стул, взять карандаш и бумагу.
Благодаря развитию внимания и наблюдательности, малыши распознают назначение предметов. Они запоминают и повторяют действия взрослых: «говорят» по телефону, слушают радио, норовят включить стиральную машину или плиту. За ними нужен глаз да глаз.
Владение речью
С полутора лет детки начинают лучше понимать обращённую к ним речь и говорят более внятно. Вместо прежних условных обозначений (ка – кошка, ава – собака) они используют полные названия. Словарный запас двухлетнего малыша может превышать 200 слов.

Развитие речи во многом зависит от общения с родителями. Чтение и обсуждение сказок, картинок, знакомство с новыми предметами, их свойствами обогащает лексику ребёнка. Кроха учится правильно произносить и согласовывать слова.
В 2 года дети обладают следующими речевыми навыками:
- Повторяют услышанные от взрослых слова и краткие фразы (кыш, муха!). Так пополняется пассивный словарь малышей.
- Могут самостоятельно составить предложения из 2–3 слов: «Куда побежал?», «Дедушка, иди сюда».
- Понимают простые вопросы – кто или что это, где папа, куда пошёл? Дают верные ответы.
- Выполняют несложные задания: найди альбом и принеси карандаши.
Для формирования у детей грамотной речи вовремя избавляйтесь от привычки общаться на «детском» языке (ам-ам, бай-бай). Используйте правильную лексику и приучайте к ней ребёнка. Занимайтесь развитием мелкой моторики: пальчиковыми играми, сортировкой мелких предметов, лепкой, рисованием. Это поможет улучшить речь малыша.
Уровень физического развития

В полтора года начинается активное развитие двигательных навыков. Походка становится более устойчивой, ручки сильными и ловкими. Появляются новые умения: малыши включают и выключают свет, открывают и закрывают дверцы шкафов, двигают табурет. С удовольствием кидают и пинают мячики.
Двухлетний кроха быстро бегает, приседает и прыгает на двух ножках, пятится назад, пытается ловить мяч. Может самостоятельно подниматься по небольшой лестнице и спускаться. Без поддержки ходит по неровной наклонной поверхности, преодолевает небольшие препятствия. Умеет забираться на диван, садиться на низкий стульчик. Подражая маме, пытается поднять тазик, использовать веник и тряпку.
Совершенствуется мелкая моторика:
- ребёнок переворачивает страницы, берёт еду ручками, пользуется ложкой;
- делает песочные «куличики», втыкает в отверстия и достаёт мозаику, лучше справляется с сортерами;
- играет с кинетическим песком, пластилином, лепит колобок, колбаску, заполняет и переворачивает формочки;
- рисует пальчиковыми красками, изображает линии и окружности карандашами, фломастером;
- наклеивает с помощью взрослого простую аппликацию, собирает пазлы из 2―3 элементов;
- снимает носки и штанишки, пытается надеть шапку.

Ежедневная зарядка в игровой форме поможет укрепить мышцы крохи и станет полезной привычкой.
Это примерный перечень умений и навыков. Не огорчайтесь, если у малыша не всё будет получаться. Помогайте ребёнку, но в меру. Не делайте за него то, что постаравшись, он выполнит сам.