Поделиться
В период с 2 до 3 лет в развитии малышей заметен значительный прогресс. Ребёнок активно познаёт окружающий мир, знакомится с новыми понятиями, явлениями и предметами. Стремительно пополняется словарный запас, совершенствуется моторика. Создаются благоприятные условия для развития логического мышления и знакомства с доступными азами математики.
Многих родителей интересует вопрос: на что следует ориентироваться, занимаясь с крохой? Мы предлагаем примерный перечень знаний, умений и навыков для детишек 2-3 возраста. Полезная информация поможет оценить уровень развития ребёнка. Узнать, в каких областях он преуспевает, а чему нужно уделять больше внимания.
Не стремитесь любой ценой соответствовать средним нормам. Используйте их с поправкой на индивидуальные особенности любимого чада. В раннем возрасте идёт формирование личности. Малышу необходимо понимание и поддержка главных людей в его жизни ― мамы с папой.

Математические навыки и логическое мышление
Продолжается развитие логического мышления. Усвоение элементарных математических понятий помогает формированию детского интеллекта.
К 3 годам малышам полагается:
- считать до 5, определять количество предметов (сколько всего?). Понимать, что значит «один, мало, много, столько же». По порядку пересчитывать пальчики, кубики, любые предметы;
- хорошо ориентироваться в основных геометрических формах, отличать их друг от друга. Знать название круга, треугольника, квадрата, прямоугольника;
- сравнивать размеры различных объектов ― меньше, больше, выше, ниже, такой же. Строить пирамидки и башни из кубиков в правильной последовательности. Вкладывать меньшие предметы в большие (ведёрки, колпачки);
- сортировать вещи по заданному признаку ― форме, цвету, размеру;
- знать пространственные понятия «низ» и «верх».
В этом возрасте малыши способны мыслить логически. Определяя сходство и отличия вещей, они пытаются рассуждать и делать умозаключения.
Особенности памяти и внимания у детей 2-3 лет
На третьем году жизни объём памяти и концентрация внимания заметно возрастают. Малыш запоминает последовательность 2―3 простых действий.
Повторяет и воспроизводит новые слова и короткие фразы, копирует движения. Может, не отвлекаясь, выполнять задание до 5 минут. Благодаря развитию зрительной памяти, ребёнок легко узнаёт знакомые лица на фотографиях, предметы на картинках. Зовёт по имени близких людей, знает своё имя.

Типичные умения и навыки:
- находит названную взрослым вещь;
- выбирает парный или нужный предмет из нескольких;
- запоминает и воспроизводит короткие стихи, песенки;
- умеет складывать пазлы из 2―4 деталей;
- исключает лишний предмет из группы однотипных;
- отличает и помнит названия основных цветов, может найти их у радуги.
Рассматривая картинки, дети способны заметить ошибки. Отвечают на вопросы: «Что здесь лишнее? Чего не хватает?». Обсудите с ребёнком рисунок в книге, затем закройте её. Попросите рассказать о том, что изображено на картинке. Можно задавать наводящие вопросы.
Владение речью
С каждым днём у вашего крохи пополняется словарный запас. Всего за пару месяцев его объём может увеличиться втрое. Если двухлетка использует 300―500 слов, то в речи трёхгодовалого малыша их насчитывается больше тысячи.

Постепенно формируются новые умения и навыки:
- ребёнок чётко произносит почти все звуки. Вместо звукоподражаний (би-би, ав-ав) использует полные названия;
- готов к простому диалогу со сверстниками или взрослыми. Может составить предложение из 2―3 слов, задать вопрос типа: «Куда побежала собака?»;
- понимает обращённую к нему речь взрослых, рассказ или сказку со знакомой лексикой. Отвечает на несложные вопросы;
- помнит названия многих окружающих предметов, а также их групп (игрушки, посуда, одежда и др.). Называет более десяти действий людей и животных (бежит, лает, работает, летит и т. п.);
- показывает и может назвать детали знакомого объекта на картинке. Например: крышу дома, колёса машины, ветки дерева, руки-ноги человека, лапы и хвост животного.
Кроме того, малыш знает и пользуется словами «спасибо, пожалуйста», умеет здороваться и прощаться.
Уровень физического развития
У детей 2―3 лет выражена потребность в движении. Физическая активность помогает маленьким непоседам узнавать окружающий мир. Они то и дело забираются на лестницы, без устали бегают дома и на улице. Малыши проявляют самостоятельность, сопротивляются, когда им препятствуют.
Во время подвижных игр укрепляются мышцы и связки. Совершенствуется крупная моторика, отвечающая за ловкость и координацию движений. Не стоит ограничивать естественную активность, постоянно водить ребёнка за руку: это замедлит физическое развитие. Лучше ненавязчиво оберегать от травм, объяснять и показывать, как правильно двигаться.

Умения и навыки малыша этого возраста:
- может самостоятельно подниматься и спускаться по лестницам;
- управлять телом при беге, балансировать, подпрыгивать;
- ловить мячик, брошенный с близкого расстояния и удерживать в руках;
- самостоятельно преодолевать неровности рельефа, небольшие препятствия;
- гулять с промежуточным отдыхом на большее расстояние ― от 300 м (2 года) до 1,5 км (3 года).
Помните, что костно-связочный аппарат ребёнка ещё не сформировался, позвонки зафиксированы слабо. Не позволяйте детям спрыгивать с лестниц. Помогая родителям, малыши стараются поднять разные предметы. Следите за тем, чтобы они не были тяжёлыми для крохи.
Наряду с двигательными навыками, совершенствуется мелкая моторика рук. Ребятишки более уверенно держат карандаш, кисточку и фломастер. Могут раскрасить крупные детали картинок, используя краски или восковые мелки.
Ребёнок способен:
- нарисовать неправильную окружность;
- вслед за взрослым обвести или изобразить несколько разных линий, наставить точек;
- вылепить колобок и колбаску из пластилина;
- разрезать бумагу маленькими закруглёнными ножницами.

Физическая активность, направленная в нужное русло, благоприятно сказывается на общем развитии малышей. Совершенствование мелкой моторики стимулирует работу мозга. Ребёнок начинает лучше говорить, быстрее соображать.
У малышей 2―3 лет большой потенциал для развития. Не стоит упускать благоприятные возможности этого возраста. Совместные игры и занятия гарантируют успех. Детям нравится подражать взрослым. Они стараются делать всё, как мама и папа, им многое удаётся.