Поделиться
К 4 годам дети превращаются в настоящих исследователей и пристают к родителям со всевозможными «Почему». У них начинает работать логическое мышление и активно развивается речь. Ребята учатся строить длинные предложения и часто смешат родителей, путая смысл слов и предлогов. Давайте разберём, какие навыки, умения и особенности развития есть в этом возрасте, и что должен знать и уметь ребёнок к 4 годам.
На 4 году жизни поведение малышей нередко меняется. Покладистый и послушный ребёнок может превратиться в упрямого «ослика». С утра до ночи он повторяет: «Я сам!», стремится всё делать по-своему, не слушая взрослых. Что происходит с детьми в этот период?
В этом поведении нет ничего страшного, это временное явление, связанное с кризисом трёх лет и формированием будущей личности. Подрастающим малышам важно, чтобы с ними считались. Относитесь к проявлению своеволия и негативизма, как к первым симптомам взросления.
Старайтесь сдерживаться и сгоряча не наказывать малолетнего бунтаря. Нужно пережить это время, сглаживая острые углы и не подавляя воли ребёнка. О методах взаимодействия с малышом в этот период, вы можете почитать в нашей статье “Как воспитывать детей без наказания и крика”.
Конечно, заниматься развитием после трех лет становится сложнее, и вам нужно проявить немало сил и терпения. Самое главное, что нужно сделать – это пробудить интерес ребёнка к познанию. Сделать это проще всего в игровой форме. Ниже дан примерный перечень умений ребёнка, который должен сформироваться к 4 годам.
Вы должны понимать, что каждый ребёнок развивается в своём темпе. Не расстраивайтесь, если ваш малыш что-то не делает из нашего списка. Возьмите себе на заметку те сферы, которые вызывают у него сложности, и занимайтесь ими в первую очередь.

Математические навыки и логическое мышление
К четырём годам малыш свободно считает палочки, карточки, любые предметы до 5. Может назвать их общее количество (2 стула, 4 ложки), сравнить совокупности (много или мало, меньше ― больше). Владеет навыками порядкового и пальчикового счёта (третий дом, пятый пальчик).

Дети получают представление о новых геометрических фигурах. Помимо треугольника, квадрата, круга и прямоугольника они теперь знают овал и ромб. Могут сопоставить знакомые формы с разными объектами. Дают правильный ответ на вопросы: «На какую фигуру похож дом? На прямоугольник. А крыша? На треугольник. Что ты видишь на свитере? Ромбы».
Развивается пространственное мышление. Малыши усваивают понятия: слева ― справа, низ ― верх, ниже ― выше, посредине. Совершенствуется способность рассуждать и мыслить логично.
К 4 годам дети умеют:
- определять сходство и отличие, классифицировать предметы по размеру и форме;
- сравнивать длину, высоту, ширину разных объектов;
- исключать лишний предмет из группы;
- складывать пазлы, состоящие из 4―6 частей.
Ребятишки способны к логическим умозаключениям. Что появится после дождика? Лужи, радуга. Что случится, если не смотреть под ноги? Упадёшь, будет больно.
Особенности памяти и внимания
В этом возрасте преобладают наглядно-образный и двигательный виды памяти, запоминание носит непроизвольный характер. Ребёнок помнит, что ему интересно или связано с яркими эмоциями.
Устойчивость внимания ещё невысокая. Детей сложно надолго занять одним делом. При появлении в поле зрения нового объекта малыши часто отвлекаются. Способность сосредоточиться на игре, рассказе, книжке с картинками сохраняется до четверти часа.
Типичные умения и навыки:
- ребёнок за одно занятие запоминает до 4 новых предметов и не менее 2 слов;
- умеет воспроизвести несложный ритм и простые движения;
- помнит названия основных цветов, нескольких дополнительных оттенков;
- может правильно подобрать карандаши для раскраски или рисунка;
- кратко пересказывает истории или сказки, события вчерашнего и нынешнего дня;
- умеет найти до 6 различий между двумя схожими картинками;
- способен узнать предмет по фрагменту – крыше домика, колесу машинки, вагону поезда;
- знает и воспроизводит около трёх небольших песенок, считалок, стихотворений;
- помнит, как зовут близких родственников, называет своё имя и фамилию;
- может назвать с десяток птиц и животных, овощей и фруктов, узнаёт их изображения.
Развивать память и внимание малыша нужно при каждом удобном случае. Например, во время прогулки, по дороге в магазин, на детской площадке. Эти способности важны не только для учёбы.

Владение речью
К 4 годам в словаре ребёнка насчитывается свыше 1500 слов. Малыш хорошо понимает обращённую к нему речь, отвечает на несложные вопросы. Он способен составлять краткие предложения из нескольких слов. Улучшается дикция, ребёнок старается правильно произносить все звуки, даже трудные свистящие и шипящие.
Дети этого возраста умеют:
- пользоваться словами с предлогами (за окном, под деревом, в тазике, на качелях);
- применять обобщающие понятия (игрушки, посуда, одежда и другие);
- согласовывать разные части речи (большой дом, новая девочка, собаки бегут, кот идёт);
- описывать картинку 3─4 предложениями;
- правильно здороваться и прощаться, благодарить, просить разрешения, использовать слова вежливости.
Если ваш ребёнок испытывает трудности с речью, уделяйте больше внимания чтению и обсуждению интересных книжек. Это прекрасный способ обогатить словарный запас малыша.
Пересказывая содержание коротких историй, сказок, он научится правильно употреблять и согласовывать слова. Ваша задача деликатно исправлять речевые ошибки.

Старайтесь чаще разговаривать с крохой, обсуждать события, расспрашивать о том, чем он занимается. Это поможет формированию коммуникативных навыков. В дальнейшем малышу будет легче общаться со сверстниками и отвечать на уроках.
Уровень физического развития
На четвёртом году жизни двигательные навыки, крупная и мелкая моторика малышей активно развиваются. Они лучше владеют своим телом, становятся более сильными и ловкими.
Ребёнок 3–4 лет способен делать многое:
- Он произвольно меняет темп и направление движения во время ходьбы или бега.
- Умеет ходить на носках, регулировать ширину шага.
- Совершает разнообразные действия с мячом. Подбрасывает вверх и ловит обеими руками. Катит или кидает в заданном направлении. Ударяет о пол и стремится поймать.
- Демонстрирует координацию движений. Сохраняет равновесие при беге, а также стоя на одной ножке, прыгая через небольшое препятствие, шагая по доске или бордюру.
- Уверенно поднимается и спускается по ступенькам и гимнастической лесенке.
- Скачет на 2 ножках на одном месте и вперед–назад.
Время физической нагрузки увеличивается. Малыш может 10 минут делать различные упражнения, танцевальные движения. Он осваивает устойчивый велосипед, учится ездить на самокате.

Важный показатель прогресса – уровень развития мелкой моторики. Вам не о чем беспокоится, если малыш владеет следующими навыками:
- правильно держит карандаши, фломастеры, кисточку;
- лепит пластилиновые колобки и колбаски, делает колечки (соединяет концы колбасок);
- рисует разнообразные линии, кружочки, закрашивает картинки в пределах контуров;
- пытается точно обвести рисунок, что-либо изобразить сам;
- может делать простую аппликацию, смазывать детали клеем и помещать куда нужно.
Не стоит волноваться, если у малыша не всё получается. Дети развиваются в разном темпе. Многое зависит от типа нервной системы, преобладания активности или усидчивости. Сохраняйте спокойствие, не фиксируйте внимание крохи на неудачах. Ваше терпение и уверенность в успехе передадутся ребёнку и помогут преодолеть трудности.