Поделиться
В период с 4 до 5 лет наступает так называемый возраст «почемучки». Поэтому готовьтесь отвечать на многочисленные вопросы малыша. Если не отмахиваться от маленького надоеды, а давать конкретные ответы, это благотворно скажется на его развитии. Кроме того, кроха проникнется уважением к маме и папе, которые знают всё на свете.
Математические навыки и логическое мышление
К пяти годам дети осваивают все числа первого десятка. Малыши узнают, как выглядят цифры, какому количеству предметов соответствуют. Ребёнок знакомится с простыми арифметическими действиями. Занимаясь сложением и вычитанием, он учится рассуждать и делать выводы. Наглядно-образный тип мышления дополняется словесно-логическим.

В период с 4 до 5 лет малышу предстоит:
- Усвоить навыки обратного и порядкового счёта в пределах 5.
- Научиться считать до 10, запомнить все числа первого десятка (0―9). Познакомиться с числовой последовательностью.
- Узнать, что значит «отнять» и «прибавить». Как сделать, чтобы предметов стало больше, меньше или поровну.
- Уметь определять положение объектов в пространстве (выше ― ниже, справа ― слева, спереди ― сзади, внизу ― вверху).
- Различать базовые и несколько вспомогательных цветов, находить и группировать предметы по этому признаку.
- Запомнить не только основные, но и дополнительные геометрические фигуры (овал, ромб, шестигранник, трапеция).
К 5 годам ребёнок в совершенстве владеет пальчиковым счётом. Он уже способен мыслить отвлечённо: считает не только предметы, но их изображения. Может решать простые примеры с помощью палочек, квадратиков и кружочков.
Особенности памяти и внимания
В этом возрасте малыш запоминает больше информации, благодаря развитию наблюдательности и внимания. Он может рассказать о том, как провёл день в садике. Описывает интересные события, новую игру или книжку.

Увеличивается объём оперативной и долговременной памяти. Ребёнок помнит имена и фамилии друзей, знает, как зовут родственников, воспитателей. Называет свой адрес, профессии родителей. Вспоминает о том, что видел в цирке, зоопарке, театре.
Дети 4―5 лет демонстрируют следующие навыки:
- сосредоточенно занимаются 15―20 минут (концентрация);
- удерживают в поле зрения 4―5 предметов (объём и распределение внимания);
- замечают сходство и отличие деталей у похожих картинок, фигур, игрушек;
- складывают пазлы из 5―8 частей, находят недостающие фрагменты для рамок-вкладышей;
- строят домики из конструктора по образцу;
- вспоминают сказку по имени персонажа, излагают сюжет по картинкам;
- сортируют предметы по общему признаку, подбирают пару, исключают лишние;
- быстро запоминают понравившиеся стихи и песенки;
- могут назвать время года и часть суток.
Используйте любую возможность для тренировки памяти и внимания малышей. Давайте простые, но полезные задания: «Запомни, какая на столе посуда. Отвернись и сосчитай до пяти. Теперь посмотри, что изменилось?».

Владение речью
Словарный запас малышей продолжает быстро пополняться. Если в 4 года активный словарь составлял около 1500 слов, то в 5 лет он может увеличиться до 3 тысяч. Дети этого возраста способны к полноценному диалогу. Отвечая на заданный вопрос, дают не односложный, а развёрнутый ответ из нескольких слов или предложений.
К 5 годам ребёнок умеет:
- Правильно использовать предлоги, согласовывать прилагательные (серый зайчик, большая девочка).
- Применять единственное и множественное число (собака лает, птички летят).
- Понятно описывать картинку, событие. Составлять предложения из 5―8 слов.
- Угадывать предметы из одной категории по названным признакам: какой фрукт жёлтый, сладкий, продолговатый (банан)?
- Употреблять вопросительные слова: что, кто, где, когда, куда, почему.
- Пересказывать прослушанный текст, используя 6―7 предложений. Запоминать стихотворения с простым понятным сюжетом: «Уронили мишку на пол…».
- Называть известные профессии. Изображать парикмахера, врача, воспитателя, подражая их речи. Использовать наборы для сюжетно-ролевых игр.

Занимаясь развитием речевых навыков малыша, уделяйте внимание мелкой моторике. Тонкие движения пальчиками рук улучшают артикуляцию. Не забывайте исправлять ошибки в употреблении слов, чтобы они не стали привычкой.
Уровень физического развития
Движения малышей становятся более точными и уверенными, улучшается координация тела. Они с удовольствием участвуют в подвижных играх, качаются, прыгают на одной и двух ножках. Ребёнок 4―5 лет самостоятельно занимается в домашнем спорткомплексе, без поддержки ходит по лестницам, осваивает самокат, велосипед.

Усложняются игры с мячом. Ребятишки пытаются закинуть его в кольцо, забить гол в маленькие ворота, подбросить и поймать. Развиваются все виды моторики, совершенствуются движения пальчиков.
Дети овладевают новыми умениями и навыками:
- правильно держат карандаш, кисть, фломастер;
- рисуют домик, солнышко, дорожку, траву, дерево, цветы;
- аккуратно обводят трафареты и раскрашивают картинки;
- вырезают ножницами простые фигуры, лепят овощи и фрукты из пластилина;
- используют средние и мелкие детали конструктора, выкладывают мозаику по образцу;
- самостоятельно делают аппликации.
У малышей этого возраста мышцы развиваются быстро, но неравномерно, что приводит к частой усталости. Необходимо дозировать физическую активность ребёнка, чтобы он не переутомлялся. Сердечно-сосудистой системе крохи нужен отдых.
Период с 4 до 5 лет ― важный этап формирования личности. У детей появляется потребность в демонстрации новых знаний и умений. Поддержка и одобрение родителей станут главным стимулом к развитию, залогом успешной учёбы в недалёком будущем.