Поделиться
Вашему малышу исполнилось 5 лет, он вступил в старший дошкольный возраст. Пора задуматься о предстоящей учёбе и использовать время, оставшееся до школы, с максимальной пользой. Давайте посмотрим, какие знания, умения и навыки должен усвоить ребёнок к 6 годам.
Математические навыки и логическое мышление
В возрасте с 5 до 6 лет детское мышление становится наглядно-образным. С помощью развивающих занятий ребёнка учат мыслить словесно-логическим способом. Приобретите детские журналы, которые интересны вашему ребёнку. Дети лучше воспринимают упражнения с любимыми персонажами, и с большим интересом их выполняют.

К 6 годам необходимо научиться:
- Считать до 10, решать простые примеры на сложение и вычитание. Знать порядковый счёт в пределах десятка. Иметь понятие о части и целом.
- Различать основные цвета, их оттенки. Знать не меньше 8 геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб и др.).
- Группировать предметы по 2–3 признакам (например, форме, размеру и цвету: круглые, маленькие, синие). Исключать лишние.
- Называть общие свойства. Сопоставлять группы и выравнивать количество, добавлять или убавлять предметы.
- Ориентироваться в пространстве: справа, слева, внизу, вверху. Иметь понятие о расстоянии: далеко, близко.
- Классифицировать предметы по длине, высоте, размеру. Правильно выстроить ряд, начав с самого большого.
- Знать время суток, понятия «сегодня, завтра, вчера».
Ребёнок 5–6 лет владеет основами логического мышления. Он понимает причинно-следственную связь действий и событий, стремится рассуждать, способен к элементарному анализу и обобщениям.
Научить детей мыслить логически помогут занимательные задачки на сообразительность. Например, такая: девочку зовут Аня, у неё есть брат Петя. У Пети всего одна сестра. Как её зовут?
Особенности памяти и внимания
Не все пятилетние дети способны полностью сосредоточиться на занятии, но внимание становится более устойчивым. Они могут выполнять задания 20 минут и более, даже если не очень интересно. Чтобы развить концентрацию внимания, выполняйте наши несложные упражнения.
Хорошо тренируют внимание и развивают оперативную память следующие задания. Попросите найти на картинке зайчат, закрасить шубки серым цветом, а кончики ушей и хвостиков чёрным. Дайте задание заштриховать 5 квадратиков голубым карандашом, 3 жёлтым, 2 фиолетовым. Предупредите, что упражнения нужно выполнить точно, иначе придётся переделать.

Ребёнок 6 лет способен запомнить немало информации:
- он знает цифры и многие буквы алфавита;
- помнит несколько стихотворений и сказок, может рассказать;
- знает название и последовательность дней недели, времён года;
- помнит домашний адрес, без запинки называет своё имя и фамилию, имена и профессии родителей;
- слушая рассказ с продолжением, вспоминает, на чём остановились в прошлый раз;
- может описать отсутствующий предмет, подробно рассказывает, как провёл день;
- помнит, как зовут ребят в группе и персонал садика.
Развитию зрительной памяти поможет игра «Что изменилось?». Малыш внимательно рассматривает вещи на столе, затем отворачивается, две убирают. Нужно вспомнить и назвать отсутствующие предметы.
Владение речью
После 5 лет дети правильно произносят все звуки. Исключением может быть «р» и «л», что корректируется с помощью логопеда. Речевых ошибок почти нет. Трудности возникают при склонении существительных, использовании числительных и предлогов. Распространённая ошибка – неверное ударение.
Дети согласовывают части речи, говорят членораздельно и связно, свободно поддерживают диалог. Словарный запас к концу пятого года увеличивается с 2 тыс. до 3,5 тыс. слов.
Речевые возможности дошколят 6 лет:
- знают алфавит, могут назвать несколько слов на одну букву;
- читают стихотворения с разной интонацией ─ торжественной, весёлой, печальной;
- рассказывают сказку, изменяя голос – грозный у волка, жалобный у козлёнка;
- применяют уменьшительно-ласкательную форму слов (мамочка), прилагательные (папин стул);
- задействуют почти все части речи, обобщающие слова (овощи, инструменты, деревья);
- развёрнуто отвечают на вопросы;
- некоторые умеют читать по слогам.

Лучший способ развития детской речи – разговоры с близкими людьми. Но при условии: взрослым нужно говорить внятно и грамотно, это поможет малышам избавиться от ошибок. Читайте ребёнку хорошие книги, они служат примером правильной речи.
Уровень физического развития
С 5 до 6 лет ребёнок заметно подрастает, становится более крепким и выносливым. Развивается крупная моторика, совершенствуется координация. Наступает возраст «двигательной расточительности». Дети без устали бегают, норовят залезть повыше и спрыгнуть, осваивают подвижные игры.

Суставы и мышцы не успевают за ростом костной системы. Необходимо следить за физической нагрузкой и контролировать действия малышей. Так можно избежать вывихов, растяжений, проблем с позвоночником.
К 6 годам дети владеют следующими навыками:
- ловко лазят по лесенкам, удерживают равновесие на скамейке или бордюре;
- быстро бегают, меняя направление и темп;
- хорошо владеют мячом – попадают в корзину или ворота, подбрасывают и ловят, ударяют о землю несколько раз подряд;
- прыгают на 2 ногах, перемещаясь в разные стороны, скачут на левой и правой ножке;
- перепрыгивают через верёвочку, препятствия небольшой длины и высоты, спрыгивают вниз;
- умеют ходить на носочках и пятках, внешней стороне стоп, приставным шагом, поднимая колени.
Улучшается мелкая моторика, пальчики становятся ловкими и умелыми. Малышам нравится рисовать, лепить, у них многое получается. Могут раскрашивать фигуры в рамках контура, вырезать их ножницами. Изображают простые узоры и печатные буквы на листе в клетку.
Адекватному развитию детей 5–6 лет помогут книги со стихами, рассказами и сказками. Используйте наглядные пособия, настольные игры, наборы для творчества. Проводите опыты и эксперименты. Это стимулирует познавательную активность, что пригодится в школе.