Как развить эмоциональный интеллект у детей: игры и упражнения

Развитие эмоционального интеллекта у детей

Как развить эмоциональный интеллект у детей: игры и упражнения

Скачать

Поделиться

Изучение чувств и развитие эмоций – новомодное веяние или необходимость для каждого современного ребёнка? О том, почему изучать названия и характеристики эмоций и понимать свои и чужие чувства очень важно, расскажем в этой статье. Дадим рекомендации для родителей, развивающие игры для ребят и упражнения для контроля эмоций.

Аудио-версия статьи "КАК РАЗВИТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ У ДЕТЕЙ: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ" КАК РАЗВИТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ У ДЕТЕЙ: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

В погоне за ранним интеллектуальным развитием, занятиями английским с 2-х лет и скрипкой с 3-х, родители часто забывают развивать у своих детей эмоциональный интеллект. О нём психологи и педагоги заговорили около 30 лет назад. В то же время были проведены исследования, доказывающие, что дети, умеющие понимать эмоции, становятся более успешными в будущем.

Зачем изучать с ребёнком эмоции?

Эмоциональный интеллект – это умение отслеживать свои эмоции, различать их, понимать причину их возникновения, что помогает в контроле проявления чувств. Это учит считывать эмоции других людей, проявлять эмпатию, налаживать общение.

Зачем с ребёнком изучать эмоции

Многие родители считают, что развитие эмоциональной сферы у ребёнка носит прикладной характер, то есть дети сами постепенно учатся распознавать эмоции, например, в ходе общения со сверстниками и со взрослыми, но это не совсем верно. Дело в том, что даже многие взрослые не умеют контролировать свои эмоции, принимают грусть за обиду или злость за разочарование. Отслеживать собственные чувства – это не просто «грустно» и «весело», у человека 27 основных эмоций, но полный список оттенков может доходить до трёх сотен.

Эмоции ребёнка

Вторая причина «провала» в развитии эмоционального интеллекта детей по наитию – это технологический прогресс. Все больше времени дети проводят не в живом контакте со сверстниками, а за экранами своих гаджетов. На фоне этого психологи даже заговорили о феномене «засушливого сердца», при котором дети становятся менее эмоциональными, теряют отзывчивость.

Поэтому эмоциям нужно учить, как счёту или письму. Зачем?

Основные причины для развития эмоциональной сферы малыша:

1. При эмоциональной бедности ребёнок может «тормозить» и в интеллектуальном развитии. Это будет мешать в детском саду, в школе, на дополнительных кружках.

2. Развивается способность регулировать проявление своих эмоций. Рассмотрим на примере. Ребёнку не купили новую игрушку, он начинает кричать. Крик – это единственное выражение негативных эмоций, которое ему доступно с рождения.

Зачем ребёнка учить эмоциям

А тут ему стало неприятно. Как, почему – он не знает, понимает только, что неприятно, а значит, нужно кричать. И только тогда, когда он может понять, что им движет именно разочарование, он сможет выдавать разные реакции на разные эмоции. Он получает возможность решать проблему разными способами, поэтому и выражать эмоции будет по-разному.

3. Развитие компетентности в общении. Понимая чувства других людей, ребёнок научится поддерживать с ними отношения, сочувствовать. В этом умении берут начало лидерские качества, а также развитие уважительных семейных отношений.

Причины для развития эмоциональной сферы ребёнка

Со временем развитый эмоциональный интеллект укрепит уверенность в себе, научит самовыражению, позволит быстрее принимать решения, а также хорошо разбираться в людях. Ребёнок, понимающий свои эмоции, гораздо проще справляется со стрессовыми ситуациями, растёт более мотивированным и успешным во всех сферах жизни. Привлекательное описание, не правда ли?

Проверьте своего ребёнка и самого себя по этому чек-листу, чтобы понять, нужно ли вам углубиться в эту тему.

Эмоциональный интеллект у ребёнка

Навыки человека с хорошо развитым эмоциональным интеллектом:

  • Легко отслеживает собственные чувства.
  • Контролирует эмоции: легко успокаивается, снимает напряжение и тревогу, направляет в позитивное русло свой гнев.
  • Имеет высокий уровень мотивации.
  • Хороший эмпат – понимает, что сейчас переживает другой человек, умеет сопереживать и «заражаться» чужой радостью.
  • Налаживает хорошие взаимоотношения, т.е. не держит обид, не имеет склонность обвинять других, умеет выстраивать личные границы и пр.

Если вам и вашему ребёнку есть над чем поработать, мы предлагаем игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта.

С чего начать: памятка для родителей

Игры и тренинги – это замечательно, но есть вещи, которые можно назвать базовыми при развитии эмоциональной сферы ребёнка. 

Безопасная среда для ребёнка

Что необходимо сделать:

1.Создать безопасную среду. Это место, где ребёнка примут всегда с пониманием и любовью, выслушают, будут сопереживать его горю или радоваться вместе его успехами. Таким местом обычно является дом, но не всегда. Иногда дома не понимают, высмеивают или игнорируют проблемы, тогда ребёнок ищет другое место, где его поймут.

2.Задавать ребёнку вопросы, интересоваться тем, что он чувствует. Это поможет малышу прислушиваться к себе, своим эмоциям, а также проговаривать их. Игнорируя чувства ребёнка, вы только придете к анекдотичной ситуации:
«– Сынок, тебе пора домой.
– Мама, я замерз?
– Нет, сынок, ты проголодался».

3.Играть в ролевые игры. Во время них можно прорабатывать разные ситуации, давать эмоциональный отклик на них.

4.Читать художественную литературу, в том числе, специальные терапевтические книжки для проработки определённых эмоций. Отлично подходит для малышей 2-3 лет серия книг Елены Ульевой, для детей постарше можно взять «Где живут эмоции» Виктории Шиманской с практическими заданиями внутри. Не менее важно чтение обычных сказок и историй, ведь в каждой из них герой переживает определенный набор эмоций и реагирует на них.

Виктория Шиманская Где живут эмоции

5.Расширять словарь эмоций. Мы уже упоминали, что оттенков эмоций около 300, и у каждого есть свое название. Невозможно управлять тем, что даже не можешь назвать. Для пополнения словарного запаса можно распечатать колесо эмоций Роберта Плутчика (ссылка для скачивание ниже) и каждый день сверяться по нему – что испытывал сегодня ребёнок?

Колесо эмоций Роберта Плутчика

6.Не использовать стереотипных фраз, вроде «мужчины не плачут» или «девочки не дерутся». Это не только воспитывает у ребёнка гендерные стереотипы (ага, вот девочки не дерутся, значит мальчикам драться можно?), но и обесценивает чувства ребёнка. Слыша такое, ребёнок может начать стыдиться своих чувств, закрываться (мне грустно и обидно, но я мальчик, не должен плакать, наверное, я какой-то неправильный).

7.Учить не подавлять негативные эмоции, а выражать их безопасным способом. Психологи уверены: сдерживание сильных эмоций может привести в дальнейшем к неврозам. Не запрещайте испытывать чувства. Плакать, злиться, грустить, бояться – это нормально, все мы это испытываем время от времени. Ваша задача – быть рядом во время этих эмоций и научить с ними справляться.

Учим ребёнка выражать эмоции

8.Показывать личный пример. Пожалуй, один из самых сложных пунктов. Вы часто говорите ребёнку, что вы сейчас испытываете? Вот только небольшое количество примеров: «Этот пирог такой вкусный, я ем его с большим удовольствием», «Я счастлива играть с тобой на улице», «Я люблю тебя», «Ты принесла очень красивую поделку, я так горжусь тобой», «Мне больно и я расстроилась, что ты меня укусил», «Я очень скучала по тебе, когда ты был в детском саду», «Мне грустно от того, что наша собачка заболела, я очень переживаю за его здоровье», «Мне брезгливо идти по илистому дну в речке, потому что это неприятные для меня ощущения».

Игры для изучения эмоций

Эмоции, изученные в повседневном общении, можно и нужно закреплять играми и специальными упражнениями. 

Игры для изучения эмоций с ребёнком

Ориентируйтесь на возраст малыша, постепенно добавляйте больше названий чувств и закрепляйте прогресс играми, а мы предложим вам самые интересные.

«Пантомима»

Расскажите ребёнку, что раньше фильмы показывали без слов, и актерам нужно было очень выразительно играть, чтобы зрители понимали, что он испытывает. Представим себя актёрами старого кино. Ведущий дает задание (называет ситуацию), а ребёнок изображает. Затем нужно проговорить, что ты в этот момент испытываешь. Важно не только изображать мимику на лице, но и сопровождать это действиями.

Игра Пантомима для детей

Примеры заданий:

  • У тебя разболелся живот.
  • На улице стало морозно.
  • Тебе наступили на ногу в очереди.
  • Мама ругает непослушного ребёнка.
  • Ты идешь по улице, но ты надел ботинки, которые тебе малы.
  • Тебя разбудили очень рано, но ты еще хочешь спать.
  • Ты проходишь мимо мусорного бака, который неприятно пахнет.
  • Ты ешь вкусное мороженое.
Угадай эмоцию ребёнка

Потом можно запустить второй раунд, теперь играем в «Угадай эмоцию». Один участник изображает любую эмоцию, а второй должен её угадать, затем игроки меняются местами. Можно играть в тандеме «Родитель+ребёнок». Если ребёнок маленький, берите ограниченное количество эмоций и дополнительно проговаривайте ситуации, в которых они могут появиться. Например, вы показываете удивление, добавляете слова «Ух ты, сколько сегодня бабочек на улице, я не ожидала их увидеть». Затем можно постепенно сокращать количество сказанных слов, оставляя только живую мимику.

«Когда я радуюсь»

Игра подходит как для компании ребятишек, так и для тандема «Родитель – ребёнок». Возьмите мячик и передавайте его из рук в руки. Тот участник, у которого в руках мяч, говорит: «Я радуюсь, когда …» и предлагает ситуацию. Повторять можно несколько раз. Затем также можно проработать другие эмоции. 

Игра для детей Я радуюсь когда

Игра важна не только для эмоционального развития, но и для укрепления отношений в семье. Можно узнать проблемные моменты, например, чего ребёнок боится, от чего переживает. Если вы играете в компании детей, можно ввести дополнительное правило: каждый игрок, который испытывает те же эмоции, говорит «И я!». Это сплачивает коллектив и помогает лучше узнать друг друга.

«Банка эмоций»

Поставьте дома 2 банки, а рядом кружочки из картона и маркер. Предложите ребёнку каждый день зарисовывать свои эмоции: рисовать смайлик и класть его в банку. Для наглядности рядом можно повесить плакат с вариантами смайлов или колесо эмоций Плутчика, о котором мы уже говорили. В одной банке будут эмоции, которые за день испытывали другие люди (это научит «считывать» чужие эмоции), в другой – которые испытывал сам ребёнок.

Банка эмоций для детей

В конце дня можно посчитать, какие эмоции преобладают. Если оказалось слишком много гневных или грустных смайлов, обязательно поинтересуйтесь, чем они были вызваны. Также можно делать и с хорошими эмоциями, проговаривать причину их появления. Конечно, деление эмоций на «хорошие» и «плохие» – весьма условное, ведь человек может испытывать смешанный набор чувств. Например, мороженое было вкусное, но очень холодное, поэтому было и удовольствие, и досада. А в парке развлечений на аттракционе могло быть и страшно, и интересно. В таком случае можно отметить несколько смайлов на одно событие и проговорить, что смешанные чувства – это нормально.

Учимся распознавать эмоции ребёнка

Вечером обязательно сделайте вывод – честный, но всегда с жизнеутверждающим финалом. Например: «Сегодня банка была наполнена раздражением и обидой, конечно, я тебя понимаю, ты не хотел идти к стоматологу и тебе было обидно, что мы тебя повели. Но ведь два дня подряд ты раздражался из-за боли в зубе, а теперь эта боль прошла. И завтра, наверняка, место раздраженного смайла займет другой, довольный. Давай проверим?»

«Конструктор эмоций»

Эмоции выражаются на всём лице сразу, плачут не только глаза – хмурятся брови, куксится нос, опускаются уголки губ.

Попробуйте собрать эмоции по частям. Сперва простое задание: разрежьте картинки на две части по линиям, предложите эти пазлы ребёнку.

Ему нужно собрать и назвать 6 эмоций.

Скачать картинки можно по ссылке ниже.

Конструктор эмоций для детей

Теперь задача посложнее, распечатайте и вырежьте шаблоны:

Шаблоны с эмоциями для детей

Называйте эмоцию, а ребёнку нужно подобрать мальчику соответствующие черты лица – глаза, нос, губы и брови. В продаже можно найти готовые игры – на магнитах или на липучках, но для одноразового использования достаточно бумажного варианта.

Посмотрите, какой интересный конструктор эмоций на тарелке можно сделать своими руками:

Конструктор эмоций для детей своими руками

«Где живут эмоции»

Арт-терапия – прекрасный способ проработать многие чувства, как у взрослых, так и у детей. Сперва нужно определить цвет каждой эмоции, для каждого человека он особенный, хотя есть привычные, общепринятые.

Например, считается, что гнев красный, а отвращение или брезгливость зелёные. Но не навязывайте этих стереотипов, возможно, ребёнок вас удивит. Нарисуйте радугу, подпишите для каждой полоски свою эмоцию и попросите ребёнка раскрасить рисунок.

Радуга эмоций для детей

Теперь схематически нарисуйте тело человека. Предложите на выбор 8-10 эмоций из радуги, у которых уже есть свой цвет. Попросите ребёнка раскрасить тело человека так, чтобы у каждой эмоции появилось своё «место жительства». Например, при злости могут трястись кулаки, а при отвращении морщится нос, в таком случае, руки – это место жительства злости, а нос – дом отвращения.

Где живут эмоции в теле человека

Потом обсудите это с ребёнком. Чаще всего «место жительства» эмоции связано с физическими ощущениями. Теперь можно рассказать, что некоторые эмоции могут на нас влиять, одни целебные, другие вредные (в медицине это называется психосоматикой, но ребёнка этой информацией пока можно не нагружать). Например, когда человек болеет простудой, его нужно радовать, радость поможет легче перенести болезнь. А вот обида гложет человека, если ее не проговорить.

«Книжка эмоций»

Подготовьте материалы:

  • Плоская палочка из дерева или плотного картона.
  • Инструменты: клей, ножницы, фломастеры.
  • Цветная бумага.
  • Распечатанные шаблоны, скачать их можно по ссылке ниже.
Книжка эмоций для детей 1
Книжка эмоций для детей 2

Сделайте книжку эмоций поэтапно:

  • На палочку приклейте «причёску» мальчика или девочки, согласно полу ребёнка. Цветная сторона бумаги должна быть снаружи.
  • Следующий слой – «лицо» с ушами. Приклейте шаблоны так, чтобы картонная палочка была зажата между «причёской» и «лицом».
  • Все шаблоны с эмоциями складываем пополам. Затем склеиваем их между собой, чтобы получилась книжка, и приклеиваем к основанию.
Книжка эмоций для детей 3
Книжка эмоций для детей 4

Использовать можно книжку двумя способами. Первый – как иллюстрацию к тому, что ребёнок сейчас испытывает. Особенно это актуально в компании ребятишек, когда другие дети ещё не очень хорошо и быстро распознают эмоции. Таким образом можно быстро заявить, например, «Не обижай меня, мне грустно» или «Не подходи, ты меня разозлил».

Второй способ – устроить игру. Выходя из дома, вместе решите, какую эмоцию из книжки сегодня вы будете искать на лицах прохожих. И считайте по пути, сколько вам встретилось прохожих с такими выражениями на лицах. 

«Говорящие руки»

Теперь развиваем технику невербального общения, а точнее, жесты. Некоторые эмоции можно угадать только по ним. Сядьте напротив друг друга. Предлагайте по очереди ситуации или эмоции, но не для себя, а для своих рук. Как они себя поведут?

Игра для детей Говорящие руки

Пример ситуаций или эмоций, которые можно показать через руки:

  • Гнев – сжатые кулаки.
  • Недовольство кем-то – можно погрозить пальцем.
  • Возбуждение или восторг – аплодисменты.
  • Скука, нетерпение – постукивание пальцами по столу.
  • Испуг – разжатые, напряженные ладони.
  • Лень – расслабленные, опущенные кисти.
  • Нежность, доверие, дружелюбность – руки в замок.
  • Благодарность – сложенные руки.

С ребёнком 2-3 лет можно упростить задачу и просто разыграть миниатюрную сценку, используя только руки. Сюжет незамысловатый: приветствие, ссора, примирение, прощание.

«Коробочка счастья»

Соберите с ребёнком коробку, в которую он сможет положить предметы, доставляющие ему удовольствие. Коробка не обязательно должна быть фактической, можно «заполнить» её иначе, например, нарисовав в альбоме рисунки. Старайтесь, чтобы предметы ассоциировались с удовольствием, полученным от разных органов чувств. 

Коробочка счастья для ребёнка

Например, я радуюсь от вкуса сладкого леденца и от запаха ландышей (можно засушить веточку или нарисовать её). При этом можно проговаривать разные положительные эмоции, которые у ребёнка возникают. Интерес – от прочитанной книги, удовольствие – от того же леденца, ликование – от полученной за соревнования медали, умиротворение – от плетения нитками фенечек, нетерпение – от билетов в кукольный театр на следующие выходные.

«А что у вас?»

Отличная игра для всей семьи, поможет проработать сложные моменты и просто лучше понять друг друга.

Подготовьте комплект карточек – по 8-19 одинаковых эмоций для каждого игрока.

Один участник говорит предмет или событие и кладёт карточку, которая у него ассоциируется с ним, рубашкой вверх. Остальные игроки должны тоже положить свои эмоции и угадать, какая карточка была первой.

Это подобие игры «Имаджинариум». 

Игра для детей А что у вас

Так можно многое узнать, например, если у вас 1 сентября ассоциируется с радостью и вдохновением, то у ребёнка этот праздник может вызвать скуку, страх и даже злость.

Терапевтические упражнения: учим переживать негативные эмоции

Предлагаю вам небольшую подборку упражнений для проработки эмоций, их нужно проводить непосредственно в момент, когда ребёнок испытывает негативные чувства.

«Назойливая муха»

Для снятия напряжения или волнения. Предложите ребёнку удобно сесть и закрыть глаза. Пусть он представит, что на нос ему села назойливая муха, затем на брови, на губы, подбородок, лоб, щёки. 

Игра для детей Назойливая муха

Его задача – не используя рук «согнать» муху, только одной мимикой. Это здорово помогает расслабиться.

«Создай себе настроение»

Когда напала грустинка. Заранее предложите ребёнку составить список действий, которые могут его развеселить. Например, корчить забавные рожицы перед зеркалом, нарядиться в мамины или папины вещи, изображать весёлых зверушек и пр. 

Игра для детей Создай себе настроение

В момент грусти, разочарования, тоски или скуки предложите создать свое настроение уже придуманными заранее способами и повеселитесь вместе.

«Нарисуй свою обиду»

Если ребёнок обиделся на кого-то или на какое-то событие, предложите ему нарисовать свою обиду. Какого она цвета? А какие у неё глаза, волосы, зубы? 

Игра для детей Нарисуй обиду

Когда рисунок будет готов, спросите у ребёнка, что он хочет сделать со своей обидой. Возможные варианты – смять, порвать, разрисовать в весёлые цвета.

«Выбрасываем злость»

Когда малыш сердится. Нарисуйте вместе чёрные тучи или кляксы – это злость малыша. Затем возьмите мусорный мешок и вместе сложите туда все рисунки, при этом проговаривая, на что ребёнок злится.

Игра для детей Выбрасываем злость

Когда все тучи собраны, вместе отнесите пакет на мусорку, так вы выбрасываете всю злость.

«Где живёт страх»

Когда страшно. Дайте ребёнку несколько коробок разного размера. Попросите его сделать из них дом для страха, а потом поместить туда свой страх и закрыть домик на ключ.

Игра для детей Где живёт страх

Одним из наиболее эффективных методов арт-терапии является сказкотерапия. Это не только метод работы детского психолога, но и отличное подспорье для родителей, которые растят гармонично развитую личность. Подробнее почитать о сказкотерапии можно на сайте Академии Любознательности.

Развивать эмоциональный интеллект – это, бесспорно, очень важно, но ещё это очень приятно. Ведь что может быть приятнее, чем искренние, доверительные, близкие отношения в семье?

0 0 голоса
Article Rating
Оцените статью:
(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
[bvi text='Версия для слабовидящих']

Вам также может понравиться