Психология детского рисунка

Психология детского рисунка

Психология детского рисунка

Скачать

Поделиться

Как изучение психологии детского рисунка может улучшить отношения с ребёнком. Рекомендации для родителей. Связь картинок с внутренним миром малыша. Этапы изобразительного творчества дошкольников. О чём расскажет выбор цветовой гаммы и места на листе бумаги. Анализ отношений с близкими людьми на примере рисунка семьи.

Аудио-версия статьи "ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА" ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА

Зачем анализировать «художества» дошколят? На этот счёт есть разные мнения. Некоторые родители полагают, что главное — научить кроху правильно держать карандаш и рисовать доступные возрасту предметы. Если ребёнок способен изобразить домик, деревья, машинки, животных, людей и простые объекты, значит, всё в порядке. Но специалисты, изучающие психологию детского рисунка, относятся к творчеству малышей, как важному источнику информации.

Ребёнок не всегда может поделиться страхами, переживаниями, обидами и мечтами, рассказать о том, что его радует. Причины бывают разные: неумение подобрать нужные слова, боязнь насмешки, осуждения. Рисуя, маленький художник переносит на бумагу скрытые чувства и мысли.

Внимательное изучение изображений поможет лучше узнать внутренний мир ребёнка. С этой целью психологи используют рисуночные тесты. Некоторые приёмы первичной интерпретации доступны родителям, более точную диагностику проведёт специалист.

С какого возраста можно начинать анализ рисунка

Особенности изобразительного творчества детей связаны с возрастом. Изучать психологию детского рисунка целесообразно с 4,5—5 лет. С этого времени изображения становятся осознанными, информативными, несут смысловую нагрузку. В 3—4 года лучше ограничиться оценкой цветовой гаммы и настроения, переданного картинкой.

Психология детского рисунка

Психологи установили 3 периода развития рисунка у дошкольников. Первый или стадия каракуль длится с 1 года до 1,5—2-х лет. Кроха осваивает «орудия производства» — карандаши, фломастеры, с усердием оставляет следы вдохновения на бумаге и столе.
К двум годам ребёнок делает попытки подражать взрослым. Использует точки, штрихи и чёрточки, рисуя снег, травку, дождик. Способен распознать в «загогулине» знакомый предмет. Цвет, размеры и форма пока ничего не значат.

Второй период начинается в 2,5—3 года, продолжается примерно до пяти лет. Малыш постигает азы имитирующего рисования, старается изобразить конкретный объект. Поначалу на рисунках преобладают круги, означающие солнышко, мячик, лицо.

Постепенно появляются треугольники и прямоугольники (изображения домиков), прямые и волнистые линии (дорожка, забор). С 4-х лет дети способны схематично изобразить людей и животных, пытаются воспроизвести движение или позу. К концу периода можно начинать анализ цветовой гаммы рисунков.

Психология детского рисунка

После 5 лет наступает третья стадия — реалистическая. В нарисованных картинках просматривается отношение к окружающему миру, себе и людям. Появляется несколько персонажей, простой сюжет, возникают гендерные отличия. Девочкам нравится изображать нарядных красавиц, цветы, природу, мальчики предпочитают корабли, машинки, самолёты, военных.

Анализируем детский рисунок

Как интерпретировать результаты творчества малышей, на что обратить внимание, о чём могут рассказать простые рисуночные тесты? Приведённые рекомендации помогут родителям провести первичный анализ. За подробными разъяснениями следует обратиться к профессионалам.

Цвет детского рисунка

Некоторые авторы любят ссылаться на тест Макса Люшера, применяют его интерпретацию цветов для анализа детского творчества. Однако это не совсем правомерно. Достоверность теста в работе с дошкольниками не доказана. Высока вероятность ошибочных выводов из-за особенностей возраста: воздействия внешних факторов, эмоциональной неустойчивости.

Достаточно внимательно рассмотреть произвольные рисунки, чтобы увидеть особенности колорита. Трёхлетний малыш обычно использует 4—5 разноцветных карандашей, что соответствует возрастной норме. Уверенный в себе ребёнок предпочитает яркие, сочные тона. Преобладание тёмной гаммы или намеренное использование простого карандаша свидетельствует о дефиците положительных эмоций.

Психология детского рисунка

Можно провести домашнее «тестирование». В течение выбранного периода — недели или месяца — предлагайте крохе рисовать на свободную тему. Подготовьте карандаши всех основных цветов, включая простой. Фломастеры и краски не подойдут. Карандашный рисунок позволяет оценить силу нажима, это важно.

Изучая результаты детского творчества, обратите внимание на палитру. Частый выбор определённого цвета связан с психологическим состоянием малыша:

  • избыток красного отражает гиперактивность, эмоциональную возбудимость, смелость, большой запас энергии, стремление к лидерству или скрытую агрессию;
  • выбор синего свидетельствует, что ребёнок нуждается в физическом и душевном покое, доброжелательном отношении, повышении самооценки;
  • предпочтение зелёного означает склонность к спокойствию и безмятежности;
  • преобладание жёлтого говорит об оптимизме, любопытстве, коммуникабельности, непринуждённости, позитивном настрое;
  • использование чёрного, особенно в жирной штриховке — тревожный признак подавленности, напряжения, тревоги, страха, недостатка любви и заботы;
  • повторение коричневого — свидетельство приземлённости, простых потребностей, физического дискомфорта или плохого настроения;
  • предпочтение серого символизирует закрытость, нерешительность в новых обстоятельствах, боязнь ошибиться.
Психология детского рисунка

Оранжевый цвет любят позитивно настроенные дети, розовый и малиновый — открытые, эмоциональные, жизнерадостные малыши.

Разбираясь с психологией детского рисунка, избегайте поспешных умозаключений. У дошколят могут быть простые причины для использования «тревожного» цвета, например, мама носит стильные чёрные платья. Спокойно побеседуйте с крохой, расспросите, почему он выбрал тот или иной оттенок.

Расположение рисунка на листе

Обратите внимание, в какой части листа малыш размещает свои картинки. Это даст дополнительную информацию о его эмоциональном состоянии. Идеальный вариант — положение примерно в центре. Так рисуют благополучные дети, которые чувствуют себя любимыми и защищёнными от невзгод внешнего мира.

Психология детского рисунка

Смещение кверху может быть признаком высокой самооценки, избытка энергии, стремления к успеху, похвале. Расположение рисунка внизу — свидетельство беззащитности, недовольства собой, особенно при изображении человека. Размещение в одном из нижних углов символизирует чувство одиночества, изолированности, недостаток внимания со стороны взрослых.

Правую часть листа выбирают сдержанные дети, которым приходится скрывать свои чувства, контролировать эмоции, сначала думать, потом действовать. Предпочтение левой половины говорит о склонности к импульсивному поведению, недостатке терпения. Если картинка нарисована у края листа, остальное пространство осталось пустым, напрашивается вывод о неуверенности в своих силах. Ребёнок боится ошибиться, сделать неправильный шаг, избегает самостоятельности.

Психология детского рисунка

Рисуя всё, что приходит в голову, малыш создаёт на бумаге собственный мир. Дети, чувствующие себя комфортно, занимают картинкой большую часть листа. Мелкие рисунки на фоне пустого места служат свидетельством заниженной самооценки. Возможно, она сформировалась из-за чрезмерной строгости и требовательности взрослых.

О чём может рассказать рисунок «Моя семья»

К пяти годам мелкая моторика детей становится более совершенной. Они уверенно владеют карандашом, часто изображают людей с прорисовкой деталей. Рисунок семьи может стать полезным источником информации о том, как в ней живётся ребёнку, отношениях с родными. Предложите малышу создать семейный портрет, но не подсказывайте, кого изобразить, просто наблюдайте за процессом. Запомните очерёдность появления персонажей, это важно для понимания психологии детского рисунка.

Психология детского рисунка

Анализ готового портрета проводят в следующем порядке. Попросите малыша рассказать о людях на портрете, чтобы понять, кто именно нарисован. Если некоторые из членов вашей семьи отсутствуют, обязательно выясните причину. Иногда всё объясняется просто: папа находится в длительной командировке. Хуже, когда это симптом плохого отношения, страха, обиды (брат-драчун, сердитая бабушка, ревность к младшей сестрёнке).

Обычно первым на бумаге появляется самый любимый или авторитетный человек. Чем больше места занимает он в жизни ребёнка, тем тщательней, ярче и крупнее нарисован. У мамы нередко красивая причёска, нарядная одежда, папа изображён с широкими плечами, большими ногами. Иногда ребёнок первым рисует себя, это признак повышенной самооценки, возможно, эгоцентризма. Если кроха станет последним персонажем семейного портрета, он себя явно недооценивает.

Психология детского рисунка

Обратите внимание на расположение фигур, особенно на место, отведённое автору картинки. Малыш, поместивший себя в центр, чувствует любовь взрослых, ему хорошо в семье. Идеальный вариант — положение между родителями, которых он держит за руки. Хуже, когда ребёнок изображён в сторонке, на краю листа или спиной к зрителю. Это признак душевного дискомфорта, одиночества, непонимания близких. Совсем плохо, если автор не нарисовал себя, он ощущает равнодушие и ненужность.

Близкое расположение персонажей примерно на одном уровне — показатель дружной семьи. Чем теснее и лучше отношения, тем ближе к ребёнку изображён человек. Например, кроха сидит на коленях у мамы.

Предметы, разделяющие юного художника с кем-то из домочадцев, могут символизировать желание защититься. Внимательно рассмотрите отгороженный персонаж. Кулаки и острые зубы могут быть признаком агрессии. Длинные руки, поднятые кверху, означают психологическое или физическое подавление. Преобладание чёрного цвета символизирует негативное отношение к человеку.

Психология детского рисунка

Анализируя изображение, не забывайте задавать маленькому автору уточняющие вопросы. Возможно, пугающие вас детали имеют простое объяснение. Оцените общий колорит и настроение персонажей, их позы и действия.

Светлая, красочная палитра, улыбки на лицах отражают позитивную домашнюю атмосферу, общие занятия — признак семейного благополучия. Картина может быть иной: персонажи ссорятся, проявляют агрессию или страх, не связаны друг с другом. Рисунок семьи позволяет увидеть ситуацию глазами ребёнка.

Советы для мам

Расшифровка детских рисунков может стать источником ценной информации о вашем ребёнке. Чтобы она была достаточно объективной, прислушайтесь к нашим рекомендациям. Совместное обсуждение результатов творчества — повод для доверительного общения с малышом и способ повышения его самооценки. Для психологического анализа подходят картинки, нарисованные произвольно или на заданную вами тему, без подсказок и образцов.

Психология детского рисунка

Не вмешивайтесь в процесс рисования, оставайтесь в роли наблюдателя. Воздержитесь от вопросов, замечаний, комментариев и предложений. После завершения работы попросите малыша рассказать о сюжете и персонажах рисунка, это поможет избежать неправильной интерпретации.

Для предварительных выводов изучите несколько картинок, нарисованных с перерывами: детское творчество подвержено влиянию настроения и самочувствия. Глубокий анализ детских рисунков лучше поручить специалисту. Кроме психологических аспектов, он оценит состояние мелкой моторики и особенностей мышления.

Рисунок – это прекрасный повод для общения. По нему вы сможете понять, какие эмоции испытывает юный художник. Спокойствие, уверенность, радость или одиночество, тоску и страх? Рисунок расскажет, что происходит на душе у вашего малыша, о его внутреннем мире и о том, как он воспринимает окружающих людей. Через творчество кроха учится рассказывать, выражать свои мысли и чувства. Будьте внимательны к детским рисункам, и вы сможете увидеть мир глазами своего ребёнка.

Оцените статью:
(6 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[bvi text='Версия для слабовидящих']

Вам также может понравиться