Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Финансовая грамотность для детей

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Скачать

Поделиться

Как вырастить из ребенка успешного, экономически подкованного взрослого? Учить обращению с финансами с детства! В статье мы расскажем про то, как и зачем формировать финансовую грамотность у детей-дошкольников. Поговорим на сложную тему: отношение детей к деньгам.

Дети и деньги – два неразрывно связанных, но все же очень далеких друг от друга явления. Все родители отлично знают, что на детей уходит львиная часть семейного бюджета. Но при этом кажется, что ребятишкам дошкольного возраста еще рано знакомиться со всей денежной системой, понятием «зарплата» и «карманные деньги». Разберемся в этом вместе с вами и найдем ответ, зачем нужно развивать финансовую грамотность у дошкольников?

Финансовая грамотность: что это такое и зачем она нужна?

Для наглядности рассмотрим две ситуации.

Ситуация №1. Мальчик 6 лет получил на день рождения от бабушки 500 рублей. В этот же день он отправился в детский магазин и потратил весь подарок на первые попавшиеся игрушки. На следующий день он горюет над копилкой и думает, зачем же ему была нужна эта оранжевая русалка и на что теперь купить робота, о котором он давно мечтал.

Финансовая грамотность что это такое и зачем она нужна

Ситуация №2. Взрослый мужчина после зарплаты отправляется в рыболовный за снастью на выходные, но выходит с новыми удочками, катушками, складным стулом и кредитом на моторную лодку. Дома его встречает жена с неоплаченными счетами за коммуналку и укоризненным взглядом.

Какие разные ситуации, не правда ли? Первый мальчуган вызывает улыбку, его жалко, он же ребенок. А мужчина скорее вызывает гнев и возглас «Ну как так можно?». Но ирония в том, что это один и тот же человек. Мальчик повзрослел, но так и не научился распоряжаться деньгами.

Возвращаясь к финансовой грамотности, поясним, что это навык, позволяющий целесообразно распоряжаться материальными ценностями. Фин.грамотность – это багаж знаний о деньгах и умение их применять в жизни. Это не только про экономию, но и про накопления, инвестирование, разумное потребление.

Финансовая грамотность ребенка

Согласитесь, можно зарабатывать небольшие суммы, но при этом к концу месяца не чувствовать себя бедным. А можно получать высокую зарплату, но всё же совершать покупки, которые не по карману, и залезать в долги.

А ещё, человек, не подкованный в финансах, может:

  • участвовать в сомнительных пирамидах;
  • брать кредиты под чрезмерно высокий процент;
  • стать жертвой мошенников;
  • давать в долг людям, которые не собираются отдавать займ;
  • иметь внутренние установки, которые «диктуют», где его потолок материального благополучия.

Со взрослой жизнью все понятно, финансовая грамотность нужна. Но зачем учить этому детей? Ответ очевиден: из детей со временем вырастают взрослые люди. Мы уже с годика обращаем внимание ребенка на правила дорожного движения, указывая на пешеходный переход; объясняем ему понятия вежливости и этикета, учим правильно выражать свои чувства и эмоции. Таким же принципом нужно руководствоваться и при обучении финансовой грамотности: чем раньше ребенок усвоит ее, тем проще, безопаснее и комфортнее ему будет во взрослой жизни.

Обучение финансовой грамотности

Финансовую грамотность можно разделить на три составляющие:

  • знания – умение оперировать основными понятиями;
  • навыки – планирование бюджета, контроль за финансами;
  • установки – отношение к деньгам.

Если со знаниями и навыками всё очевидно, то с установками не так просто. Часто дети с детства получают установки, например, что богатые люди – плохие. Это проскальзывает в осуждении взрослых, в анекдотах, в поговорках вроде «Не жили богато, нечего и начинать». И растет следующее поколение людей, которые считают, что быть богатым – чуть ли не стыдно.

Второй момент, который касается установок – это уважительное отношение к труду и деньгам или беспечность по отношению к ним. Если ребенок не понимает цену труда, то стоимость дорогой игрушки ему ни о чем не говорит. Такие дети легко ломают игрушки, беспечно относятся к сохранности своей одежды.

Почему ребенка нужно учить финансовой грамотности?

Вот несколько причин, зачем детям нужно рассказывать о деньгах и об отношениях с ними:

1. Чтобы они понимали, что деньги можно получать только законным способом за свой труд.

2. Чтобы верно расставить приоритеты: материальные ценности – не самое главное, что есть в жизни.

3. Чтобы ребенок умел рационально распоряжаться своими карманными деньгами.

4. Чтобы научить ребенка копить и экономить.

Почему ребенка нужно учить финансовой грамотности

5. Чтобы в будущем он не стал жертвой мошенников.

6. Чтобы он ценил материальные блага, которые дают ему родители или опекуны, и не требовал расходов, которые не умещаются в бюджет семьи.

Есть и второстепенные цели. Например, ребенок, который получил основы финансового воспитания, лучше понимает социальные отношения. Ему понятно, почему есть более богатые, а есть более бедные люди, и это нормально. Он станет лучше разбираться в ценностях, обязательствах и потребностях других людей. Не будет осуждать или недоумевать при встрече с бедными. И не станет завидовать более успешным.

Когда нужно знакомить ребенка с азами экономики?

Уже в 2-3 года можно брать его с собой в продуктовый, а также играть в магазин дома. При этом стоит делать акцент на том, что есть список покупок, и нельзя брать все подряд с прилавка, необходимо следовать плану.

В период 2-4 лет ребенок знакомится с деньгами, учится пересчитывать монеты, понимает, что бумажные купюры имеют эквивалент в виде пластиковой карточки, что оплату можно проводить двумя способами.

Когда нужно знакомить ребенка с азами экономики

Ребенок трех лет еще не может понять концепцию зарплаты. Но уже может понять, что если у мамы в руках только две купюры, то получится взять в магазине только две шоколадки, а не три.

Однако настоящее знакомство с азами экономики можно начинать не ранее 5 лет. Именно в возрасте 5-6 лет у ребенка формируются навыки, необходимые для этого. В частности, возрастает самоконтроль и волевая регуляция поступков. Пятилетний ребенок приобретает умение ставить себя на место другого человека, а также может размышлять такими категориями, как «выгодно – невыгодно», «лучше – хуже». К тому же, к 5-6 годам ребенок уже может посчитать карманные деньги и провести несложные вычитания, а также понять принцип копилки.

Методы обучения фин.грамотности

Как и с любым навыком, ребенка следует учить с помощью игровой деятельности. Часть знаний, а также собственные установки к богатству, вы транслируете в быту, зачастую неосознанно, а также в повседневном общении с детьми. 

Дадим несколько рекомендаций и игр с ребенком, чтобы повысить его финансовую грамотность.

Расскажите о разных профессиях

Ребенок уже до 3 лет понимает, что родители ходят на работу, пока малыш в садике. Но если вы не рассказываете, чем вы занимаетесь на работе, ему будет трудно осознать, что это не отдых, а сложный труд. Обязательно рассказывайте про свою профессию, что вы делаете, какую пользу приносите.

Ребенок может спросить: «Зачем ты работаешь?» или «А если ты не пойдешь на работу, что будет?». Кажется, что ответ очевиден – работа нужна, чтобы зарабатывать деньги. Но при ответе важно не концентрироваться только на этом. Расскажите, что на работе вы приносите пользу, а также объясните, что вы постоянно учитесь чему-то новому, общаетесь с другими людьми и вам это нравится. В будущем это приведет к тому, что ваш ребенок будет искать не только заработок, но захочет состояться в интересной для него сфере деятельности.

Обязательно поговорите про другие профессии. Для этого есть интересные игры, книги, даже специальные развлекательные центры, в которых можно попробовать себя в разных ролях.

Для знакомства с профессиями можно играть в игры. Например, находить предметы, которые нужны каждому для его работы. 

Предлагаем материалы для игры «Профессии». Скачать их вы можете по ссылке ниже.

Финансовая грамотность для детей

Составляйте список покупок вместе

Если вы привыкли закупаться раз в неделю или месяц, то привлекайте детей к составлению списка покупок. Спрашивайте, какие блюда он хотел бы видеть на столе, рассказывайте, что для них нужно купить. Также можете сделать его ответственным за некоторые позиции в списке, например, он может проверять:

  • не заканчивается ли корм для кошки;
  • какие творческие материалы для поделок подходят к концу;
  • полный ли его тюбик детской зубной пасты, пены для ванны и пр.

Это учит его ответственности, дисциплинирует. Так вы показываете на примере, что покупки нужно делать не спонтанно, а спланировано.

В самом магазине учите его правилам выбора продуктов. Расскажите, как сравнивать ценники, а также объем товара. Покажите на своем примере, как вы читаете состав, проверяете срок годности и принимаете взвешенное решение.

Давайте карманные деньги

Конечно, ребенок дошкольного возраста не должен ходить в магазин самостоятельно. Все покупки он может совершать только под вашем контролем. Но при этом ему будет полезно знать, что на 100 рублей, которые ему дали родители, он может купить только одно шоколадное яйцо или мороженое. Так ему понадобится делать выбор, чтобы уложиться в бюджет. К тому же он побывает в роли покупателя, изнутри пройдет этот путь: выбрать товар – пойти на кассу – оплатить – забрать сдачу и чек – поблагодарить продавца.

Методы обучения фин.грамотности

Существуют разные точки зрения на вопрос, нужно ли «платить» ребенку за бытовые дела или давать деньги просто так. Одни родители считают, что важно прививать концепцию «труд = зарплата» с ранних лет, другие уверены, что вклад в заботу о доме должен быть добровольным. В любом случае, вознаграждения за домашние обязанности или хорошую учебу больше подходят для школьников. Дети дошкольного возраста обычно получают карманные деньги вне зависимости от приложенных усилий.

Научите копить деньги

Объясните ребенку, что вы не можете купить ему дорогую игрушку, которую он хочет, прямо сейчас, так как такие расходы не вписываются в семейный бюджет. Предложите ему альтернативу: или мы дарим тебе эту игрушку на твой день рождения, или ты можешь откладывать свои карманные деньги в копилку, чтобы поскорее купить ее сам. Радость от покупки такой долгожданной обновки обычно в несколько раз больше, чем от подарка. А умение экономить и откладывать деньги пригодится на всю жизнь.

Когда ребенок станет школьником, можно открыть ему счет. Так вы познакомите его с банковской системой и концепцией электронных денег. Или откроете ему первый вклад, чтобы он мог понять, что инвестиции приносят выгоду.

Играйте в ролевые игры

В возрасте до 3 лет можно играть в магазин. Обычно детям больше нравится чувствовать себя продавцами, но вы можете меняться ролями. Ребятишкам постарше понравится игра в банк. Можно разыгрывать рядовые ситуации, которые происходят в банке, а заодно и рассказать, что это за учреждение и зачем оно нужно. В это же время можно объяснить, что в разных странах пользуются разными валютами, и их можно обменять.

Экономические ролевые игры для детей

Когда вы играете в любые ролевые игры (парикмахер, водитель такси, строитель и пр.), не забывайте про этап оплаты услуг и товаров. Так ребенок будет приучаться к тому, что за любой труд положено вознаграждение. Для игр вы можете использовать распечатанные бумажные купюры, например, такие:

Игрушечные бумажные деньги

Играйте в экономические настольные игры для детей

Такие настолки участ приобретать недвижимость или товары, контролировать денежные поступления, экономить и инвестировать. Для детей дошкольного возраста подойдут:

«Монополия Джуниор» с 5 лет. Классическая игра для юных предпринимателей, но с небольшим полем, ярким оформлением и банкнотами малого номинала. Есть разновидность с электронным банком и пластиковыми карточками.

Экономическая настольная игра Монополия джуниор

«Денежный поток» с 6 лет. Здесь ребенок лучше познакомится с понятием зарплаты. В ходе игры он будет сталкиваться с разными ситуациями, которые могут как приумножить капитал, так и привести к расходам.

«Фиксиномика» с 6 лет. Игра совмещает в себе экономику, науку и любимых героев мультсериала «Фиксики».

Читайте вместе детские книги про финансы

Подборка детской познавательной и художественной литературы о деньгах:

«Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей в сказках», Елена Ульева. Известный российский автор и сказкотерапевт Елена Ульева в формате небольших историй учит детей азам экономики.

«Инструкция к деньгам. Потрясающе весёлый гид по миру финансов», Хайди Фидлер. Издание с яркими иллюстрациями и забавным сюжетом понравится дошкольникам и младшим школьникам.

«Киндерномика», Наталия Артемьева. Книга-игра, “волшебное финансовое приключение” для детей и их родителей.

Детские книги про финансы, Киндерномика

«Пёс по имени Мани», Бодо Шефер. Пёс Мани – отличный гид по миру финансов, он дает полезные советы и становится настоящим другом для главной героини.

«Как рассказать детям о деньгах», Сергей Биденко и Ирина Золотаревич. Это не столько рассказ, сколько обучающее пособие. Кроме хорошо поданной информации для детей, в книге есть задания на разный возраст, с помощью которых можно лучше узнать о финансах.

Книги, игры, мультфильмы и повседневные события – отличные пособия для обучения финансовой грамоте. Но самым лучшим способом остается личный пример и открытое общение родителей со своими детьми. Не бойтесь обсуждать с ребенком деньги, эти знания обязательно пригодятся дошкольнику в жизни.

Оцените статью:
(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[bvi text='Версия для слабовидящих']

Вам также может понравиться