Игры для развития речи для детей 4-5 лет

Игры для развития речи для детей 4-5 лет

Игры для развития речи для детей 4-5 лет

Скачать

Поделиться

В 4 года ребёнок уже очень много говорит – по делу и просто так. Но часто его речь бывает сбивчивая, неправильная, а артикуляция нечёткая. Помочь могут игры на развитие речи. В статье собраны упражнения на речевое развитие во всех категориях, а также предложены материалы для скачивания.

Аудио-версия статьи "ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ" ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

В возрасте 4-5 лет значительно усложняются словесные конструкции, совершенствуется чистота произношения, увеличивается словарный запас и появляются более выраженные интонации. В этом периоде во время занятий нужно сделать акцент на связности предложений и их последовательности, а также на расширении активного словаря. В этом возрасте дети сами проявляют интерес к словотворчеству, изучают суффиксы, приставки и все способы словообразования. Лучший способ развивать речь ребёнка – предложить ему интересные игры.

Особенности речевого развития детей 4-5 лет

В возрасте 4-5 лет активно развивается познавательная деятельность и коммуникативные способности ребёнка. Основной упор в развитии речи родители и педагоги делают на подготовку ребёнка к школе. От речевого развития зависит скорость и качество восприятия устной и письменной речи, а также отношения со сверстниками и взрослыми.

Особенности речевого развития детей 4-5 лет

Основные нормы речевого развития ребёнка 4-5 лет:

  • С точки зрения фонетики. К пяти годам дети перестают смягчать твёрдые звуки, заменять шипящие и свистящие на другие, созвучные. Постепенно дети избавляются и от других фонетических ошибок: от перестановки букв, пропуска согласных звуков при их стечении. В целом речь становится более артикулированной. Иногда сохраняются ошибки, связанные со звуками «р», «л», шипящими согласными.
  • С точки зрения словарного запаса. Объём активного словарного запаса четырёхлетки включает около 1500 слов, а за последующий год он удваивается. Это говорит об интенсивной познавательной деятельности и об совершенствовании памяти. Дети этого возраста большие «почемучки», они много говорят, задают вопросы, с удовольствием пересказывают сказки, мультфильмы. Возраст отлично подходит для заучивания стихов, в том числе, скороговорок. Дети 4-5 лет любят заниматься словотворчеством, по аналогии с существующими словами они придумывают новые, рифмуют их. Также происходит более чёткая группировка слов и предметов по категориям.
  • С точки зрения грамматического строя речи. В 4 года дети говорят короткими предложениями из 3-4 слов, часто путают слова местами и допускают ошибки в согласовании слов. К 5 годам речь становится более связанной, предложения – развёрнутыми. Появляется способность рассказать историю по картинкам, пересказать сюжет сказки.

Артикуляционные игры

Игры для развития артикуляции помогут говорить более чётко, не проглатывать и не смягчать звуки. При развитии артикуляции важно работать в двух направлениях – тренировать мышечный аппарат и дыхание и развивать фонематический слух. От теории ближе к практике.

Пенные рисунки. Для творчества нужно застелить стол клеёнкой. Сверху положите альбом или бумагу в рулоне. Теперь наведите краски: в стакан с водой капните краситель и несколько капель средства для мытья посуды. Вместо кисточек будут трубочки для напитков. Ребёнок будет дуть в стакан с водой, чтобы появилась цветная пена, переливающаяся через края.

Графический диктант с огнём. Расставьте 20-30 свечек-таблеток в форме квадрата или прямоугольника, зажгите их. Теперь начинается самое интересное, просите ребёнка задувать свечки по одной, столбиками и строчками.

Артикуляционный кубик. Выполнять артикуляционную гимнастику бывает скучно, только если не делать это в форме игры. Принимать участие может несколько игроков или только мама с ребёнком. Участники кидают кубик и выполняют то упражнение, которое изображено на верхней стороне. 

Скачать шаблон для склейки кубиков и описание упражнений можно тут:

Игры для развития фонематического слуха

«Четвёртый лишний». Взрослый предлагает 4 слова. Ребёнок должен определить четвёртого лишнего в зависимости от того, в каком слове нет выбранной буквы. Например, из слов «джинсы, жакет, шапка, жилет» лишнее – «шапка», так как в нём нет буквы «ж». Выбирайте для игры проблемный для ребёнка звук, это могут быть шипящие, свистящие, «р» и «л».

«Любопытный». Ведущий задаёт вопросы, а ребёнок отвечает только словами, которые начинаются на выбранную букву. Например, буква «В». Диалог может быть таким: «Как тебя зовут?» – «Вика», «Что ты ела?» – «Вареники», «Во что ты играла?» – «В волейбол» и так далее.

Игры для развития фонематического слуха для детей

«Найди звук». Взрослый показывает предмет или картинку и спрашивает, есть ли в этом слове определённый звук. Если он есть, ребёнок хлопает в ладоши. Пока ребёнок только учится определять звуки, взрослый может называть предмет. Потом можно только показывать картинку или предмет.

«Инопланетянин». С другой планеты прилетел инопланетянин. Он ещё не умеет говорить на нашем языке, но очень хочет научиться. Он произносит слоги, а ребёнок должен их повторять, например, «ша-ча-щу», «би-ру-бо». Сперва инопланетянина изображает взрослый, затем можно поменяться.

«Улитка». Игра помогает в автоматизации звуков, то есть в закреплении правильных движений для произношения того или иного звука. Особенно полезно в неё играть, когда есть проблемы с проговариванием того или иного звука. Ребёнок ставит палец в середину улитки, а затем двигается от центра по спирали, проговаривая каждое слово. Нужный звук находится в начале, в середине и в конце слов.

Скачать шаблоны для игры в «Улитку» можно тут:

Игры на пополнение словарного запаса

В этом возрасте происходит большой скачок в росте активного словаря. В среднем, за год ребёнок узнает на 1500 больше, чем знал и использовал до этого. Задача родителей – добавлять в эту копилочку знаний больше новых слов. Этому отлично способствует прочтение книг. Так как при обычной беседе вы передаёте слова из своего частотного лексикона, а при прочтении звучат слова автора.

Игры для изучения глаголов

Раскраски. Изучая глаголы, можно предложить ребёнку творческое занятие. Для этого распечатайте на листах А4 шаблоны.

На раскрасках написано действие. Ребёнок должен раскрасить только те предметы, с которыми можно совершить это действие. Например, что можно помыть? На карточке нарисованы фрукты, руки, книжка и пол. Нераскрашенной останется только картинка книжки её мыть нельзя.

«Что делают предметы?» Вы называете предмет, а ребёнок придумывает как можно больше действий. Например, часы ходят, тикают, показывают время, звенят (будильник), бьют (куранты) и так далее. Можно взять такие предметы: река, машина, мяч, карандаш, чайник.

Игры для детей на изучение глаголов

«Интервью». Расставьте несколько игрушек. Задавайте ребёнку вопросы про каждую из них, будто берёте интервью. Ребёнок должен рассказывать, что делала та или иная игрушка. Так, например, кукла может утром проснуться, умыться, сходить на прогулку, позавтракать, сделать зарядку. Чтобы ребёнок понял принцип игры, сперва можно взять интервью у него самого.

Игры на изучение антонимов и синонимов

Может быть вы слышали, когда ребёнок говорит маме: «Сними с меня варежки, мне холодно»? Дело тут не в детских капризах, как могло бы показаться, а в неумении пользоваться антонимичными понятиями. Варианты игр для изучения антонимов:

«Наоборот». Игра проводится с мячом с одним или несколькими детьми. Взрослый кидает мяч и произносит слово. Ребёнок должен отбить мяч и сказать антоним. Например, взрослый говорит «Слабый», ребёнок отвечает «Сильный».

Игра на изучение синонимов и антонимов Наоборот

«Слово-неприятель». Дети встают в круг, взрослый по центру. Если вы играете с одним ребёнком, можно встать напротив друг друга. Взрослый показывает действие, дети его повторяют и отвечают на вопрос «Что сделала мама?». Затем дети называют слово-неприятель (антоним) и совершают это действие. Например, взрослый садится. Дети говорят «Села» и тоже присаживаются. Потом они говорят «Встала» и все вместе встают. Другие варианты антонимичных действий: подняла руку/опустила, закрыла глаза/ открыла, улыбнулась/нахмурилась, надула щёки/сдула, высунула язык/спрятала и т.д.

«Тайны двойного». Вы называете две противоположные черты, а ребёнок ищет варианты, что может быть и таким, и таким. Например, что может быть мокрым и сухим? Лодка, обувь, зонт. Что может быть горячим и холодным? Вода, утюг, батарея.

«Сказки-перевёртыши». Взрослый рассказывает ребёнку сказку, меняя название и ключевые детали в сюжете на слова-противоположности. Например, вместо «Кота в сапогах» будет «Собака без шляпы», а вместо «Золотой рыбки» – «Серебряная кошка». Задача ребёнка – угадать сказку.

Игры на пополнение словарного запаса для детей 4-5 лет

Синонимы усваиваются детьми позже, чем антонимы. Детям бывает сложно уловить оттенки значений. А если они обозначают одно и то же, то зачем использовать два разных слова? Объяснять детям, что такое синонимы, или слова-друзья, можно на примере сходных черт. Сперва ребёнок должен понять, что разные предметы могут быть охарактеризованы одним прилагательным, иметь схожие качества, выполнять одинаковые функции. Затем переходить к более точному понятию синонимичности слов. В этом помогут игры на качества предметов, их схожесть:

Упражнение «Чем похожи и чем отличаются». Распечатайте карточки с предметами.

На них изображены предметы, которые могут показаться разными, но только на первый взгляд. Предложите ребёнку определить, какое свойство есть у всех этих предметов. Это может быть форма, цвет, материал изготовления, способ использования. Задача ребёнка – объяснить, чем эти предметы похожи, а затем чем они отличаются. Например, лягушка и крокодил похожи цветом и местом обитания. А отличаются они размерами. 

«Аукцион». Игра подходит для двух и более детей. Взрослый устраивает аукцион, продаёт слова. Можно играть устно или для наглядности использовать карточки из игры в противоположности. Взрослый говорит прилагательное, например, «низкий», а дети по очереди называют предметы, которые могут быть низкими. Если образовалась заминка, взрослый говорит «Низкий – раз, низкий – два, низкий – три, продано» и отдаёт карточку ребёнку, который последний назвал предмет. Далее выбирается новое слово.

Ближе к 5 годам уже можно переходить к непосредственному изучению синонимов. В этом может помочь игра с карточками «Скажи по-другому». Их нужно скачать и разрезать по пунктиру.

Игра пригодится вам надолго. Пока ребёнок не умеет читать, можно играть так:

  • разложите перед ребёнком 3-5 картинок;
  • читайте вслух слова;
  • ребёнок будет класть карточки со словами возле подходящей картинки.

Так он поймёт, что к одной и той же картинке подходит два слова, например, «актёр» и «артист» – они и будут синонимами. 

С возрастом, когда ребёнок научится читать, можно будет повторить игру. Также положите перед ним несколько картинок и карточки со словами. Теперь из нескольких карточек со словами ему будет нужно подбирать по две, подходящие к каждой картинке.

Игры для изучения обобщающих слов и времён года

Все предметы имеют признаки, по которым их можно собрать по группам. Обычно к 4 годам ребёнок уже умеет обобщать предметы по цветам, формам, размерам.

Игры для детей 4-5 лет для изучения обобщающих слов и времён года

Следующие категории, которые нужно знать ребёнку – это игрушки, инструменты, школьные принадлежности, одежды, мебель, обувь, фрукты, овощи, растения, животные, птицы. Причём для детей 4-5 лет уже можно вводить более конкретные категории, например, перелётные, зимующие и домашние птицы. Животных можно делить по группам по среде обитания: водные жители, домашние, сельскохозяйственные, звери Африки, Севера и так далее.

Для группировки предметов и изучения обобщающих слов существует много сортеров, рамок-вкладышей. Можно заниматься дома устно или по карточкам. Примеры игры:

«Назови одним словом». Показываете карточки и просите ребёнка назвать их одним словом. Затем назовите каждый отдельный предмет и обсудите отличия. Можно использовать такие карточки.

Второй вариант игры с этими же карточками – сортировка предметов. Для этого понадобится разрезать картинки, чтобы получились отдельные предметы. Теперь ребёнку нужно не только назвать категории, но и разложить картинки по кучкам.

«Третий лишний». Вы выкладываете на стол 4-5 карточек, ребёнку нужно убрать лишнюю и объяснить, почему она не подходит. Например, среди насекомых затерялась птица. Или в овощах спрятался фрукт.

«Я знаю». По очереди дети говорят: «Я знаю 5», называют категорию предметов и пять наименований. Например, «Я знаю 5 растений: тюльпан, дуб, сирень, ясень и огурец».

Отдельного внимания заслуживает изучение времён года. Ребёнок учится отличать смену погоды, наблюдает за природными явлениями и учится их называть. Первое, что нужно делать родителям для изучения времён года, – это на прогулке и дома активно разговаривать с ребёнком, комментировать все происходящие изменения.

Игры для детей 4-5 лет для изучения времён года

Например, при сборах на прогулку проговаривать: «Наступила осень, на улице стало холоднее, поэтому нам нужно надеть перчатки, чтобы не замёрзли пальцы. Осенью часто идёт дождь, вот и сегодня обещают. Возьмём на прогулку зонтик и резиновые сапожки?».

Кроме наблюдений за природой, можно использовать книжки. Наверняка, дома найдётся книжка с зимней или осенней иллюстрацией. При прочтении задержитесь на ней подольше, отмечая, что нарисовано.

Можно использовать и специальные картинки с временами года. По ним удобно не только изучать предметы и явления природы, но и составлять небольшой рассказ. Например, на картинке нарисован мальчик, который весной пускает кораблики по ручейкам. Это же целая история! Попробуйте её придумать вместе с ребёнком.

Изучая времена года, можно использовать игры с прищепками. Они не только увеличивают словарный запас, но и развивают мелкую моторику, что очень важно для речевых навыков.

Можно использовать такой круг:

Игры с прищепками Времена года (1)

Или карточки с картинками:

Игры с прищепками Времена года (2)
Игры с прищепками Времена года (3)

Одна рекомендация: если вы хотите долго использовать такие карточки, после распечатки заламинируйте их с помощью скотча. Так ребёнок не сможет их помять или порвать, когда будет прикреплять прищепку.

Ближе к 5 годам можно начать изучение месяцев. Это помогут сделать стишки-запоминалки, например, вот такой:

Стишок-запоминалка для изучения месяцев

Игры для изучения профессий

Изучая профессии, можно значительно увеличить активный словарный запас, подтянуть все части речи, проработать над связностью предложений. К тому же, это отличная основа для новых сюжетно-ролевых игр и увлечений. Варианты игр:

«Бюро находок». Распечатайте карточки с профессиями.

Предложите ребёнку определить, какие инструменты к какой профессии принадлежат. Проговорите, что работник делает с каждым предметом. Например: «В бюро находок найден шприц. Кому он принадлежит? Шприц нужен врачу. Врач шприцом делает уколы пациентам».

«Четвёртый лишний». Из этих же карточек разложите линию из предметов. Ребёнку нужно показать, какой предмет лишний, и объяснить, почему, кому все они принадлежат.

Игра с прищепками «Изучаем профессии». Распечатайте шаблоны и дайте ребёнку прищепки.

Ему будет нужно из всех предметов подобрать те, которые важны для профессий, и присоединить их прищепками. Также обязательно проговаривайте, что делает работник с этими предметами. Например, «Учитель учит детей. Ему нужны книжки, чтобы изучать разные предметы и давать детям задания. Ему нужна доска, чтобы писать на ней мелом».

Что делает животное?

Вариантов игры с карточками животных несколько. Можно использовать игрушки или карточки с картинками. Для начала распечатайте карточки, скачать их можно по ссылке ниже.

Первый вариант игры: как говорит животное: Карточки разложены изображением вниз. Ребёнок переворачивает одну карточку и вспоминает, как говорит животное. Например, корова мычит, тигр рычит, овца блеет и так далее.

Второй вариант игры: что умеет делать животное? Карточки разложены также, изображением вниз. Ребёнок поднимает карточку и рассказывает, что делает зверёк. Можно добавить больше информации – какого цвета у него шерсть, что он кушает, где живёт.

Третий вариант игры: угадай, кто я? Взрослый характеризует животное – что оно делает, как выглядит. А ребёнок должен угадать, о ком идёт речь. Когда ребёнок поймёт правила игры, сложите карточки в стопку изображениями вниз. Один участник берёт карточку и старается объяснить, кто там нарисован, второй угадывает. Потом участники меняются. Пример объяснения: «Она зелёная, мокрая и прыгает, живёт в пруду» – лягушка.

Игры для развития грамматических категорий

К пяти годам ребёнок хорошо осваивает согласование существительных и прилагательных по падежам и числам. Как можно помочь ребёнку развить этот навык:

«Подбери слово». Взрослый говорит прилагательное, а ребёнок должен подобрать одно или несколько существительных, подходящих по смыслу и падежу. Например, «Свежий – хлеб; свежая – рыба; свежее – мясо», «Чёрная – кошка; чёрный – зонт; чёрное – небо».

«Из чего сделано?». Цель игры – правильное использование относительных прилагательных. Ребёнку нужно сгруппировать все карточки с предметами по материалу изготовления, а затем проговорить, как они называются. Например, свитер из шерсти – шерстяной свитер, лодка из дерева – деревянная лодка.

Карточки для игры можно найти тут:

«Назови ласково». Взрослый называет слово, а ребёнок подбирает уменьшительный суффикс. Для некоторых слов всё очевидно, например, «ведро-ведёрко», а другие слова имеют несколько вариантов: «лист – листочек, листик», «гриб – грибочек, грибок». Затем можно называть ласково не одно слово, а словосочетание: «жёлтый лимон» превратится в «жёлтенький лимончик» и так далее. 

Игры на развитие связности речи

Связная речь – это умение составлять предложения и тексты, опираясь на грамматические категории слов и логику. Дома это умение тренируется постоянно: когда вы спрашиваете у ребёнка, как он провёл день в детском саду и чем он занимался, когда читаете книжки и играете в сюжетно-ролевые игры. Любое общение с ребёнком – это уже урок на развитие связности речи. Особенно стоит отметить чтение книг. После прочтения важно поговорить с ребёнком, попросить его пересказать сюжет, отметить какие-то важные детали.

Несколько вариантов игр:

«Составление предложений». Распечатайте карточки для составления предложений здесь.

Предложите ребёнку рассказать, что происходит на картинках, какое слово пропущено, обычно это глагол. На примере этих карточек можно показать, что из двух слов, если добавить третье, можно составить несколько совершенно различных по смыслу предложений.

«Так не бывает». Взрослый говорит короткие предложения, ребёнок внимательно слушает и ищет ошибку. Если он её находит, то хлопает в ладоши, говорит: «Так не бывает» и объясняет, почему. Пример «неправильных» предложений: «На ёлке растут сочные груши», «В саду созрели фиолетовые яблоки».

«Рассказ по картинкам». Распечатайте картинки, предложите их поставить в нужном порядке и рассказать по ним историю. Варианты таких картинок. 

«Жили-были». Взрослый начинает короткую историю, а ребёнок её продолжает. Например, «Жила-была была тучка, что с ней стало потом?» – «Из неё полился дождик». Или так: «Жило-было семечко, что с ним потом стало?» – «Оно проросло в цветочек».    

Настольные игры на развитие речи для детей 4-5 лет

Настольные игры могут собрать за столом всю семью. Кстати, некоторые из них можно смастерить своими руками. Вот во что из настолок можно поиграть с детьми 4-5 лет:

«Соображарий Junior». Компактная игра для развития речи. В наборе две колоды: одна с буквами, другая с описанием предмета. Участники тянут по две карты и придумывают предметы, которые подходят по описанию и начинаются с заданной буквы. Например, если на карточках написано «Еда» и дана буква «В», можно ответить – «Вареники, виноград, выпечка».

Игры для развития речи для детей 4-5 лет

«Тарань и вобла». Игра на различение фонем, на два конкретных проблемных звука – «р» и «л». Правила игры: дети нанизывают свой «улов» на шнурки, в зависимости от звуков в словах. Играть можно с одним ребёнком или в компании детей до 4 участников.    

«Элиас». В наборе карточки с картинками и песочные часы, мини-поле. Участники разбиваются на команды по 2 человека. Их цель – объяснить другими словами, что изображено у него на картинке, пока в часах не кончился песок. Игра заявлена для детей с 5 лет. Но для ребят, которые уже хорошо разговаривают и объясняют можно начинать играть и в более раннем возрасте.

Настольная игра для развития речи Элиас

«Мягкий знак». На карточках – имена прилагательные. Участники должны подобрать к своей карточке как можно больше предметов, подходящих под описание. Например, что бывает колючее? Ёж, ёлка, нож, шерстяной свитер.

Кубики «Сочини историю». В наборе 9 и более кубиков, в зависимости от производителя. На каждой стороне кубика нарисован символ или действие. Кидая кубики, детям нужно сочинить историю. Сперва можно брать минимальное количество кубиков, затем постепенно добавлять по одному.

«Простоквашино. Азбука». Игра направлена на изучение алфавита и на расширение словарного запаса. Так как игра содержит несколько уровней сложности, в неё можно играть как при первом знакомстве с буквами, так и при более глубокой подготовке к школе.

Игры для развития речи для детей 4-5 лет

«В стране Котландии». Удивительная страна, в ней живут коты-путешественники. О их историях дети смогут рассказать, разглядывая карточки с профессиями, странами и достопримечательностями. Дополнительно в наборе есть познавательные материалы с фактами о котах, архитектуре и городах.

«Тик Так Бумм для детей». Игра заявлена для детей с 5 лет, но если ребёнок уже хорошо разговаривает и умеет описывать карточки, она ему подойдёт. Дети садятся в круг, так удобнее передавать бомбу. Она вот-вот взорвётся, но у кого в руках – не понятно. За один круг ребята должны подбирать слова-ассоциации к картинке на карточке. Как только ребёнок говорит ассоциацию, он сразу передаёт бомбу следующему игроку. Игра развивает скорость мышления и словарный запас.

«Звезда с неба». Игра направлена на развитие фонематического восприятия, различение сложных звуков «р, л, с, з, ш, ж» и их произношение в окружении короткой фразы или предложения. Игра построена по принципу шнуровки – участникам нужно нанизывать на шнурок карточки с тем или иным звуком.

Развивая речь ребёнка, помните, что главное – это не пособия и замысловатые игры, а общение, личный контакт и собственный пример. Прививайте любовь к знаниям играя.

Оцените статью:
(20 оценок, среднее: 4,75 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[bvi text='Версия для слабовидящих']

Вам также может понравиться