На сайте ведутся технические работы. Возможны сбои при оплате. В случае возникновения ошибок просим обращаться по электронной почте:
mail@academy-of-curiosity.ru Также возможно некорректное отображение картинок. Приносим извинения за доставленные неудобства!
Мы в соцсетях:

Игры на бумаге для детей

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ
Книжки, пособия, карточки – сейчас есть всё для гармоничного развития детей. Но всё это требует затрат, в то время как есть целый список развивающих и развлекательных игр, для которых нужна только обычная бумага в клеточку и ручка. Не верите, что можно легко занять ребёнка, имея только этот скудный инвентарь? Тогда читайте дальше, для вас мы собрали список самых интересных и полезных игр на бумаге для детей и взрослых!
Аудио-версия статьи "ИГРЫ НА БУМАГЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ" ИГРЫ НА БУМАГЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Игры на бумаге – это отличная альтернатива развивающим пособиям и карточкам. Они направлены на логику, внимательность, память, помогают закрепить и усовершенствовать знания счёта и письма в игровой форме. Большинство игр можно изменять, делая их сложнее или легче, в зависимости от возраста и навыков ребёнка. Во все можно играть один на один, но некоторые игры подходят для небольшой компании из 3-4 детей, только нужно заранее обсудить скорректированные правила и очерёдность ходов.

Чтобы начать игру, вам понадобится только бумага и цветные ручки. Поэтому вы можете взять целый набор занятий, например, в дорогу, при этом, не занимая много места в дорожной сумке тетрадкой и пеналом. Игры на бумаге помогут скоротать вечер дома, поездку или ожидание в очереди. Практически все игры имеют соревновательный момент, поэтому будьте готовы к бурной реакции на, казалось бы, спокойное занятие.

Ладошки

Эта игра предназначена для детей любого возраста, которые уже знают цифры. Причём сложность игры напрямую зависит от того, как много чисел знает ребёнок. Так начать можно с десяти или двадцати, а со взрослыми детьми интереснее играть до ста. 

На бумаге в клеточку обводим ладошки одного размера. Каждый игрок проставляет внутри обведённой ладони числа в произвольном порядке от 1 и до того числа, которое вы вместе выберете. Затем нужно поменяться листами бумаги, чтобы было сложнее искать числа. Все приготовления сделаны, можно начинать играть: 

  • Первый игрок называет число, зачёркивая его на своей «ладошке».
  • Второй игрок ищет число у себя на листе и, как только находит, говорит «стоп» и зачёркивает его.
  • Первый участник всё это время ставит крестики в каждой клеточке на своём листе и заканчивает, когда услышит «стоп».

После этого игроки меняются местами. Побеждает тот, кто быстрее заполнит крестиками всю бумагу. Внутри обведённой ладони ставить крестики не нужно. Игра одновременно развивает внимательность и наблюдательность, визуальную память и скорость письма.

Игра на листочке Ладошки

Точки и отрезки

Эта игра не займёт много времени, она скорее развлекательная, чем развивающая, зато соревновательный момент делает её очень интересной. В произвольном порядке расставьте на бумаге около 8-15 точек. Теперь по очереди игроки должны проводить отрезки любой длины между двумя точками.

Игра на листочке Точки

Но есть несколько основных правил:

  • Нельзя затрагивать третью точку.
  • Нельзя пересекать другой отрезок.
  • Одна точка становится конечной только для одного отрезка.

Проигравшим является участник, не сумевший сделать очередной ход.

Точки

Эту игру можно назвать стратегической, потому что на бумаге будет развёрнута настоящая захватническая война – вам понадобится брать в плен чужие точки и участки бумаги, а также защищать свои владения. Игра направлена на развитие логического мышления и внимания, потому что нужно будет одновременно следить за всеми своими и вражескими точками.

Игра на листочке Точки

Для начала игры вам нужен лист бумаги в клетку и две ручки разных цветов для каждого из игроков (если играют трое детей, то и цветов, соответственно, должно быть три). Каждый игрок ходит по очереди, за ход он может поставить одну точку на пересечении клеток. Задача – обхватить в кольцо чужие точки. При этом собственные точки должны располагаться близко друг к другу. Провести линию между точками при захвате можно тремя способами – по диагонали, по горизонтали или по вертикали, но нельзя пропускать ни одну лишнюю клетку. Территорию вместе с завоёванными точками противника можно закрасить своим цветом. После очередного расширения своих владений предоставляется право дополнительного хода.

Игра может посоревноваться с шахматами, потому что в ней тоже нужно просчитывать свои действия на несколько ходов вперёд, чтобы не только заниматься завоеваниями, но и препятствовать сопернику обойти собственные точки. Когда всё игровое поле будет заполнено, можно определить победителя, подсчитав завоёванные точки. Кто взял больше «пленных» точек, тот и выиграл!

Крестики-нолики

Пожалуй, это одна из самых распространённых игр на бумаге, которая подходит и для самых маленьких детей, и для ребят постарше. Она хороша тем, что не занимает много времени, поэтому лучше делать по несколько раундов, прежде чем определять победителя. К тому же, часто игра заканчивается ничьёй, а это значит, нужно обязательно её переиграть.

Игра на листочке Крестики-нолики

А теперь к правилам. Нужно начертить поле для игры 3х3 клетки, всего получается 9 квадратиков. Игроки ставят свои отметки (крестики или нолики) в квадратах по очереди. Задача – собрать три отметки в ряд, причём можно собирать их горизонтально, вертикально или по диагонали. Не забывайте смотреть за действиями соперника и пресекать его попытки составить ряд!

Пять в ряд

Эта игра на бумаге – аналог китайской настольной игры рэндзю, которая предполагает наличие поля и фишек двух цветов. Но игру давно адаптировали под бумажный формат, сделав её расширенной версией «Крестиков-ноликов». Основных отличий в правилах два:

  • Размер игрового поля, как правило, ограничивается только краями листа бумаги. Иногда можно начертить края, например, оставив квадрат 15х15 клеток.
  • Выстроить нужно ряд не из трёх, а из пяти крестиков или ноликов.
Игра на листочке Пять в ряд

Коридоры

Игра на листочке Коридоры

Возьмите клетчатую бумагу и две ручки разных цветов. На бумаге сделайте поле для игры, например, квадрат или другую геометрическую фигуру. Если играют малыши, можно сделать поле в форме ёлочки или цветочка. 

Задача участников – по очереди обводить одну из четырёх сторон клетки, стремясь «закрыть» клеточку. То есть нужно обвести своим цветом все четыре стороны клетки. Когда квадрат закрыт, в него можно поставить свой опознавательный знак. Пусть участники выберут его заранее, это могут быть крестики и нолики, а также цветочки, сердечки и другие незамысловатые узоры.

Нужно следить за противником, мешая ему «закрыть» клеточки и поставить свой символ. Ведь побеждает тот игрок, у которого больше своих знаков на момент полного заполнения символами всего поля.

Змейка

Наверное, каждый второй родитель помнит, как проходить «Змейку» на тетрисе. Теперь можно посоревноваться в своём умении сделать самую длинную змейку, но на бумаге. Начертите игровое поле – квадрат 7х7 клеток. Причём две соседние стороны квадрата должны быть одного цвета, а две другие – второго. Перед началом игры оба участника ставят точки на пересечении клеток в любом месте поля, при этом каждый использует карандаш своего цвета. 

Начинаем игру. Задача игроков – сделать наиболее длинную змейку. Каждый участник проводит линию длиной в одну клетку в любую из четырёх сторон. Ход передаётся по очереди. Начинать свою змейку нужно от точки, которую игрок поставил в самом начале. Есть только несколько правил-ограничений:

  • Нельзя проводить линии диагонально.
  • Отрезки не могут пересекаться или касаться.
  • Змейка не может проходить по краю поля своего цвета, при этом на «чужую» сторону квадрата заходить можно. 
Игра на листочке Змейка

Проигрывает тот игрок, чья змейка первая попала в тупик и не может больше двигаться вперёд.

Морской бой

Ещё одна популярная игра родом из нашего детства. Здесь обычно участвует два человека, у каждого из них свой бумажный флот. Оба адмирала чертят два поля 10х10 клеток – для расположения своих и вражеских кораблей. Сверху каждого из полей нужно проставить буквы от «А» до «К», то есть по алфавиту, но пропуская «Ё» и «Й». Слева от каждого квадрата напишите цифры от 1 до 10. Теперь каждая клетка поля имеет своё обозначение. В ходе подготовки каждый участник на своём поле должен нарисовать 10 кораблей: 1 четырёхпалубный (4 клетки), 2 трёхпалубных, 3 двухпалубных и 4 однопалубных.

Игра на листочке Морской бой

При расположении кораблей нужно учитывать:

  • Они могут иметь горизонтальное или вертикальное расположение, но нельзя их «скручивать» углом.
  • Корабли не должны пересекаться или касаться друг друга, между ними должно быть не менее 1 клетки пустого пространства.
  • Корабли разрешено размещать вплотную к краю игрового поля.

Теперь можно начинать игру. Адмиралы делают ход по очереди, называя координаты (букву и цифру) клетки, туда был пущен удар. Противник должен проверить, не находится ли на этом месте его корабль. Он говорит «мимо», «ранил» или «убил», в том случае, если соперник попал во все палубы вашего корабля. Кстати, в случае попадания игрок получает ещё один внеочередной ход.

В ходе игры нужно делать отметки на своём и чужом игровом поле. В случае попадания нужно поставить крестик, а при осечке – точку. Побеждает тот адмирал, который первый потопил весь вражеский флот.

Лабиринт с предметами

Эта игра подойдёт для ребят с 7-8 лет. Подготовка к игре похожа на «Морской бой»: нужно начертить два таких же игровых поля 10х10 клеток, обозначить стороны буквами и цифрами. На одном поле будет начерчен собственный лабиринт, а на соседнем в ходе игры будет проявляться лабиринт соперника. Цель игры – первому вынести клад из подземелья противника, а также спрятать сокровища в своём лабиринте так, чтобы сопернику было сложно до них добраться. 

Игра на листочке Лабиринт с предметами

При подготовке нарисуйте стены внутри лабиринта, они должны проходить по полоскам между клетками, их число не ограничено. Также в своём подземелье нужно расположить следующие предметы:

  • Арбалет. Он обозначается на бумаге буквой «А».
  • Костыль – в клетке выглядит как «Y».
  • Капкан. Его можно определить по букве «К».
  • 4 ямы и такое же количество выходов – обозначаются цифрами.
  • Сокровище и 3 ложных клада. их можно обозначить буквами «С» и «Л» соответственно.
  • 4 выхода из лабиринта с каждой из сторон поля.

Дополнительно в арсенале каждого участника на начало игры находится по 3 гранаты.

Подготовились? Теперь можно играть. Сперва каждый участник говорит координаты клетки, с которой бы он хотел начать. После этого ход передаётся по очереди от одного к другому участнику. За ход можно пройти в любую из четырёх сторон на одну клетку, кроме тех случаев, когда на пути возникает стена. Тогда игрок теряет ход и остаётся на месте. Хотя и это препятствие можно обойти, если использовать одну из трёх гранат, тогда стена взрывается, а проход освобождается.

Клетка, на которую перешёл игрок вслепую, может быть пустой. Но иногда на пути встречаются предметы (не больше одного на клетку), в таком случае хозяин лабиринта говорит сопернику, что он обнаружил. 

Вот что можно встретиться на своём пути:

  • Арбалет. Если вы наступили на арбалет, то начинаете хромать на одну ногу. Это значит, что на один ваш ход приходится два хода соперника. Однажды наступив на арбалет, вы прихрамываете до конца игры.
  • Костыль. Дополнительная опора во время прохождения лабиринта даёт обратный эффект – вы можете делать на одно действие больше за свой ход. Клетка также действует вплоть до конца игры.
  • Капкан. Выпутываясь из ловушки, вы пропускаете 3 хода. Капкан, в отличие от арбалета и костыля, действует каждый раз при наступлении на клетку.
  • Яма («1, 2, 3 или 4»). Это портал, который перемещает вас к выходу с одноимённым названием – «I, II, III или IV». При этом участник, попавший в яму, знает её номер, но ему не сообщаются координаты выхода, таким образом, он выходит из ямы вслепую. Но вот если он сразу набрёл на выход из ямы, то может занести её номер на карту для дальнейших поисков.
  • Клад. Наткнувшись на клад, противник сообщает вам об этом, а вы, в свою очередь, говорите, берёте вы его или нет. Нести можно только один клад, причём при обнаружении второго можно поменять свою поклажу. С кладом нужно выйти за пределы лабиринта, найдя один из четырёх выходов или воспользовавшись гранатой. Только за пределами лабиринта вы сможете узнать, был клад ложным или настоящим. Если вы вынесли настоящие сокровища, вы становитесь победителем, игра заканчивается. В обратном случае вы можете вернуться в подземелье и попытать свою удачу второй раз.

Ещё один важный нюанс. При построении лабиринта важно ставить стены так, чтобы участник мог пройти из любой точки к выходам и к кладу, не применяя гранаты. Кроме того, нельзя специально делать ловушки, например, обносить выход из ямы сплошной стеной.

Свобода

Игра на листочке Свобода

Ещё одна разновидность игры «Крестики-нолики», но с более сложными правилами. Цель игры – сделать как можно большее количество горизонтальных, вертикальных или диагональных цепочек из ровно четырёх последовательных символов. 

Как играть?

  • Чертим поле 10х10 клеток.
  • Первый игрок ставит свой символ (крестик или нолик) в любом месте поля.
  • Второй обязан поставить свой знак только в клетку, которая примыкает к предыдущему символу соперника. Так ход передаётся по очереди.
  • Если вблизи с последним знаком не оказалось свободных мест, игрок получает возможность поставить крестик или нолик в любом месте.

Игра заканчивается, когда на поле не остаётся свободных мест. Причём в свой последний ход игрок может не заполнять единственную клетку, которая осталась пустой.

Когда игровое поле полностью заполнено, нужно подсчитать количество рядов, связанных в цепочки из четырёх клеток. У кого больше четырёхзначных рядов, тот и победил!

Ломаные

Играет два участника, за каждым из них закреплён свой цвет. Точками двух цветов нужно обозначить игровое поле. Причём точки нужно ставить на пересечении клеток в шахматном порядке – сперва полоска одного цвета, затем другого. Пример смотрите на фото.

Игроки по очереди соединяют горизонтальными или вертикальными отрезками две близко стоящие точки своего цвета. При этом отрезки не могут пересекаться. 

Игра на листочке Ломаные

Побеждает тот участник, который первый сможет построить ломаную линию, соединяющую две противоположные стороны игрового поля.

Пчёлка

Один участник загадывает слово из 4-5 букв и пишет соответствующее количество чёрточек на листе бумаги. А рядом он рисует пчёлку и руку, между которыми остаётся пустое пространство. 

Игра на листочке Пчёлка

Второй игрок называет наугад букву. Если она есть в загаданном слове, то ведущий вписывает её над чёрточками. А если такой буквы нет, то он пишет её на полях (чтобы не повторяться) и проводит один отрезок от пчёлки до руки. Нужно называть буквы до тех пор, пока полностью не будет записано слово. За каждый неверный ответ прибавляется отрезок на пути от пчелы до руки. Ребёнку нужно отгадать слово, пока пчела не долетела до руки и не укусила её!

Чепуха

Игра на листочке Чепуха

Это юмористическая игра, которая подходит как для двух участников, так и для целой компании.

Каждый участник должен взять по листу бумаги. Сверху нужно ответить на вопрос «Кто?». Ответ может быть совершенно разный – «Жираф из зоопарка», «Директор школы» или «Дворник дядя Вася».

Затем лист загибается так, чтобы предыдущего ответа не было видно. Участники меняются листами.

Теперь, держа в руках чужой лист, нужно ответить на вопрос «С кем?», также завернуть свой ответ и передать бумагу далее. 

Так все участники могут ответить на разные вопросы.

Например:

  • Когда?
  • Какой?
  • Где?
  • Что делали?
  • И что из этого вышло?

В результате получается несколько уникальных забавных рассказов, над которыми можно посмеяться всей компанией!

Война вирусов

Играть можно вдвоём или вчетвером. Если в игре участвует три человека, то один, как правило, быстро становится жертвой. Стандартное игровое поле 10х10 клеток, но можно сделать его больше, так ещё интереснее. 

Каждый участник – это вирус, который имеет свои обозначения (можно использовать привычные крестики и нолики или разноцветные ручки). Игроки начинают «заражать» вирусом поле с противоположных углов квадрата.

За ход можно поставить три своих знака.

Игра на листочке Война вирусов

Причём размножается вирус только на клетки, соседние с уже заражёнными вами. Если в непосредственной близости находятся клетки с чужеродным вирусом, то можно его съесть, закрасив своим цветом эту часть поля. Так получается крепость – клетки, на которые уже нельзя напасть врагу, они защищают вашу территорию.

Задача игроков – съесть как можно больше чужих живых клеток. Живыми называются те символы, которые ещё не превратились в крепость. Когда поле полностью заполняется знаками, нужно посчитать количество собственных и вражеских заражённых клеток.

Заграждения

Эта тактическая игра требует приложить много умений и логического мышления. Сперва нужно нарисовать игровое поле 8х8 клеток. Теперь по очереди нужно рисовать горизонтальные или вертикальные линии, которые зачёркивают по две соседние клетки. 

Игра на листочке Заграждения

При этом не допускается, чтобы линии пересекались или даже касались друг друга. Чем меньше становится свободного места, тем сложнее просчитать дальнейшие ходы. Проигрывает тот участник, который не может никуда поставить очередной отрезок.

Ободки

Игра на листочке Ободки

Выбирается произвольной формы игровое поле. Внутри него относительно равномерно располагаются точки, их может быть около 15-20 штук. Теперь игроки по очереди рисуют ободки (окружности различных форм). 

Их нужно проводить как минимум через одну точку или через большее количество, хотя следует ограничить и максимум, например, не более двух или четырёх. 

При этом ободки могут располагаться рядом, внутри или снаружи другой окружности, но не могут пересекаться. Тот, кто чертит последний ободок, будет проигравшим.

Танки

Играть нужно на листе бумаги, согнутом посередине. На одной половине участник рисует 8 танков, на другой свои боевые машины располагает противник. По очереди игроки делают выстрелы. 

Игра на листочке Танки

Для этого на своей половине листа нужно нарисовать точку, а затем сложить листок. На половине соперника точка должна отпечататься. Если она задела вражеский танк, он считается подбитым, так что нужно сделать повторный выстрел. Если удар попал прямо в цель, то танк разгромлен наповал. Победителем становится тот, у кого на конец боя остаются неповреждённые танки.

С таким количеством игр вам не будет скучно в любых ситуациях. Юмористические и интеллектуальные, простые и сложные, быстрые и долгие – выбирайте игры на бумаге из нашего списка, чтобы скоротать вечер с ребёнком или заниматься развитием логического мышления. Большинство игр подходит и для взрослых людей, поэтому они смогут стать интересным сближающим занятием для всех членов семьи.

БУДЬТЕ С НАМИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Мы в соцсетях:
Будьте в курсе последних новостей и акций. Участвуйте в обсуждениях и конкурсах
Все права на материалы, находящиеся на сайте www.academy-of-curiosity.ru, охраняются в соответствии с действующим законодательством. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.academy-of-curiosity.ru обязательна. Академия Любознательности © 2017-2024 ИП Дьяченко Ирина Сергеевна ИНН: 230810282573 ОГРНИП: 315230800008031
×

Cart