Игры с компасом для детей подходят для тех ребят, кто любит активные игры на природе, часто бывает в походах и не может представить себе лето без лагеря. Знаете ли вы, как пользоваться прибором для определения сторон света? Что такое азимут и как узнать, где север, используя лишь подсказки природы? Наша подборка игр с компасом для детей увлечёт ребят старшего дошкольного возраста и младших школьников. Наверняка, она окажется интересной для подростков и взрослых.
Прежде чем приступить к играм, напомните ребёнку, что такое компас и как им пользоваться. Стрелка на приборе всегда указывает на север. Связано это с магнитными полями на нашей планете. Намагниченная стрелка всегда стремится расположиться вдоль магнитной полосы в направлении север-юг. Вокруг стрелки на компасе подвижная шкала с делениями, называемая лимб. Она делит окружность на 360 градусов. Если мы повернёмся лицом к северу, а справа или слева от нас будет какой-то объект, то с помощью этой самой окружности, мы сможем определить азимут, то есть угол.
Чтобы закрепить эти понятия, предлагаем поиграть и изучить прибор по определению сторон света на практике.
Изучаем стороны света
С помощью компаса ребята должны определить, где находится север, и встать лицом к нему. После этого назовите любую другую сторону света. Участники должны быстро сообразить и повернуться в нужном направлении. Перечисляйте разные стороны света по порядку и вперемешку, повторяйте их несколько раз. После такого упражнения дети начнут понимать, где запад, восток и юг относительно севера, не заглядывая в компас. Так, если встать лицом к северу, то юг окажется за спиной, запад – по левую руку, а восток – по правую.
Ориентируемся по местности
Выберите полянку или опушку. Можно играть в командах или каждый сам за себя. Задание – нужно определить стороны света по местности. Как? Например, с помощью деревьев и пенёчков. Кстати, а вы знаете, как это сделать? Если нет, тогда читайте наш познавательный рассказ «Почему мох растёт с северной стороны». Также в ориентировании на местности поможет расположение муравейников, солнце и часы.
Перед игрой с компасом обязательно прочтите про эти особенности. Как только участники определят, где какие стороны света находятся, дайте им компас для самопроверки. Кто оказался самым точным? Тот и побеждает.
Берём курс
Приготовьте для игры компас и шапку. Также можно использовать бумажный колпак или шарф. Каждый участник примечает для себя свой ориентир. Это может быть дерево, скамейка, столб и другое. Ребёнок берёт в руки компас и определяет азимут на свой объект. Затем ему на голову надевают колпак так, чтобы он мог видеть только то, что находится у него под ногами. Задача – дойти до ориентира, используя только компас.
Кто из игроков доберётся до объекта? Помимо верного направления, неплохо было бы примерно вычислить и расстояние. Заодно и выясним, у кого хороший глазомер.
Следуем по маршруту
Для игры вам понадобится компас и колпак на каждого участника. Если в предыдущем задании игроки сами выбирали для себя ориентир, то в этот раз маршрут для них прописываете вы. Это может выглядеть следующим образом: «90° – 6 м, 180° – 12 м, 90° – 5 м, 360° – 9 м, 270° – 5 м».
Используя для игры компас, ребенок должен пройти путь и оказаться в задуманной вами точке. Если участников двое, то пропишите инструкцию для них обоих таким образом, чтобы они разошлись в разные стороны, но в итоге встретились в одной точке. Пример маршрута вы видите на рисунке.
Эстафета
Распределите ребят на две команды. Кто окажется быстрее всех на пересечённой местности? В игре с компасом нужно умение определять азимут на заданные ориентиры. Заранее приготовьте два компаса – на каждую команду и листок с ручкой.
Вся дистанция поделена на несколько частей по 50-100 метров. На каждом этапе поставьте флажок или повесьте ленту. Распределите участников команд по этапам. По сигналу «Поехали» первые игроки одновременно, прежде чем бежать, определяют и записывают азимут следующего ориентира. После чего они как можно быстрее добираются до напарника, отдают карточку ему. Теперь второй игрок высчитывает азимут до третьего этапа, фиксирует его, бежит и передаёт эстафету следующему. На финише ведущий фиксирует время, какая команда, за сколько справилась с испытанием. Затем дети отдают свои листки. Ведущий проверяет точность определения азимута. За ошибку в определении азимута ±3° и за каждые последующие 3° команде прибавляется сверх показанного времени от 15 до 30 с, в зависимости от величины этапа. Команда с наименьшим временем выигрывает.
Секретный конверт
До начала игры с компасом необходимо подготовить конверты или пакеты по количеству участников и разложить их на местности, примерно на одинаковом расстоянии от точки сбора (+- 50 метров). Каждый игрок получает инструкцию, где указан азимут и расстояние до конверта. Кто быстрее всех найдёт свой секретный пакетик, тот и выигрывает.
Ищем клад
Поделите детей на две команды для игры с компасом. Каждая выбирает определённую ограниченную территорию и рисует план местности, используя топографические знаки.
На этом участке ребята прячут свой клад. Это может быть смешное послание, коробка сладостей и другое. Затем команды обмениваются «картами сокровищ» и ищут спрятанные драгоценности. Можно устроить соревнование на скорость, но в любом случае победителями будут все, ведь клад достанется каждому!
По следам сказки
Эта игра с компасом нацелена на поиск подсказок. В финале все ребята получат призы. Можно играть одной большой компанией или разбившись на несколько команд. Ведущий заранее пишет записки – подсказки и раскладывает их по нужным местам. В них указывается азимут, расстояние до объекта и отрывок из художественного произведение, который прямо или косвенно указывает на ориентир.
Перед стартом игрокам выдаётся первая записка. Примерное содержание: «У лукоморья дуб зелёный… азимут 20, расстояние 300 метров». Определив направление с помощью компаса и отмерив дистанцию, дети бегут к объекту. Если расчёты окажутся верными, то они окажутся у нужного дуба. У дерева можно поставить учёного кота, Русалку или Бабу Ягу, у которых ребята найдут следующую записку. И так по порядку: участники находят подсказки одну за другой и каждый раз оказываются всё ближе к финалу, где они вместо очередной карточки с координатами найдут сюрпризы.
Такую игру с компасом ещё называют квестом. В Академии любознательности есть много квестов на разные темы: от детективного и космического до пиратского и автомобильного. В каждом увлекательные тематические разноплановые задания с головоломками, загадками, примерами и лабиринтами. В ассортименте игры для детей от 3 до 9 лет с подробными инструкциями, а также дополнительными наборами к празднику в виде атрибутики (приглашения, дипломы, топперы и т.д.), тематических игр и музыки. Выбирайте свой набор в разделе «Квесты и марафоны для детей».
Компас своими руками. Эксперимент для детей
Определить направление сторон света с помощью компаса сегодня не составляет сложностей. Но как же ориентировались путешественники до изобретения этого прибора? Они искали путь по звёздам и рисовали карты. Чуть позже стали использовать инструменты, которые указывали им на магнитные полюса Земли. Так появился простейший компас, который мы предлагаем соорудить своими руками.
Главная деталь – намагниченная тонкая игла. В качестве вспомогательных средств понадобится глубокая тарелка с водой и листик дерева.
1. Подержите иглу рядом с магнитом. Можно использовать те, что висят на холодильнике в качестве сувениров из поездок. Наверняка, один такой найдётся.
2. Влейте воду в ёмкость, сверху положите листик.
3. На листик аккуратно положите иголку или булавку.
4. А теперь наблюдайте, можно немного покрутить тарелку, чтобы убедиться – игла стремится расположиться по линии в направлении север-юг.
Понравился эксперимент? Тогда смотрите другие наши опыты с водой, льдом, звуком, свечой, пеной для бритья и другими подручными средствами в разделе «Эксперименты и опыты» на сайте Академии любознательности.
Игры с компасом увлекут не только детей, но и взрослых. Ориентирование на местности, поиск клада, квест-задания и карты – летние каникулы превратятся в настоящие приключения с нашей подборкой игр с компасом для детей.