24 музыкальные игры для детей

24 музыкальные игры для детей

24 музыкальные игры для детей

Скачать

Поделиться

Как развивать музыкальный слух у ребенка и прививать интерес детей к музыке? В статье мы дадим 24 музыкальные игры и упражнения, которые помогут вам развить у ребенка слух, чувство ритма, а также научиться говорить громче и тише, медленнее и быстрее, более выразительно. Музыкальные игры нужны не только для творческого развития ребенка. Они также помогают в развитии речи, знакомят с окружающим миром, тренируют внимание и память ребенка.

Аудио-версия статьи "24 МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ" 24 МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Музыкальные игры – неотъемлемая часть общего эстетического развития ребенка дошкольного возраста. Движения под музыку, а также исполнение мелодий на инструментах, ощущение звучания разных предметов развивает в ребенке чувство ритма, слух, а также обогащает кругозор и помогает полюбить музыкальные произведения.

Большинство музыкальных игр направлены на соотнесение музыки и движений, на осмысленность композиции, на повторение ритмического рисунка мелодии. Уже с детьми ясельного возраста можно проводить первые игры с привлечением простых мелодий, а также давать для изучения инструменты – бубен, барабан, гармонь, ксилофон, маракасы, важно услышать их звучание, различать их. Чем старше ребенок, тем более сложные можно предлагать правила. В статье рассмотрим музыкальные игры для детей от 1 года до 7 лет.

Музыкальные игры для малышей 1-3 лет

В возрасте 1-3 лет дети только знакомятся с названиями и звучанием музыкальных инструментов. Стоит сделать упор на определение понятий тихо и громко, а также на сопровождение песни движениями. Большинство детей в этом возрасте еще не смогут выучить и спеть целый куплет песни, но смогут повторять окончания строк, особенно звукоподражания. 

Музыкальные игры для малышей 1-3 лет

Самое главное – темп и ритм. При этом музыкальные игры больше направлены на индивидуальное занятие с ребенком, а если вы хотите поиграть сразу с несколькими детишками, не ждите от них взаимодействия, хотя они могут повторять слова и движения друг за другом.

Как шипит змея

С детьми одного года, которые еще не умеют разговаривать, уже можно развивать музыкальный слух с помощью звукоподражаний. Основная задача ребенка – произнести протяжный звук, причем можно протянуть не только гласный, но и некоторые согласные, например, свистящие и шипящие. Чтобы изучать и произносить звукоподражания, показывайте предметы. 

Скачать карточки со звукоподражаниями можно по ссылке, расположенной чуть ниже.

Карточки звукоподражание 1
Карточки Звукоподражание 2

Знакомство с инструментами

Для игры понадобится погремушка, колокольчик и ложки. Ребенок слушает взрослого и повторяет движения. Взрослый произносит стишок и аккомпанирует тремя инструментами по очереди, демонстрируя их звучание:

Знакомство с инструментами для детей 1-3 лет

Музыкальная посылка

Смысл игры – знакомство с инструментами и их звучанием. Следует собрать в коробке несколько детских музыкальных инструментов. Могут подойти: барабан, ксилофон, укулеле или детская гитара, ложки, бубен, маракасы, колокольчик, синтезатор, погремушка, дудочка.

Расскажите, что сегодня вам пришла посылка из музыкальной страны. Пусть ребенок по очереди достает инструмент, попробует сам вспомнить его название (если нет, подскажите), а также сыграть на нем.

Игра для детей 1-3 лет Музыкальная посылка

Попутно вы можете подсказывать, как играть на инструменте, а также к какой категории он относится – духовой, струнный, ударный.

Затем можно поиграть с этими инструментами в прятки. За своей спиной сыграйте на одном из инструментов, спросите у ребенка, что там спряталось? Его задача – угадать инструменты по звучанию.

Оркестр без нот

Сперва покажите ребенку, как звучат разные инструменты и какие движения нужно выполнять. Также можно добавить иллюстрации с изображениями разных инструментов.

  • Дудочка: ду-ду-ду. Нужно держать руки у рта и двигать пальцами.
  • Скрипка: ти-ли-ли. Нужно имитировать движение смычка.
  • Барабан: бом-бом. Бить руками перед собой, как палочками по барабану.
  • Фортепиано: тра-ля-ля. Двигаем пальцами, будто нажимаем на клавиши.
Игра для детей 1-3 лет Оркестр без нот

Взрослый напевает мелодию, а ребенок изображает оркестр – «играет» на музыкальных инструментах и подпевает.

Кошки-мышки на концерте

Это игра для компании детей – от 3 малышей и более. Конечно, роль участников также могут занимать и взрослые. Расскажите детям, что кошка спит под звуки колокольчика (покажите как он звучит). И когда колокольчик играет, мышки могут подбегать к домику кошки. Но когда стучит барабан (продемонстрируйте), кошка просыпается и начинает охоту за мышками, поэтому те разбегаются.

Назначьте кошку, покажите, где ее домик. Остальные дети будут мышками. Попеременно звените колокольчиком или стучите в барабан. Задача кошки – поймать под звуки барабана мышку, которая потом станет водить. А ваша цель – развить у детей умение различать тембр разных музыкальных инструментов.

Музыкальная стена

Малыш уже оценил ксилофон и барабан? Тогда идём дальше. Прикрепите к фанере (или прямо к забору на даче, если не очень жалко) разные звучащие предметы, лучше всего, металлические – трубочки, колокольчики, чашки, старые кастрюли, корпус от советского будильника, что-нибудь рифлёное…

Музыкальная стена для детей своими руками

Обилие «инструментов» зависит от вашей фантазии и захламленности дачного чердака. Оснастите ребёнка ложкой, половником или любой неопасной металлической палочкой. Развитие музыкального звука и громкие выходные вам обеспечены.

Кстати, эту игру мы взяли из нашей подборки занятий для детей на даче. Если вы думаете, чем еще можно занять ребенка на даче летом, смотрите подборку идей в нашей статье:  “Чем занять детей на даче летом”.

Тихо-громко

Отлично проводить в компании детей, но можно и наедине с ребенком. Дети садятся за столы, кладут руки сверху. Когда взрослый говорит «Тихо пальчики играют», малыши тихо стучат пальцами по столу. 

Игра для детей 1-3 лет тихо-громко

На словах «Громко, громко хлопают» дети, соответственно, хлопают в ладони. Задача – дать определение понятиям тихо и громко.

Громкая корова

Еще одна игра на закрепление понятий тихо и громко, но теперь ребенок не стучит, а говорит, меняя силу звучания. Можно взять любые парные игрушки животных, оптимально, если это мамы и малыши. Тогда заодно можно закрепить их названия и звукоподражания.

Игра для детей 1-3 лет Громкая корова

Суть игры: взрослый показывает большую корову со словами: «Большая корова мычит громко, му-у-у. Маленький теленок мычит тихо, му-у-у», ребенок повторяет. Затем спрашивайте у ребенка, как мычит большая корова и маленький теленок? Меняйте животных, оставляя суть – громкие и тихие звукоподражания.

Игры со свистульками

Для игры подойдет свисток, праздничная дуделка или птичка-свистулька. Можно поиграть в прятки со свистулькой. Сначала прячется взрослый и свистит из своего укромного места, а малыш ее находит по звуку. Затем участники меняются местами: прячется и свистит ребенок.

Игры со свистульками для детей

Также можно на свистке тренировать громкое и тихое звучание, например, так:

  • «Наступило утро. Птичка проснулась и громко свистит свою песенку» – громкий свист.
  • «Настала ночь. Птичка прощается со всеми и тихо свистит колыбельную» – тихий свист.

Потом можно просто говорить «день и ночь», а ребенок будет свистеть.

Игра со свистком полезна также тем, что она развивает дыхание – а это основа для вокальных данных и развития речи. Кстати, у нас есть подборка игр для развития дыхания, про них вы можете почитать в статье:  “20 игр на развитие дыхания для детей

Ритмичный молоточек

Игра направлена на изучение понятия ритма, запоминание и повторение ритмического рисунка. Конечно, ритм должен быть самый простой и короткий, просто можно увеличивать или укорачивать паузы, добавлять двойные удары. В качестве инструмента подойдет любая палочка, например, от ксилофона или от детского барабана.

Первый вариант: просто даем ритм, а ребенок повторяет. Но так как редко дети так усидчиво готовы слушать, лучше использовать второй вариант – песенку-стучалку. В конце каждой строчки простукивайте ритм, а затем просите ребенка повторить с вами вместе:

Игра для детей Ритмичный молоточек

Волшебный бубен

Игра подходит для развития динамического слуха и внимания. Для игры, соответственно, нужны бубны – один вам, один ребенку. Он повторяет за вами движения. Взрослый чередует две «команды»:

В бубен бей, бей, бей!
Бей в бубен веселей!

Игра для детей 1-3 лет Волшебный бубен

Вместе с этими словами участники держат одной рукой бубен, а второй в него бьют. В начале игры команду следует повторить три раза, затем с каждым кругом следует уменьшать количество повторений до двух и одного.

Волшебный бубен отдохнет
И тихо песенку споет.

На этих словах участники тихо гремят бубном. Команда также повторяется трижды, затем действие снова сменяется на бой. Со временем смена действий происходит быстро, а ребенку нужно успевать менять два способа игры на инструменте.

Чьи это шаги?

Положите на столе изображения разных зверей – большого тяжелого медведя, маленького зайчика, цокающую копытами лошадь. Спросите у ребенка, как он думает, чьи это шаги? В это время настукивайте разный ритм, в соответствии с предполагаемой походкой животных. 

Игра для детей 1-3 лет Чьи это шаги

Можно пофантазировать: как ходит слон? А слоненок? Чем отличается ритм шагов прыгающего кенгуру? А если прислушаться и услышать сороконожку, как она топает по листочку своим большим количеством ножек?

Музыкальные игры для детей 4-7 лет

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста задания и игры могут усложняться, ведь у них более развита память и речь. 

Музыкальные игры для детей 4-7 лет

Теперь можно сделать упор на чувство ритма и запоминание мелодии. Кроме того, в игры можно добавлять больше группового взаимодействия с другими детьми.

Громкие и тихие аплодисменты

Игра направлена на определение силы звучания и темпа. Понадобится музыкальное сопровождение, отлично подходят композиции «Марш деревянных солдатиков» Чайковского и «Венгерский танец» Брамса.

Расскажите детям, что сейчас они находятся на концерте. И чтобы музыканты услышали их аплодисменты, нужно хлопать тихо или громко, в зависимости от мелодии.

Игра для детей 4-7 лет Громкие и тихие аплодисменты

Цель участников – слышать темп и громкость мелодии. Когда музыка играет тихо, дети легонько хлопают себя по коленям. При увеличении силы звука дети начинают громко стучать ладонями по полу. То же касается и темпа – хлопки могут учащаться или замедляться, в соответствии с музыкой.

Музыкальный телефончик

Можно играть в компании от 3 детей. Ведущий диктует первому ребенку на ухо небольшую мелодию, например, «Тинь-телень, тинь-тилень, тра-та-та». А он должен также тихо передать мелодию следующему игроку. Так музыка передается от одного участника к другому, а последний ее громко произносит. Сверьте, получилось ли сохранить мелодию после стольких пересказов?

Игра для детей 4-7 лет музыкальный телефончик

Кстати, здесь можно рассказать детям о том, что раньше мелодии нотами записывали вручную. И часто их переписывали из одной нотной тетради в другую. Иногда при частом переписывании допускались ошибки, и мелодия могла сильно измениться от оригинала, как у нас сегодня в игре.

Характер музыки

Нарисуйте или распечатайте три смайлика, которые будут отображать характер музыки:

  • Нежная, успокаивающая – для мелодичных песен, колыбельных.
  • Грустная, жалостливая.
  • Веселая, задорная.
Игра для детей 4-7 лет Характер музыки

Проведение игры очень простое, вы включаете мелодии или песни, а ребенок должен поднять один из смайликов. Иногда песни могут вызывать смешанные чувства, это нормально, тогда можно поднять два смайла одновременно.

Как звучит стихотворение

Занятие подойдет для детей 6-7 лет. Оно научит вслушиваться в звучащую речь, отлично развивает слух.

Есть такой литературный прием – аллитерация. Это использование близких по звучанию согласных звуков, которые создают ритмический рисунок и отсылают нас к определенной картине.

 

В ходе занятия вы можете сами зачитывать строки или просить это сделать ребенка. Затем обсудите, какое впечатление оставляет каждое произведение.

Жмурки с колокольчиком

Эта подвижная игра развивает слух. Правила просты – водящему закрываются глаза плотной тканью, ему нужно ловить остальных игроков и осаливать, направляясь только по слуху. 

Игра для детей 4-7 лет  Жмурки с колокольчиком

Остальные участники должны постоянно быть в движении, стоять нельзя, при этом в руках у них колокольчики, в которые нужно постоянно звонить. Кто попался, становится водящим. Конечно, важно следить за безопасностью игроков, особенно водящего ребенка с закрытыми глазами.

Что звучит?

Учимся различать звуки. И речь пойдет не о музыкальных инструментах, а о звучании обычных предметов, которые нас окружают. Соберите свой домашний оркестр, что подойдет:

  • Картонная коробка.
  • Пластиковый контейнер.
  • Металлическая консервная банка.
  • Стеклянный стакан.
  • Керамическая плитка.
Игра для детей 4-7 лет Что звучит

Можно использовать и любые другие предметы, суть в том, чтобы ребенок по звуку с завязанными глазами смог различать материалы предметов. Со временем можно добавлять второй «инструмент», так еще сложнее определить и вычленить каждый звук.

Музыкальная цепочка

Игра подходит для детей 6-7 лет, в ней также могут принимать участие взрослые. Участники садятся в круг, в руках у водящего мяч. Он начинает песню, знакомую всем участникам, например, «Я играю на гармошке у прохожих на виду». 

Игра для детей 4-7 лет музыкальная цепочка

С этими словами он передает мяч. Задача второго участника – подхватить мелодию и продолжить песню следующей строчкой, затем он также передает мяч следующему игроку.

Кто больше услышит?

Хотите совместить пять минут молчания ребенка с развивающим занятием? Предложите ребенку или детям посчитать разные звуки. Для этого нужно, чтобы все игроки молчали, еще лучше – закрыли глаза. Отсчитайте 3-5 минут, попросите детей подмечать и запоминать звуки, которые они слышат вокруг. Затем обменяйтесь тем, кто что слышал.

Игра для детей 4-7 лет Кто больше услышит

В квартире это могут быть:

  • тиканье часов;
  • капли воды;
  • гул вентилятора или любой другой бытовой техники;
  • шум от соседей;
  • звуки, доносящиеся с улицы, и пр.

Игра развивает слух, а также учит вычленять звуки из общего шума.

Карточки для работы над ритмом и темпом

Конечно, петь по нотам – это очень сложно для ребенка, если он не ходит в музыкальную школу. Зато можно нарисовать схематически ритм и пропеть его. Такое упражнение не только влияет на музыкальный слух, но и является логопедическим. Оно отлично помогает усваивать ударение, интонацию, совершенствует выразительность речи.

На каждой картинке последовательность из рисунков. Каждый рисунок пропевается по разному: одни громче и выразительнее, другие тише и быстрее. Перед началом игры проговорите каждый используемый рисунок, как его петь. Покажите это на примере, затем предложите ребенку самому пропеть последовательность на карточке.

Например, ритм капель может быть таким: крупная капля произносится громко, протяжно – «ка-а-ап», а маленькие капельки быстро и звонко – «кап-кап-кап». 

Скачать карточки можно по ссылке ниже:

Конечно, можно и просто рисовать кружочки на звуки – большие и маленькие, и по ним петь. Но по картинкам петь гораздо интереснее.

Ритмический узор

После того, как ребенок научился «читать» ритмический рисунок, можно предложить его выложить из предметов. Возьмите, например, счетные палочки. Взрослый может выстукивать несложный ритм (если есть барабан или фортепиано, можно для этого использовать инструмент), а ребенок должен его выложить.

Игра для детей Ритмический узор

Например, «та-та-та / та / та-та-та /та», будет выглядеть как чередование трех счетных палочек с одной.

Затем можно попросить ребенка простучать тот ритм, который он «записал». Постепенно можно усложнять мотив.

Звуковой диктант

Еще одно упражнение для запоминания ритма. Теперь нужно не отстукивать ритм, а свистеть его в свисток.

Игра для детей Звуковой диктант

Это одновременно развивает дыхание. Играть можно двумя способами:

  • Свистеть по нарисованному ритмическому узору.
  • Слушать взрослого и повторять за ним.

Во втором случае также развивается музыкальная память.

Чтение по ролям

Отлично развивает музыкальный слух чтение по ролям или пальчиковый театр. Возьмите любую сказку с большим количеством персонажей, которая хорошо знакома ребенку, например, «Колобок» или «Репка». 

Пальчиковый театр для детей

Не обязательно строго придерживаться сюжета, главное, реплики. Ведь каждый персонаж говорит своим уникальным голосом, кто-то громко, кто-то тихо, один быстро, а второй медленно. Вы можете менять регистр при изображении каждого персонажа, а ребенок будет улавливать его и повторять.

В статье:  “Пальчиковый театр своими руками” мы подробно рассказывали, из чего и как сделать пальчиковый театр для детей. В статье вы также найдете шаблоны и выкройки для кукол.

Конечно, любые музыкальные занятия включают заучивание песен и их исполнение. Здорово, когда песни сопровождаются аккомпанементом на музыкальном инструменте, как это делают в детском саду или школе. Но дома тоже можно задавать ритм, например, хлопками. Мы надеемся, что эти игры помогут вам развить у ребенка музыкальный слух, чувство ритма и интерес к музыке. А вам останется только решить, на какой инструмент записать ребенка в музыкальную школу!

Оцените статью:
(4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[bvi text='Версия для слабовидящих']

Вам также может понравиться