Игры на развитие координаций движений у детей

Игры на развитие координаций движений у детей

Игры на развитие координаций движений у детей

Скачать

Поделиться

Ваш ребёнок иногда ходит как «неуклюжий мишка»? Или вы замечаете, что на танцах в садике он повторяет движения последний, часто их путая? Игры на развитие координации движений помогают детям становиться ловким и быстрым во время игр, хорошо держать равновесие на всех видах детского транспорта, а также находить для себя интересные спортивные увлечения. Больше игр для детей разного возраста в статье на Академии Любознательности.

Аудио-версия статьи "ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИЙ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ" ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИЙ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ

Координация движений – это согласование мышц тела. Развитая координация движений помогает ребёнку быть ловким, быстрым, уверенным в каждом своём шаге. Дети с хорошей координацией быстро садятся на велосипед, легко осваивают коньки и любые другие спортивные снаряды. Им нет равных в детских подвижных играх, а на уроках физкультуры в школе их всегда хотят позвать в свою команду.

Но не только развлечениями ограничивается польза от развития координации, большой плюс в таких упражнениях ещё и для крепкого здоровья. Дети с развитой координацией отличаются ровной осанкой, крепкими мышцами, они хорошо сложены, любят спорт, а значит, реже болеют.

Игры на координацию развивают:

  • ловкость;
  • равновесие;
  • чувство ритма;
  • скорость и быстроту реакции;
  • меткость;
  • мелкую моторику;
  • пространственную и временную организацию;
  • оценку расстояния и скорости подвижных предметов;
  • экономичность движения и своевременность их начала.

Игры для малышей до 3 лет

Развивать координацию малыша родители начинают с первых месяцев жизни. Они с удовольствием замечают, когда младенец впервые потянул ручки к погремушке, схватил свои ножки руками, потянул их в рот. Потом родители начинают мотивировать ребёнка на движения – класть или держать рядом игрушку, чтобы ребёнок её взял, притянул к себе, научился трясти её.

Игры на координацию для малышей до 3 лет

Ближе к полугоду ребёнок осваивает ползание и сидение, затем привстаёт у опоры. При всех этих действиях нужно держать равновесие – один из основных «компонентов» координации движений.

В возрасте от года до трёх лет важно включать в игры такие простые упражнения:

  • приседания;
  • ходьба и бег;
  • перешагивание через предметы;
  • наклоны;
  • поднятие по лестнице.

Уже в самом раннем возрасте можно проводить игры на развитие координации.

«Насос»

Можно выполнять, когда малыш уже стоит ножками без опоры. Одной рукой придерживаете ребёнка за живот, второй за колени, чтобы ребёнок не сгибал их. Перед ребёнком кладёте игрушки, задача – поднять игрушку, сгибаясь в поясе, а не в коленях.

Игра для детей 1-3 лет Насос

«На горку»

Поставьте малыша стопами на свои ноги, держите его руки в своих. Стимулируйте его взбираться вверх по вашим ногам, будто он старается подняться по горке.

«Магазин»

Понадобится детская игрушечная коляска или тележка, пластиковые продукты. Разложите продукты по всей комнате: на полу, на полках, мягкой мебели таким образом, чтобы ребёнку приходилось и присаживаться, и тянуться вверх. Предложите пройтись по магазину за покупками. Ребёнку нужно управлять тележкой, нагибаться за продуктами и складывать их. Если нет коляски, можно использовать большой грузовик на верёвочке, тогда продукты нужно складывать в кузов.

«Зоопарк»

Показывайте ребёнку зверушку, можно на картинке, а можно в виде игрушки. Называйте зверька и показывайте движения, которые он делает, ребёнку их нужно повторить. Например, как прыгает зайчик, какие у него ушки, как вразвалку ходит медведь или как сидит лягушка.

«Боулинг»

Расставьте кегли или пустые пластиковые бутылки на небольшом от ребёнка расстоянии. Предложите ему катить по полу или кидать мяч, чтобы он сбивал кегли.

«Рыбалка»

Привяжите магнитик к верёвке, а её к палочке – это удочка для ребёнка. Рыбок сделать несложно, можно, например, вставить небольшие металлические шурупы в крышки от бутылок разных размеров. Теперь сделайте берег из верёвки или проведите линию на полу изолентой, ребёнок не должен её переступать. В «воде» разложите рыбок на разном от ребёнка расстоянии, он должен их все выловить.

«Лабиринт»

Поставьте несколько стульев, кровать или детский стол так, чтобы образовался проход. Ребёнку нужно пройти по нему, не задев ни одну из стенок. После этого сделайте зигзаг, задача прежняя. Также можно разложить на полу игрушки, а ребёнку предстоит обходить их с разных сторон по вашей команде. Если участвует 2 и более детей, они могут взяться за руки и идти вместе змейкой.

«Ладушки»

Под одноимённую считалочку можно показать, как можно хлопать в ладошки. Затем пусть малыш хлопает по вашим рукам. Когда такие действия будут освоены, можно хлопать по-разному: выше головы, перед собой, за спиной.

Игра для детей 1-3 лет Ладушки

«Ладушки» – пример простой и всем известной пальчиковой игры. Пальчиковые игры и простые стишки с действиями подходят для детей уже от года. Малыши быстро запоминают последовательность и повторяют движения. Обычно это приседания, хлопки в ладоши, топанье ножками, повороты и другие простые действия. Их можно выполнять как отдельную игру или проговаривать эпизодично, например, пальчиковая игра для купания, для одевания и так далее.

Сортировка предметов, пирамидка, просовывание мелких деталей в отверстия, открывание и складывание матрёшек, строительство из кубиков, вкладывание стаканчиков разных размеров – все эти игры развивают мелкую моторику, учат контролировать движения пальцев.

В возрасте 1-3 лет можно постепенно вводить спортивные снаряды. Самый простой, мяч, пригодится ребёнку уже в годик. В возрасте до двух лет ребёнок сможет повторять простые манипуляции с мячом: кидать его на пол, пинать ногой, отталкивать от себя, брать в руки. Ближе к трём годам дети уже могут освоить кидание из рук в руки, а также отбивание от стены. Можно придумывать различные эстафеты с мячом, например, где нужно взять шарик из одной сумки, сделать с ним 1-3 действия, а потом положить в другое место.

Подробнее об играх с мячом для детей с года до 7 лет читайте здесь.

Игры с мячом для детей 1-3 лет

Из спортинвентаря и спортивных игрушек для детей 1-3 лет координацию движений будет развивать:

  • Кольцеброс. Кольца можно сделать своими руками из картона и скотча, а накидывать их можно на самые разные предметы.
  • Мини-баскетбол.
  • Детский игровой тоннель.
  • Надувной батут.
  • Обруч. Крутить его кроха вряд ли сможет в этом возрасте. А вот садиться внутрь, переворачивать его через голову и снова прыгать внутрь – вполне.
  • Для подвижных игр и полос препятствий вам могут пригодится кегли или конусы, небольшие барьеры для прыжков. Но всё это можно заменить подручными предметами.
  • Игрушки из разряда «тяни-толкай». Это машинки на верёвочке, палки с колёсиками, которые нужно толкать перед собой, коляски или тележки для кукол.

На улицу в 2-3 года уже можно доставать беговел, самокат на 3 колёсах, трёхколёсный велосипед. Зимой для активных игр подойдут ватрушки и ледянки, аргамак, санки: чтобы удержаться на них при спуске с горы нужно держать равновесие.

Игры на координацию движений

Прекрасно развивает координацию движений все игры на детской площадке. Катаясь на качелях, малыш чувствует равновесие и амплитуду движений. Поднимаясь по лестнице и скатываясь с горки ребёнок несколько раз совершает последовательность действий, которая требует достаточно развитой координации движений. Круглая карусель тренирует вестибулярный аппарат, а всеразличные лазалки развивают глазомер, ловкость и умение балансировать.

Но что делать, если погода не позволяет играть на площадке? Прекрасный способ совместить разные виды двигательной активности дома – провести полосу препятствий. Можно подобрать такие упражнения, с которыми ребёнок будет и приседать, и перелезать через препятствия, и перепрыгивать с места на место, и проходить по тонкой линии. Как сделать полосу препятствий своими руками, смотрите в нашей предыдущей статье.

Игры для детей 3-5 лет

К трём годам у детей появляется гораздо больший «ассортимент» движений. Они очень резво бегают, устойчиво держат равновесие, начинают прыгать – сперва с одной ноги на вторую, затем обеими ногами.

Игры на координация для детей 3-5 лет

С трёх лет нужно включать в игры и занятия на развитие координации такие действия:

  • прыжки с возвышенности (с бревна) на пол;
  • ходьба по тонкой линии с поднятыми руками;
  • стояние на одной ноге;
  • прыжки на месте, перепрыгивание через предметы;
  • удерживание предмета, например, книги на голове;
  • лазанье по обычной и верёвочной лестнице.

При занятиях с ребёнком 3-5 лет очень важно добавлять игровой момент, так как просто выполнять задания ему уже неинтересно, а к систематическим занятиям физкультурой он пока не готов. Отличный способ тренировать координацию движений ребёнка – подвижные игры.

«Лава»

На 10 минут представьте, что пол – это горящая лава, на которую нельзя наступать, а то можно обжечься! Хорошая новость: у вас есть стулья, подушки от дивана, книжки и мебель, чтобы передвигаться по дому.

Подвижные игры для детей 3-5 лет

«Море волнуется раз»

Игра комбинирует статичные и динамичные движения, что очень важно для комплексного развития координации. Участвовать должно не менее трёх человек. Ведущий поворачивается спиной и произносит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри». Вместо морской фигуры можно назвать другое животное, человека какой-то профессии и даже предмет.

«Танцы: стоп»

Игра направлена на чередование динамичных и статичных движений. Она развивает согласование процессов возбуждения и торможения. А главное, в неё очень весело играть. Просто нужно включить весёлую музыку и танцевать вместе. А когда вы выключаете музыку, задача игроков – застыть в том положении, в котором они на этот момент находились. С каждым разом делайте время замирания дольше.

«Цапли»

Все участники стоят на одной ноге, изображая цапель. На полу перед ними разложены мелкие предметы – лягушки. Им нужно как можно быстрее поймать всех лягушек, при этом оставаясь на одной ноге. 

Игра на координацию Цапли

Игра развивает равновесие. Не забывайте иногда менять ноги.

«Пульт управления»

Сейчас ваш ребёнок – машинка на дистанционном управлении, а вам предстоит немного с ней поиграть. Для убедительности можете взять какой-нибудь предмет в руки. Во время игры используйте команды «Старт», «Стоп», «Назад», «Вперёд», «Направо» и «Налево». Цель игры – научить ребёнка быстро менять направление движения. Чтобы поддержать интерес «машинки», проложите извилистый путь к какой-то цели, например, к спрятанной шоколадке.

«Сапёр»

Посередине дверного проёма повесьте длинную верёвку с колокольчиком. Ребёнку нужно пролезть под верёвкой, не задев её, несколько раз. Также можно усложнить «минное поле» – натянуть две верёвки с колокольчиками на два стула. Теперь ребёнку нужно пролезть между ними, не задев ни одну из них.

«Классики»

Отличная, проверенная временем игра для улицы. Она развивает меткость и равновесие, учит быстро менять движения ног. Начертите и пронумеруйте игровое поле из одиночных и парных квадратов таким образом: 1 и 2 квадраты по одному, затем 3 и 4 вместе. Потом одиночные и парные чередуются до 10. 

Дети 3-5 лет играют в классики

Правила игры: участник бросает камешек поочерёдно на квадрат, если попал – на одной ноге прыгает по одиночным полям, на двух по парным, забирает камень и возвращается назад. Потом всё повторяется, но со следующим квадратом. Если не попал – ход передаётся следующему игроку. Победителем становится участник, который первый добрался до 10.

«Болото»

Разложите на полу листочки или начертите небольшие кружки мелом на асфальте – это будут болотные кочки. По ним ребёнок должен перейти через болото. На некоторые кочки у него получится встать только одной ногой, на других, побольше, можно отдохнуть, встав двумя ногами. В зависимости от возраста и умений можно увеличивать расстояние между кочками, а также давать дополнительные задания, например, переходить нужно с поднятыми руками или с предметом на голове.

Полоса препятствий «Ножки-ладошки»

На листах бумаги нужно нарисовать правые и левые ступни и ладони, разложить их в хаотичном порядке. Задача ребёнка – быстро проходить по этой полосе, ставя нужную конечность на бумагу.

К 3 годам у ребёнка ещё сильнее возрастает интерес к детским площадкам и спортивному инвентарю. И это не удивительно, ведь с каждым разом у него получается всё лучше и лучше: теперь он выше залезает, быстрее пробегает, сам качается на качелях, может пройти по тонкому бревну или прыгать с одного колеса на другое. Помните эти дорожки из колёс из нашего детства? Отличный снаряд для развития координации.

Ребёнок 3-5 лет лазает по детской площадке

На улицу можно выносить всё больше спортивного инвентаря, в этом возрасте заинтересуют:

  • Скакалка. С ней можно не только прыгать, но и играть в различные командные и одиночные игры.
  • Обруч. Он должен быть небольшим в диаметре, чтобы ребёнок научился его крутить.
  • Все виды мячей. А вместе с ними инвентарь для спортивных игр: футбольные ворота, баскетбольные кольца, волейбольная сетка. К 4-5 годам можно научить основам этих игр, используя максимально упрощённые правила.
  • Велосипед. К 5 годам многие дети уже готовы убрать страховочные колёса, а другие только осваивают трёхколёсный транспорт, оба этих варианта полностью нормальны.
  • Двухколёсный самокат.
  • Первые ролики или коньки. Не забывайте про защитные щитки и шлем.
  • Джампер, или кузнечик. Игрушка поможет тренировать прыжки в высоту. В советское время были только металлические, тяжёлые джамперы, сейчас для детей 3-5 лет можно найти аналог из лёгкого пластика и эластичных верёвок.
Ребёнок 3-5 лет крутит обруч

Дома тоже найдётся, чем заняться. Игры на детской площадке отлично заменяет установленная дома шведская стенка. В неё могут входить разные снаряды: обычная и верёвочная лестницы, турник, подвесные перекладины, кольца, канаты, качели, горки. На полу при этом обязательно должен быть расстелен гимнастический мат.

Дополнить спортивный уголок можно кольцебросом, бревном, дартсом с магнитными дротиками, доской-балансиром и другими спортивными снарядами. С ними можно не только заниматься по прямому назначению, но и устраивать полосу препятствий, проводить спортивный квест или игры на ловкость и меткость.

Вне дома координацию движений отлично развивают спортивные кружки. В этом возрасте уже можно водить ребёнка на танцы, гимнастику, выбрать спортивную игру или вид единоборств. И сами занятия, и разминка на них замечательно развивают ребёнка физически, а также приносят удовольствие от личных побед и от общения со сверстниками, занятыми одним делом.

Игры для детей 5-7 лет

В старшем дошкольном возрасте дети уже имеют достаточно развитую координацию движений, однако, им ещё есть куда совершенствоваться. Координация движений улучшается вплоть до того возраста, когда ребёнок заканчивает расти. В этом возрасте дети очень хорошо запоминают последовательность движений, чередуют выполнение упражнений, а также используют различные предметы.

Дети 5-7 лет уже могут подходить к упражнениям как к систематическим занятиям физкультурой, зарядке. Но можно развивать ловкость, равновесие, меткость и другие физические навыки, используя игровой подход.

Игры на координацию для детей 5-7 лет

С пяти лет нужно включать в игры и упражнения более сложные, а также комбинированные движения, например:

  • хождение приставным шагом;
  • хождение по прямой с предметами в руках, держа осанку;
  • подбрасывание мяча на ходу;
  • рисование воображаемых фигур руками;
  • поднятие на носочки, в том числе, из положения стоя на одной ноге;
  • хождение по наклонной плоскости.

Во все упражнения можно добавлять разнообразные элементы, например, прыжки, приседания, повороты, наклоны. При этом акцент делается не на скорости выполнения комплекса упражнений, а на чёткости и устойчивости тела, а также на наборе разнообразных действий.

Упражнения для детей 5-7 лет на координацию движений

Летом можно проводить подвижные игры на улице. Более 30 игр, которые можно проводить с детьми с 4 до 7 лет, мы собрали в этой статье.

В какие игры на развитие координации движений можно поиграть с детьми 5-7 лет.

«Удочка»

Игра подходит для команды детей или, как минимум, для двух ребятишек и взрослого-ведущего. Ведущий встаёт в центр круга, у него в руках верёвка с мягким, но тяжёлым предметом на конце, например, с плюшевым мишкой. Ведущий раскручивает верёвку по кругу на расстоянии 5-10 см от пола, а дети, стоящие в кругу, должны подпрыгивать. Если верёвка задела, участник выходит из игры.

«Водоносы»

Игра может проводиться как индивидуально, так и в качестве соревнования. Идея проста – нужно донести воду из одной ёмкости через препятствия в другую. Вариации касаются только того, в чём носить воду (в блюдце на голове, в ложке во рту), какие препятствия встречаются на пути и как далеко идти от старта до финиша.

«Фасолевый дождик»

Вам понадобится фасоль и бутылка (сперва с горлышком пошире, затем с узким). 

Игры для детей 5-7 лет на развитие координации

Задача ребёнка – набрать полную руку фасоли, медленно разжимать кулак так, чтобы из него выпадало по одной фасолине прямо в бутылку. Руку нужно держать поднятой на 30 см от бутылки, со временем увеличивая это расстояние.

«Твистер»

Классическая настольная игра, на самом деле, является напольной. То есть игровое поле, состоящее из кружков разных цветов, расстилается на полу. Участники крутят стрелку, которая определяет, куда нужно поставить руку или ногу. Обычно уже через 3-4 хода все игроки стоят в самых замысловатых позах, держа равновесие. Кто первый упал или не смог выполнить указания стрелки – проиграл.

«Без рук»

Два бруска или бутылки поставьте на расстоянии 10-20 см друг от друга. На один брусок наденьте колпачок или крышку, которая диаметром немного больше, чем основание. Дайте ребёнку одну или две палочки для еды. Ими ребёнку нужно перекладывать колпачок с одного на другой брусок. Со временем колпачок можно брать поменьше, а расстояние делать побольше.

«Необычный художник»

В процессе игры развивается мелкая моторика ног, что также влияет в целом на координацию движений. 

Развитие координации у детей 5-7 лет

Посадите ребёнка на стул такой высоты, чтобы он свободно доставал ногами до пола. Ребёнку нужно рисовать простые рисунки, но при этом карандаш он должен держать пальцами ног.

«Заберу с собой»

По игровому пространству нужно разложить 10-20 небольших предметов. Участник встаёт в центр, подкидывает мяч. Пока мяч находится в воздухе, ему нужно собрать с пола в корзинку как можно больше предметов, а затем поймать мяч. При этом если мяч не был пойман, то все собранные предметы нужно положить обратно на пол. Если играет несколько участников, то ход переходит по очереди, а побеждает тот, кто забрал с собой больше всего предметов.

«Бойцовские петухи»

Игра предполагает как минимум два участника, она проводится на улице. На асфальте нарисуйте круг. Игроки должны встать внутрь круга на одной ноге. Вторую ногу нужно держать у туловища руками. 

По команде игроки начинают изображать боевых петухов и телом выталкивать противника из круга, главное, не использовать руки. Побеждает тот, кто устоял на одной ноге и остался в кругу.

«Марш»

Игра на развитие мелкой моторики. Руку нужно положить на стол. Каждый палец – это солдатик под номерами от 1 до 5. Говорите ребёнку, какая пара солдатиков должна маршировать. Указанные пальцы нужно поднимать от поверхности стола, при этом остальные должны быть крепко прижаты.

«Резиночка»

Резинка натягивается на ноги двух участников, пока третий прыгает. Если ребёнок играет один, то можно натягивать резинку на предметы мебели. Ребёнок выполняет разные прыжки, наступая на резинку или перепрыгивая через неё, делая повороты. Со временем игра усложняется – резиночка поднимается выше.

Дети 5-7 лет играют в резиночку

Дети старшего дошкольного возраста уже очень хорошо запоминают достаточно сложные правила игр. Поэтому им будет интересно на спортивных секциях и на детской площадке с друзьями. В большой компании друзей можно организовать салочки, игры с мячом, казаки-разбойники и другие активные игры, все они будут комплексно развивать координацию движений.

Остаётся актуальным тот же спортивный инвентарь, что и в более младшем возрасте – велосипед, самокат, роликовые или обычные коньки, гироскутер, а также домашние развивающие комплексы, игры, например, дартс.

Игры на быстроту реакции

Быстрота реакции – это восприятие мозга и скорость его реакции. Сигнал мозга передаётся по телу, от того, насколько быстро он проходит, зависит интервал времени от желания что-то сделать до самого поступка. Поэтому быстрота реакции – это не только показатель развитой координации движений, но и признак работы мозга и нервной системы.

Игры для детей на быстроту реакции

Развивать быстроту реакции лучше всего в процессе игр, например, таких:

«Летела ворона»

Игроки встают в круг, раскрывая руки в обе стороны. Правая рука должна соприкасаться тыльной стороной с ладонью соседа. Левая, наоборот, должна быть «под» соседской. 

Развиваем быстроту реакции у детей

Участники по кругу хлопают по руке соседа справа обеими ладонями, при этом говоря слова считалки: «Летела / ворона / по синему / небу, / читала / газету / под номером», кому попадётся последнее слово, говорит номер газеты, предположим, 5. После этого продолжается отсчёт с хлопками от 1 до 5. Участник, произносящий последнюю цифру, должен попасть по руке соседа слева, если попадает, то второй игрок выбывает. А если сосед успел отдёрнуть руку, то выбывает участник, который хлопал.

«Пол, нос, потолок»

Ведущий в разброс называет команды, при этом выполняет соответствующие действия: рукой показывает на пол, на нос и на потолок, ребёнок повторяет. Затем можно путать ребёнка, показывая действие, несоответствующее команде.

«Пианино»

Дети садятся на лавочку в одну линию и кладут ладони на ближайшие колени соседей по обеим сторонам. Дети, сидящие по краям, одну руку кладут к соседу, а вторую на свою «пустую» коленку. 

Игры для детей на скорость реакции

Начиная с края, дети по очереди хлопают ладонями по коленям, крайние делают по два хлопка по своей коленке, как бы изменяя направление движения. Сложность одна – очерёдность определяется не руками, а ногами сидящих, так что дети часто будут кого-то пропускать, хлопая своими руками. Рука, которая «ошиблась», выбывает. Побеждает участник, чья рука останется последней.

«Карлики-великаны»

Игра для самых маленьких, можно играть как индивидуально, так и компанией. Взрослый произносит команды: «Карлики» – дети должны присаживаться на корточки, «Великаны» – нужно встать и поднять руки. Ведущий путает детей, произнося команды не по очереди, а иногда повторяя их подряд 2-3 раза.

«Брось мяч»

Игрок должен бросать мяч, чтобы он отскакивал от стенки. Пока мяч не прилетел в руки участнику, ему нужно совершить несложные действия – хлопок, прыжок, поворот, приседание. Со временем можно усложнять задания, комбинировать их, например, 3 хлопка и 1 поворот.

Быстрота реакции, как и в целом координация движений, отлично развивается во время групповых активных игр и занятий в спортивных секциях. Поэтому прекрасной ежедневной тренировкой станет прогулка на детской площадке или посещение секции. Ежедневные физические нагрузки, направленные на ловкость, скорость, равновесие, меткость и мелкую моторику, развивают координацию движений, делают ребёнка хорошо развитым физически. А ещё, такие игры – это весело!

0 0 голоса
Article Rating
Оцените статью:
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
[bvi text='Версия для слабовидящих']

Вам также может понравиться