Игры на развитие памяти и внимания для детей 2-3 лет

Игры на развитие памяти и внимания для детей 2-3 лет

Игры на развитие памяти и внимания для детей 2-3 лет

Скачать

Поделиться

В возрасте 2-3 лет память и внимание ребенка очень активно развивается и совершенствуется. Еще вчера малыш не мог запомнить свое имя, а сегодня поражает вас выученным четверостишием – такие скачки развития характерны для этого возраста. И задача родителей – давать как можно больше материала, с которым будет тренироваться ребенок. В статье расскажем, как развить память и внимание малыша 2-3 лет.

Аудио-версия статьи "21 ИГРА НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ" 21 ИГРА НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

Перешагнув двухлетний рубеж, ребенок уже видится в глазах родителей почти взрослым ребенком. Конечно, каждый месяц происходят разительные перемены, поэтому малыш, который недавно сосал пустышку, а тут вдруг бегло заговорил, производит впечатление почти взрослого.

Еще сильнее изменения происходят в сфере памяти и внимания. Двухлетние детки уже неплохо сохраняют концентрацию на одном занятии, могут внимательно выслушать короткую сказку или стишок, а затем рассказать в общих чертах про главных героев или основные события. Они безошибочно называют по именам своих любимых мультипликационных героев, напевают песенку из рекламы и найдут «тот самый» йогурт на прилавке магазина среди десятка похожих за две минуты.

Тем понятнее стремление родителей ещё сильнее совершенствовать навыки. Развитая память и внимание не только помогают при обучении, но и необходимы для успешной социализации. Важно отметить, что в возрасте 2-3 лет запоминание непроизвольное. То есть память выборочно останавливается на том, что интересно, понравилось малышу. А вот заучивание пока ему фактически недоступно. Поэтому для развития памяти и внимания у малышей не нужно специальных методик и тренажеров, достаточно простых игр со взрослыми и со сверстниками. В статье мы собрали как можно больше развивающих занятий.

Прятки

Спрятать можно любую игрушку. Сперва прячем ее так, чтобы ребенок видел, где она находится. Самый простой вариант – игра наподобие наперстков. Возьмите два или три непрозрачных разноцветных стаканчика, например, как для детской пирамиды. В один из них спрячьте игрушку и спросите у ребенка, где она. Затем можно менять местами стаканчики – одно действие, два, несколько. Со временем можно увеличивать количество стаканчиков. Ребенок запоминает расположение игрушки, цвет и размер стаканчика, а также следит за ним, не отводя взгляд.

Игра для детей 2-3 лет Прятки

Второй вариант пряток – прячем игрушку в комнате так, чтобы была видна одна ее часть. Например, ушко у мягкой игрушки. Или, если вы прячете машинку, привяжите заранее к ней веревочку, чтобы ребенок запомнил, что она есть. Затем прячьте машинку так, чтобы была видна только веревочка. Если ребенок не находит игрушку сам, можно давать подсказки. Или способом далеко/близко, или подсказкой типа «там, где ты спишь», «там, где ты рисуешь».

Ребёнок 2-3 года ищет игрушку

Также можно прятать игрушку, чтобы была видна не ее часть, а ее очертания. Например, прикрыть ее платочком.

«Мемори»

Возьмите набор для «Мемори» или распечатайте карточки сами. Это могут быть парные животные, овощи и фрукты, игрушки, машинки, мультипликационные герои, предметы одежды или мебели, то есть таким образом также можно закреплять тематические группы предметов.

Можете воспользоваться нашим комплектом карточек. Их можно скачать по ссылке ниже.

Когда ребенку только исполнилось два года, игра будет заключаться в поиске парной картинки. То есть все карточки открыты, вы показываете одну, а малыш находит вторую такую же. В возрасте 2,5-3 лет можно брать по 3-4 пары карточек и переворачивать их изображением вниз. Теперь начинается настоящее мемори, задача ребенка – открыть две карточки, запомнить, что на них изображено. Если одинаковые картинки – забрать их себе, если разные – повернуть их обратно и продолжить игру. Цель – собрать все пары. Со временем можно добавлять больше пар. А уже к 3-4 годам ребенок сможет играть в «Мемори» с напарником.

«Лото»

Еще одна классическая игра, которая развивает внимание и память. Ребенку нужно посмотреть на картинку и найти такую же на игровом поле. Сперва можно положить перед ребенком одну карточку из 6 картинок, затем увеличивать их количество. Темы для лото также могут быть самыми разными, как и материал изготовления – бумага, картон, дерево.

По ссылке ниже можно скачать набор карточек для лото.

«Что забыл нарисовать художник»

В 2 года ребенок уже знаком с большинством животных. Он знает, что у слона большой хобот и уши, мышка имеет длинный хвостик, а у льва пушистая грива. Поиграйте в художников: взрослый рисует зверушку, но совсем забывает нарисовать оленю рога. Спросите: чего не хватает оленю? Также можно нарисовать зайца без ушей, поросенка без пяточка или хвостика закорючкой, тигра без полосочек, божью коровку без точек. Сперва ребенок будет только напоминать художнику, что он забыл нарисовать, а ближе к 3 годам будет стараться исправить картинку сам. Такое упражнение отлично развивает внимание, его можно повторять не только на животных, но и на других рисунках.

Мы собрали для вас карточки, на каждом рисунке чего-то не хватает. Скачать их можно по ссылке ниже.

«Я вижу…»

В эту игру можно играть на прогулке или по дороге в детский сад. 

Взрослый описывает предмет, который он видит, а ребенку нужно догадаться, о чем он говорит. Можно для начала сузить сферу, например, подмечать только цветы. Тогда это будет выглядеть так: «Я вижу цветок с желтой серединкой и белыми лепестками». Или искать машины: «Я вижу машину с большим кузовом и синей кабиной».

«Кто тут прячется»

Возьмите 3-4 картинки, рассмотрите их с ребенком, обсудите, чтобы он получше их запомнил. Затем переверните все картинки изображением вниз, не меняя их расположение. Спросите у ребенка: кто/что прячется за этой картинкой? Похвалите ребенка, поменяйте местами карточки (в открытую), а затем вместе переверните их и повторите игру.

Для игры можно взять вот такие картинки:

Скачать можно по этой ссылке:

«Что пропало?»

Играть можно как с обычными игрушками, так и с карточками, например, такими, как в предыдущей игре. Вы берете три предмета, показываете их ребенку, запоминаете. Затем малыш закрывает глаза, а вы убираете один из них. Задача ребенка – назвать, какой предмет потерялся. Когда ему удалось запомнить три предмета, можно добавить еще один или два.

Игра для детей 2-3 лет Что пропало

Если вы играете не с карточками, а с игрушками, можно инсценировать сценку. Например, в гости к мишке пришел зайчик, обезьянка и коза. Мишка стал угощать зверушек: зайчик любит морковку, обезьяна бананы, а коза капусту. Мишка ушел на кухню доставать лакомства для зайчика, обезьянки и козы. Когда он вернулся, заметил, что один гость пропал. Кто ушел от мишки первый? При этом важно несколько раз повторять название игрушек, чтобы ребенок их получше запомнил.

«Кто пришел?»

Обратный вариант игры. Теперь мы не убираем одну игрушку, а добавляем. Суть заключается в том, чтобы ребенок запомнил предыдущий состав предметов и определил, кто/что появилось недавно. Играть также можно с карточками, а можно с игрушками.

«Отправляемся в магазин»

Разложите игрушки на импровизированном прилавке. Лучше всего для игры подходят пластиковые овощи и фрукты, но можно устроить магазин игрушек. Ребенок играет продавца. Взрослый сам или с помощью игрушек приходит в магазин и обращается к продавцу: «Дайте, пожалуйста, морковку, капусту и яблоко». Задача ребенка – запомнить сразу 2-3 предмета, которые нужно дать.

Игра для детей 2-3 лет Магазин

Если малыш сейчас как раз изучает цвета, то будет кстати уточнять: «Зеленое яблоко и синий виноград». А если вы на этапе изучения счета до 5, то можно добавлять числительные: «Дайте, пожалуйста, два яблока и одну морковку».

Простые пазлы

Пазлы из двух-трех частей отлично развивают внимание, но также они полезны для логического мышления. В 2 года можно брать такие пазлы:

Кто где живет. Ребенок запоминает, что мишка живет в берлоге, а паук на паутине. Например, можно брать такие пазлы.

Пазлы для детей 2-3 лет Кто где живёт

Кто что ест. Аналогично, развивается память – не просто запомнить любимые лакомства всех зверей. 

Пазлы для детей Кто что ест

Мамы и малыши. Учит запоминать названия малышей: жеребенок, теленок, ягненок, щенок. А также важно внимание, чтобы найти у мам и малышей схожие черты и соединить их. Вот пример таких пазлов.

Пазлы для детей 2-3 лет Мамы и малыши

Одиночные предметы, разрезанные на 2-3 части. Они больше направлены не на память, а на внимание и логику. Подборка простых картинок:

Скачать пазлы для детей 2-3 лет можно скачать по этой ссылке:

«Повтори за мной»

Стишки с движениями можно практиковать уже с 1-1,5 лет, но в 2-3 года они просто будут немного сложнее: больше движений, слов. Со временем ребёнок будет не только повторять движения, но и договаривать слова потешки. Проводить такие занятия легко, встаньте перед ребёнком, произносите слова стишка и показывайте движения, малыш сам начнет повторять за вами. Со временем можно не показывать движения, ребенок сам их вспомнит, а затем уже будет и вовсе «выступать» перед публикой со своим репертуаром.

Вот тут собраны варианты потешек, которые подойдут с 2 лет:

Поезд

Нарисуйте поезд с 3-4 вагонами или скачайте и распечатайте эту картинку: 

Задание для детей 2-3 лет Поезд

Отдельно нарисуйте или распечатайте изображения зверушек, если есть карточки или какие-нибудь фишки для другой игры, подойдут и они. Расскажите, что все звери сегодня пассажиры, они поедут на поезде. У них есть билеты, и на каждом билете написано место. Разложите зверушек по местам, например, лисичка едет в первом вагоне, волк во втором, а сова в третьем. Дайте время малышу запомнить, где чье место. Затем дайте ребенку в руки всех зверушек и попросите его рассадить пассажиров по своим вагонам.

«Сохрани мой секрет»

Сделайте игрушечный комод из скрепленных спичечных коробков. Или используйте другие непрозрачные коробочки, которые малыш сам сможет открыть и закрыть. Пригласите в гости куклу. Кукла приходит и просит ребенка: спрячь, пожалуйста, мой секрет в свой шкаф (вместо секрета может быть камушек, бусинка или любая другая мелкая деталька). 

Игра для детей 2-3 лет на развитие памяти

Ребенок сам выбирает, в какой шкафчик положить секрет, складывает сокровище куклы. Затем кукла ненадолго отвлекает его от комода разговорами. Это нужно, чтобы потянуть время. Наконец, кукла собирается уходить из гостей и просит вернуть ее секрет. Задача ребенка – вспомнить спустя время, куда именно он положил сокровище куклы, в какое отделение.

«Сказочная память»

Скорее всего, за первые два года своей жизни малыш уже много раз слушал сказки про Колобка, теремок и репку. Если вы их давно не читали, повторите сказку перед началом игры. Теперь распечатайте и вырежьте всех персонажей. Каждая из этих сказок представляет собой последовательность героев – кто за кем приходит, кто кого тянет и пр. Поэтому, рассказывая сказку, задавайте наводящие вопросы: кто тянет репку? Кого первым встретил Колобок? Кто постучался в теремок? Раскладывайте персонажей, проговаривайте реплики героев, они, в основном, тоже цикличны и легко запоминаются. Это будет первый опыт театральной игры для ребенка.

Вот тут можно скачать всех персонажей для сказок:

«Фотоаппарат»

А теперь предложите ребёнку побыть фотоаппаратом. Пусть он поставит руки рамочкой и репетирует звук щелчка затвора.

Игра на развитие памяти и внимания Фотоаппарат

Что можно фотографировать? Людей, предметы, животных. После того, как ребенок сделал снимок, ему нужно отвернуться и на память описать предмет на фото. Отлично работает с описанием людей: детали одежды, цвет волос и пр.

«Навигатор»

Если среди родителей есть автолюбители, ребенок, скорее всего, уже знаком с навигатором. В следующий раз, когда вы будете пешком возвращаться домой с детской площадки или из садика, попросите малыша побыть вашим навигатором. Иными словами, пусть он показывает дорогу. 

Попутно можно обсуждать, что вы видите по пути – здания, деревья, дорожные знаки, т.к. они являются ориентирами. Игра замечательно развивает фотографическую память, а также навыки ориентации на местности. Ближе к 3 годам можно начать изучение понятий «право» и «лево». Также к 3 годам уже бывают освоены числа до 5. Поэтому к направлению движения навигатор может добавлять количество шагов.

«Слова»

Универсальная устная игра, которая одновременно развивает слуховую память, внимание, фонематический слух, а также переводит слова из пассивного словаря в активный. «Слова» – это те же «Города», только для маленьких. Идея в том, чтобы называть слова на тот звук, которым заканчивается предыдущее слово. 

Игра в слова с детьми 2-3 лет

Иногда вычленение звуков в конце слова бывает сложным даже для детей 2,5-3 лет. Тогда можно по очереди называть слова, которые начинаются на один звук. Для детей, которым только исполнилось 2 года можно выбирать слова из одной тематической группы – «Каких животных ты знаешь? Давай называть овощи и фрукты?»

«Поиск круглого или красного»

В 2-3 года дети активно изучают цвета и формы, поэтому игра будет закреплять этот навык. Также она тренирует зрительное внимание малыша.

Во время прогулки ищите предметы одного цвета или одной формы. Что бывает круглое? Колесо машины, дорожный знак, карусель, пенек от дерева. А что красное? Ягоды рябины, крыша дома, свитер у прохожего.

Играть можно и дома, например, разглядывая иллюстрацию в любой книге. Или для находок можно использовать специальные задания-тренажеры. В них важно распечатывать рисунки в цвете. Скачать их можно по ссылке ниже.

Кстати, на сайте Академии Любознательности есть отдельные статьи, посвященные изучению цветов и геометрических форм для детей 2-3 лет.

Другой вариант «Находилок» – это поиск среди похожих рисунков одной отличной картинки. Для детей 2-3 лет рисунки должны быть крупными и максимально отличающимися. Как вот тут: 

Скачать карточки можно по этой ссылке:

Карточки Домана

Приверженники теории развития ребенка Глена Домана используют карточки уже с 6 месяцев и до 3-4 лет. В возрасте 2 лет методика остается актуальной. Особенно она привлекает своей простотой – нужно ежедневно по 5-10 минут в день показывать карточки с реальными фотографиями предметов и давать их названия. Затем можно выкладывать карточки на стол и просить показать тот или иной предмет. Так развивается фотографическая память, расширяется словарный запас. Особенно актуально это для детей, которые еще не умеют говорить, ведь из-за этого часть предложенных нами игр для них пока что недоступна.

Карточки Домана для занятий с детьми 2-3 лет

Кстати, карточки Домана можно использовать как основу для разных игр, а также для изучения тематических блоков. Например, прошли цвета по карточкам, а потом закрепили активной игрой и рисованием. Так развивается не только фотографическая память, но и ассоциативное мышление. Мы подготовили карточки Домана для самых маленьких, объединив их по 20 темам: от животных и растений до музыкальных инструментов и транспорта. Скачать материалы можно здесь: 

Поиск различий

Классическое задание часто встречается в детских журналах и книжках с развивашками. Впервые познакомиться с ним можно уже в 2-3 года. Поиск различий на картинках хорошо развивает внимание, усидчивость, а также умение сосредоточиться. Для начала нужно брать очень простые картинки, на которых отличия буквально бросаются в глаза. Сразу малыш не поймет вашу просьбу, если вы предложите ему найти отличия. Сперва помогите ему, рассмотрите и обсудите обе картинки. Заострите внимание на предмете, который на втором рисунке исчезнет. А уже потом по аналогии спрашивайте, чего не хватает.

Варианты картинок на поиск отличий ниже. Скачать их можно по ссылке ниже.

«Кто что услышит?»

Игра предназначена для развития слухового внимания. Вам понадобится ширма, а также несколько разных звенящих предметов. Можно взять детские музыкальные инструменты, говорящую куклу, жужжащую машинку, колокольчик, молоточек. 

Игра для детей 2-3 лет Кто что услышит

Сперва без ширмы напомните ребенку, как что звучит. Затем закройте ширму и попросите угадать, что сейчас звенит?

О чем еще не стоит забывать родителям: практические советы

Все повседневные и познавательные занятия и игры с ребенком 2-3 лет так или иначе формируют его память и внимание, потому что в этом возрасте на малыша направлен непрерывный поток новой информации. Она исходит отовсюду – из разговоров и игр со сверстниками, от родителей и воспитателей, из книжек и мультфильмов, просто от наблюдений за внешним миром. И самое важное для родителей – это контроль этого потока информации, его фильтрация, управление им, как руслом реки.

Занятия на развитие памяти и внимания с детьми 2-3 лет

Именно поэтому важно следить за теми мультиками, какие ребенок смотрит, тщательно выбирать книги для совместного чтения и с пристрастием отнестись к выбору игрушек.

Развитию памяти и внимания ребенка 2-3 лет также способствуют:

Прогулки в новых местах, посещение зоопарков, детских спектаклей, торговых центров, парков, лесов.

Чтение с элементами пересказа и наводящими вопросами.

Заучивание стихотворений. Как мы говорили, у детей 2-3 лет память очень выборочная, они запоминают только то, что им понравилось. Поэтому стишок нужно рассказывать с интонациями, сопровождать декламацию движениями, показывать картинки – тогда есть шанс, что уже через несколько прочтений ребенок начнет за вами повторять.

Разглядывание и обсуждение иллюстраций.

Бытовые дела – чистка зубов, приготовление пищи, стирка, так как все это включает в себя запоминание последовательности действий.

Развитие памяти и внимания у детей 2-3 лет

Утренняя зарядка или танцы вместе со взрослыми развивают мышечную память.

Любые игры или занятия на развитие речи, так как они способствуют запоминанию слов.

Изучение цветов, геометрических форм, цифр. Любая новая категория требует памяти и внимания при изучении. В статье “Математика для малышей 2-3 лет. Изучаем цифры и учимся считать” собраны игры и упражнения для изучения цифр и счета с малышами 2-3 лет.

Знакомство с новыми людьми – взрослыми и детьми. Расширение круга общения требует от ребенка запоминания внешности, имени, особенностей поведения нового человека (Что от него ожидать? Во что с ним поиграть?). Поэтому вместо затворничества дома выбирайте общение на детской площадке, посещение садика, хотя бы на 2-3 часа в день, выходные в игровых комнатах и на детских мастер-классах.

Постоянное общение с родителями. Даже если ваш малыш еще не говорит предложениями, он ждет обращенную к нему речь и поддерживает диалог так, как умеет. Чем вы больше с ним говорите, тем больше слов и новой информации он запоминает.

Поручения. Каждый день давайте простые поручения (принести игрушку, открыть дверь, отнести штанишки в стиральную машину, вытереть тряпочкой пролитую воду) и несложные последовательности действий (сначала сними ботинки, потом залезай на стул). Это увеличивает внимание к обращенной речи и тренирует память.

Развивая память и внимания у малыша 2-3 лет, вы готовите его к садиковской и школьной жизни, облегчаете ему запоминание любой информации. Хорошая память и внимание – основа для развития речи, логического и ассоциативного мышления.

Оцените статью:
(8 оценок, среднее: 4,75 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[bvi text='Версия для слабовидящих']

Вам также может понравиться