Поделиться
Как объяснить дошкольникам, почему в холодильнике холодно? Кто такой Хладагент и какую миссию выполняет? Ответы вы найдёте в новом рассказе от Академии любознательности. Учёный Кот вместе с Олей и Витей побывает в детском саду и поделится знаниями.
В конце мая в городе, где жили Оля с Витей, стало жарко, как летом. Детям всё время хотелось пить и есть мороженое. Эскимо и пломбир в магазинах быстро раскупали.
Друзья решили сделать запас на несколько дней. Они попросили денег у родителей, выбрали любимые сорта мороженого и положили в холодильник. Как-то после прогулки приятели пошли к Оле лакомиться фисташковым пломбиром.
Дети уютно устроились на кухне. Вдруг в рюкзачке у Вити завибрировал кьюриосити. Мальчик достал прибор, включил связь и услышал голос Учёного кота:
─ Здравствуйте, юные друзья! У меня хорошая новость ─ скоро мы увидимся. Меня снова пригласили в знакомый вам детский сад, чтобы рассказать малышам, как устроен холодильник. Вы мне поможете? Вместе будет веселее!

─ Конечно, поможем! ─ с готовностью согласились дети.
Утром следующего дня они стояли у дверей садика. Раздался тихий звон, из воздуха появился Котофей Иванович. После радостных приветствий компания вошла в детский сад.
Дети с воспитателем собрались в большой комнате. Увидев Учёного кота со знакомыми помощниками, малыши дружно поздоровались и приготовились к чудесам.
─ Ребята, кто любит мороженое, поднимите руку! ─ сказала Оля.
Тотчас поднялся лес рук.
─ А кто знает, где его нужно хранить в жару? ─ спросил Витя.
Мальчики и девочки хором ответили:
─ В холодильнике!
─ Молодцы! Может быть, вам известно, почему в холодильнике холодно?
─ Этого мы ещё не знаем, ─ произнесла маленькая Таня. ─ Расскажите, пожалуйста!
Котофей Иванович сказал:
─ Тогда приготовьтесь смотреть и слушать!
Он сделал загадочные пассы лапами. В центре комнаты возник современный холодильник, а на стене появился большой экран. Дети от удивления ахнули! Даже для Вити с Олей это стало сюрпризом.
Кот начал рассказывать:
─ В древности людям было трудно добывать еду. Главным источником пищи служила охота и рыбалка. В случае удачи часть добычи откладывали впрок, чтобы не пришлось голодать. Труднее всего было хранить скоропортящееся мясо и рыбу.
Раздалось громкое рычание и на экране появился огромный кабан. Он нёсся сквозь лесную чащу. За ним гнался человек в одежде из шкур с луком в руках. Наконец, меткий выстрел уложил зверя, и довольный охотник понёс его в свою пещеру.
Тушу кабана члены племени разделили на две части. Половину зажарили на огне и съели. Вторую часть завернули в листья банана и опустили в глубокую яму, вырытую в тени. Сверху её плотно закрыли толстыми сучьями.

Дети, не отрываясь, смотрели на экран, где одно изображение сменялось другим, а Витя делал пояснения:
─ В глубине температура земли ниже, чем на поверхности. Мясо и рыба могли храниться два дня и служить людям пищей. Но такой способ хранения был ненадёжен. Запах мяса привлекал хищников и грызунов, оно портилось от влаги во время затяжных ливней.
Чтобы сберечь свои припасы, людям пришлось изобретать другие способы хранения. Сотни лет человечество трудилось над этой задачей. Сначала придумали ледники – так назывались первые русские «холодильники». Их устраивали в специально устроенных погребах: заполняли нарубленным в реке льдом и складывали скоропортящиеся продукты. Такое хранилище нуждалось в запасах льда, а это в городских условиях было непростой задачей.
─ Прошло немало лет, прежде чем люди изобрели современный холодильник, ─ продолжил рассказ Хранитель знаний. ─ Сейчас вы узнаете, из каких основных частей он состоит и как образуется холод.
Оля включила холодильник, послышалось негромкое урчание.
Котофей Иванович сказал:
─ Этот сложный бытовой прибор для производства холода похож на дом, в котором живут дружные соседи. Перед каждым жильцом стоит особая задача. Главный из них – электромотор, это он «урчит» при работе.

Витя открыл дверцу холодильника и показывал, где расположены устройства, о которых говорил Кот.
─ Мотор отвечает за то, чтобы в холодильнике всегда было холодно. Ему помогает терморегулятор. Он следит за соблюдением температуры, заданной человеком. Когда нужный градус охлаждения достигнут, терморегулятор подаёт сигнал электромотору, и тот останавливается. Как только температура повышается, электромотор вновь включается. Терморегулятор всегда начеку!
Мотору подчиняется тайный агент – невидимое химическое вещество, которое называют Хладагентом. Его секретное задание – забирать тепло у испарителя, расположенного на задней стенке в холодильнике. Электромотор гонит по трубкам жидкий хладагент. По пути тот захватывает тепло, накопленное испарителем, на время принимает форму газа и мчится дальше по кругу.
Лишённый тепла испаритель охлаждает внутреннее пространство холодильника и хранящиеся в нём продукты. А тепло выводит наружу конденсатор – решётка на задней стороне бытового прибора. Теперь, ребята, вы знаете, почему в холодильнике всегда холодно.
Кот завершил свой рассказ.
Оля спросила малышей:
─ Ребята, вы поняли, как работает современный холодильник?
Девочки закивали головками, а самый бойкий мальчик ответил:
─ Да, сегодня я нарисую комикс о хладагенте и расскажу друзьям обо всём, что узнал.
Экран, висевший на стене и холодильник растворились в воздухе без следа. Дети и воспитательница вежливо поблагодарили гостей и пригласили бывать почаще. Оля с Витей и Кот вышли из садика. Друзья попрощались с Хранителем Знаний. Раздался тихий звон, и он исчез, а ребята перенеслись домой.
Большинство познавательных рассказов Академии Любознательности объеденены единой историей об Учёном Коте Котофее Ивановиче, Вите и Оле. Подробнее почитать о героях рассказа и о том, как они познакомились, можно по ссылкам внизу.
Котофей Иванович
Хранитель Знаний и учёный Кот, живёт в Академии Любознательности. Узнать подробнее о Котофее Ивановиче.