Методика обучения чтению Гленна Домана

Методика обучения чтению Гленна Домана

Методика обучения чтению Гленна Домана

Скачать

Поделиться

Гленн Доман говорит в своих книгах о том, что каждого ребенка можно превратить в гения, а чтение с 3-4 лет доступно практически для всех. Поговорим в статье о том, как научить ребенка читать по методике Домана, что для этого нужно и насколько способ эффективен? Мы расскажем о преимуществах и недостатках методики, дадим подробный план занятий, карточки для скачивания и игры со словами.

Аудио-версия статьи "МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ГЛЕННА ДОМАНА" МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ГЛЕННА ДОМАНА

Гленн Доман – американский ученый и врач, занимавшийся лечением детей с повреждениями мозга. Имея богатый опыт работы с детьми с ограниченными возможностями, а также наблюдая и исследуя механизмы познания на здоровых детях, Доман разработал комплексную систему развивающих занятий, которые затрагивают физическое и интеллектуальное развитие ребенка. И важное внимание в этой системе уделяется развитию речи и обучению чтению.

Карточки Домана – что это?

Карточки с реалистичными изображениями, словами и цифрами – это основа домановской техники развития памяти. Можно использовать покупные колоды или распечатывать изображения и слова на принтере. Главное при подборе картинок учитывать реалистичность изображений. Иными словами, это должны быть не рисунки, а реальные фотографии. Предмет должен быть расположен на белом фоне и находиться на карточке один, чтобы другие детали не отвлекали внимание.

Карточки Домана - что это

Если вы самостоятельно пишите карточки для чтения, то можно пойти двумя способами:

  • подписать название предмета на картинке;
  • написать только слово, без изображения.

В первом случае это актуально, когда ребенок еще маленький, и вы не уверены, что он знает понятие всех изучаемых слов. Тогда ребенок все же смотрит, в первую очередь, на предмет, а не на написание слова; основное внимание направлено на развитие речи, словарного запаса, памяти, и только частично на запоминание слов. Использование только слов больше подходит для старших дошкольников, которые уже очень хорошо знакомы с предметами и легко воспринимают устную речь. 

На карточках пишутся целые слова. Они не разделяются на слоги, не используются заглавные и строчные буквы, выделение гласных и согласных звуков цветом. Только целое написание слов.

Карточки Гленна Домана со словами 1
Карточки Гленна Домана со словами 2

Как правило, карточки Домана для обучения чтению отличаются красными буквами, занимающими основной объем страницы. После первого этапа обучения можно переходить на карточки для последующего облегченного восприятия типографской печати – они имеют черный шрифт меньшего размера, можно добавить заглавные буквы. Отдельно в русскоязычный набор карточек входят предлоги, союзы и падежные окончания.

Если вы делаете карточки Домана своими руками, следуйте рекомендациям:

  • основа – прямоугольники из белого картона с размерами 10х50 см;
  • шрифт – красный, печатный, высота букв 7,5 см;
  • на обороте напишите слова «для себя», чтобы не терять время на прочтение.

Скачать карточки со словами для обучения чтению по методике Гленна Домана можно по ссылке ниже:

Общие принципы методики Гленна Домана

Первое, что нужно знать о методике Домана, это то, что она включает все аспекты раннего развития, а не только чтение. Родители, которые развивают ребенка по Доману, могут начинать с демонстрации изображений уже с трехмесячного возраста. В статье «Игры на развитие памяти и внимания для детей 2-3 лет» мы подробно рассказывали про то, как заниматься по методике Домана с помощью карточек с изображениями. Их можно скачать по ссылке ниже. Они удобно объединены по категориям предметов.

Карточка показывается ребенку быстро: 1-2 секунды на слово, но с малышами поменьше можно продлить время демонстрации до 15 секунд. Конечно, всматриваться в детали картинки или в каждую букву за такой короткий срок не получается. Суть методики заключается в тренировке фотографической памяти, насмотренности. Таким образом, ребенок запоминает сразу целое написание слова.

Принципы методики Гленна Домана

Параллельно с показом карточки взрослый четко проговаривает написанное слово или название предмета. Основные принципы работы по методике:

  • На одно занятие можно использовать 5 карточек одной тематической группы. Это касается и изображений, и слов. Выбирайте их по сложности и по смысловой нагрузке.
  • С 3 занятия меняйте по одной карточке из набора на другие.
  • На один просмотр давайте 5-10 секунд при показе изображения и 1-2 секунды на слово.
  • Четко проговаривайте название карточки.
  • Устраивайте занятия с карточками регулярно, трижды и более в день. Так как это затрачивает мало времени, концентрация у ребенка будет максимальной.
  • Выбирайте подходящее время для занятий. Ребенок не должен быть уставшим или расстроенным.
  • Не ждите быстрого результата. Методика предполагает запоминание, это основная задача упражнений. А демонстрация своих новых знаний – следующий этап.

Как научить ребенка читать по системе Домана

Основа методики обучения чтению – механическое заучивание. Ребенок запоминает написание слов, фраз и целых предложений, а затем его мозг, когда он получает достаточный объем информации, проводит анализ и выделяет технологию чтения. Таким образом, вы не учите ребенка «как нужно читать», а показываете, что читать – это можно, нужно, легко, интересно, а как? Пойми сам.

Как научить ребёнка читать по системе Домана

В отличие от карточек с изображениями по методике Домана, слова для заучивания подверглись доработке. Дело в том, что Доман предлагал свою методику для изучения английского языка, в котором слова не имеют склонений и спряжений. Андрей Маниченко доработал методику, чтобы она подходила для обучения русскоязычных детей. Он добавил карточки с окончаниями, которые позволяют видоизменять слова, а также предлоги и союзы.

Обучение чтению продолжает следовать общим принципам методики раннего развития. И если вы начинали с трех месяцев жизни показывать карточки с предметами, то ребенок сможет приступить к занятиям со словами даже с полугодовалого возраста.

Основой каждого занятия являются наборы по 5 слов из карточек. За одно занятие количество слов не увеличивается, поэтому упражнения получаются короткие, всего 5-10 секунд. Зато со временем прибавляется количество новых слов (наборов) и регулярность занятий. 

Как работать с карточками Гленна Домана

Основные принципы:

  • промежуток между занятиями – не менее получаса;
  • показ карточки со словом проходит за 1-2 секунды;
  • карточка показывается за долю секунды до ее прочтения взрослым;
  • сперва простые слова, далее можно усложнять;
  • группируйте слова в блоки;
  • после просмотра всего набора карточек похвалите ребенка.

Режим занятий

При обучении чтению придерживайтесь принципа: одно занятие – один набор карточек. Когда ребенок его запомнит, можно его видоизменять, то есть убирать по одному слову, заменяя его на другое. Соберите несколько комплектов по 5 разных слов и работайте по такому режиму:

  • 1 день. 3 занятия в день с одним набором карточек (5 слов).
  • 2 день. 3 занятия со старым набором карточек, плюс 3 занятия с новым набором (10 слов).
  • 3 день. 9 занятий, по три раза на 3 набора слов: 2 уже изученных и один новый (всего 15 слов).
  • 4 день. 12 занятий, по три раза на 4 набора слов (всего 20 слов).
  • 5 день. 15 занятий, по три раза на 5 наборов слов (всего 25 слов).
  • 6 день. Общее количество занятий остается прежним – 15 раз. Но из каждого выученного уже набора убираем по одному хорошо изученному слову, на их смену вставляем 5 новых карточек.
Режим занятий по чтению по технике Домана

Далее придерживаемся принципа: слово, показанное на протяжении 5 дней, считается изученным, поэтому оно заменяется новым. Оставляем в день по 15 показов, за раз по одному набору. Между показами выдерживаем не менее получаса времени. На всем протяжении обучения, начиная со второго дня, меняем карточки в наборах и их последовательность демонстрации.

Такой подход полностью соответствует методике и описан в книге «Как научить ребенка читать» Гленна Домана. Чтобы взрослые не забывали, какие карточки сколько раз просматривались, он рекомендует на обратной стороне ставить карандашную пометку с датой первой демонстрации.

Книга Гленна Домана Как научить ребёнка читать

Сперва стоит изучать существительные, затем переходить к другим частям речи. Позже к словам добавляются словосочетания и целые предложения. Их можно «конструировать» из основных карточек.

Как и когда проверять результаты обучения

Не спешите экзаменовать ребенка. Не задавайте ему вопросы даже об уже изученных карточках, пока не увидите, что он к этому готов. Если вы начали обучение чтению в то время, пока ребенок еще не начал говорить, основная задача развития – пополнение словарного запаса. Возможно, ребенок сам покажет на карточку в то время, когда вы назовете слово. С говорящим ребенком проще, так как он сам может назвать слово, взглянув на карточку. Это и будет знаком того, что ребенок усвоил материал.

Результаты обучения чтению по методике Домана

Помните главное: при обучении по методике Домана далеко не самая важная цель, чтобы ребенок в 2-3 года научился читать. Читать двухлетнему ребенку не так уж и необходимо, не правда ли? Зато расширение своего кругозора, словарного запаса, тренировка памяти, внимания, концентрации – это отличный результат, который станет заметен спустя уже несколько месяцев работы по карточкам.

Еще одним способом проверки результатов становятся игры с карточками, о которых мы расскажем вам позже.

Преимущества и недостатки методики

Методика получила большую известность в Америке, на родине ее основания, но в России она имеет два лагеря – противников и последователей. 

Преимущества и недостатки системы обучения чтению Гленна Домана

Первые утверждают, что методика «не идет», что она подходит только для детей с особенностями развития, а также что она натаскивает, а не учит. Вторые же приводят примеры из жизни, как дети, наученные по методике Домана, бегло и понятливо читают с 4 лет, имеют хорошо развитую память.

Плюсы

Методика Домана отличается от классической системы обучения тем, что слова изучаются целиком, а не по слогам. Основное доказательство того, что такой подход работает, – это схожесть восприятия с устной речью. При занятиях на развитие речи у ребенка мы называем предметы, а не сразу рассказываем о словоформах и частях слова. Также с чтением, по мнению Домана нет необходимости дробить слово, так как оно выступает единицей чтения. Взрослые не читают по слогам, мы видим и произносим сразу целое слово. Зачем учить ребенка читать по слогам, если затем ему нужно будет переучиваться и читать сразу словами?

Плюсы методики обучения чтению Гленна Домана

Кроме этого, есть и другие плюсы методики:

  • раннее развитие, то есть можно начинать обучение чтению с 6 месяцев;
  • малое количество методических пособий и вспомогательных материалов, только колода карточек;
  • затрачивается маленькое количество времени ежедневно, каждый показ набора длится не более 10 секунд;
  • результат – беглое чтение, а не долгий переход от слогов к словам;
  • хорошо развитая память, эрудированность.

Следует отметить, что методика дает больше результатов при комплексном развитии ребенка по методике Домана, а она включает не только обучение чтению, но и физическую подготовку, расширение кругозора, счет.

Минусы

Основной недостаток системы в том, что создавалась она для англоязычных стран с более простой системой словообразования. Конечно, методика была подогнана под русский язык, однако, она изначально не учитывала особенности морфологического строения русскоязычных слов, а именно, их способность к видоизменению.

Минусы методики обучения чтению Гленна Домана

Родители и педагоги видят такие минусы методики:

  • пассивность ребенка – он не произносит слова, не тренирует артикуляцию, не пропевает гласные, а просто слушает;
  • единая программа без учета индивидуальных особенностей;
  • отсутствие творческой составляющей;
  • большой объем материала в сжатые сроки – эта особенность может рассматриваться и как недостаток, и как достоинство.

Кроме того, противники методики отмечают, что она была изначально разработана для детей с отклонениями в развитии, а только после адаптирована для всех нормотипичных ребятишек. 

Методика Гленна Домана

Считается, что дети с синдромом Дауна или с аутизмом плохо воспринимают устную речь и не идут на личный контакт во время обучения, зато при использовании методики Домана они могут научиться чтению и письму, несмотря на свои особенности психического развития. Однако стоит отметить, что большинство развивающих методик появились как раз от желания помочь детям с отклонениями, а потом были перенесены на здоровых детей. Поэтому не ясно, рассматривать ли этот момент как недостаток.

Если вам не нравится система Домана, предлагаем вам ознакомиться с другими ведущими методиками обучения чтению. Мы подробно разобрали их в статье «Как научить ребенка 5-7 лет читать».

Игры и упражнения с карточками Домана

Сама методика не предполагает использование дидактических игр. Однако на этапе закрепления уже изученных слов допустимо добавлять игровой момент. Во время игр можно использовать уже пройденные и отложенные карточки со словами, которые показывались не менее 15 раз. При этом помните, что игры со словами не заменяют ежедневных занятий с карточками.

Игра «Разные слова»

Участники садятся кругом, посередине раскладываются карточки со словами. Ведущий задает тематику и участники ищут подходящие слова, вставляют их в предложения, делятся интересными фактами о предметах.

Игры для детей с карточками Домана

Например, можно предложить искать только веселые слова, или только теплые, колючие. Работает не только речь и память, но и ассоциативное мышление. Интересно то, что при поиске слов дети часто смотрят на карточки с разных углов, даже сверху вниз, что не мешает их прочтению.

Игры с «активными» словами

После того, как слова были показаны не менее, чем 15 раз, крупные карточки с красным шрифтом меняются на маленькие с типографическими черными буквами. Эти слова теперь чаще встречаются в повседневной речи, они легко прочитываются, поэтому переходят из пассивного словаря в активный. Можно сделать вторую колоду карточек – писать изученные слова черным шрифтом на узких полосках бумаги. С ними можно придумывать разные игры: возить их в машинках, прикреплять к предметам, составлять диалоги между куклами, передавать «письма». Эти маленькие бумажные слова нужно впустить в повседневные игры.

Цепочки из слов

Сама методика обучения чтению фактически не включает понятий буквы и звуки, в ней самое главное место уделено слову как единице речи. Но параллельно стоит развивать фонематический слух и изучить понятие звука. Тем более, что на карточках со словами это достаточно несложно сделать.

Игра для детей с карточками Домана Цепочка слов

Взрослый кладет на стол карточку со словом и прочитывает его вслух, выделяя первый и последний звук, например, КАРАНДАШ. Затем он предлагает детям (ребенку) найти у себя в карточках слово, которое начинается с последнего звука – Ш. Ребенок кладет слово ШАПКА, таким образом продолжая цепочку. Следующий участник выбирает слово, начинающееся на звук А, и так далее. Игра напоминает домино. В конце получается цепочка из слов, которые нужно хором прочитать. Помогите детям заметить закономерность: звучащий звук совпадает с определенным написанием буквы. Как правило, на стыке слов стоит одинаковая буква.

Загадки

Перед ребенком на столе лежит несколько карточек со словами. Взрослый загадывает загадку, а ребенок должен найти ответ на нее среди карточек. Конечно, загадки нужно подобрать заранее.

Если нет под рукой рифмованных загадок, можно просто давать интересный факт об этом предмете и предлагать ребенку угадать, о чем говорит взрослый.

Четвертый лишний

Взрослый кладет перед ребенком 4 карточки со словами. Три из них из одной тематической группы, а четвертое из другой. Ребенку нужно найти лишнее и объяснить, чем оно отличается. 

Игра с карточками Домана Четвёртый лишний

Взрослый кладет перед ребенком 4 карточки со словами. Три из них из одной тематической группы, а четвертое из другой. Ребенку нужно найти лишнее и объяснить, чем оно отличается. С детьми маленького возраста, которые еще не освоили чтение, можно играть в такую же игру с карточками Домана с предметами, она отлично развивает логику, внимание и речь.

Соотнеси слова

Это достаточно простая игра, которая подходит на начальном этапе изучения слов. Понадобится выбрать 5-7 существительных и столько же карточек с картинками из колоды с изображениями. Разложите их перед ребенком в 2 ряда с произвольным порядком. Ребенку нужно найти пары, соотнести предметы с их названиями.

Придумай сам

Перед ребенком раскладывается 3-4 опорных слова. На их основе ребенок должен придумать предложение, разложив карточки в нужном порядке, а также придумав предлоги или союзы. 

Игра для детей с карточками Домана Придумай сам

Можно увеличить количество слов, тогда перед ребенком будет стоять задача придумать несколько связанных предложений, короткий текст. Игра отлично развивает воображение. Большую подборку таких занятий мы собрали в статье “Игры на развитие воображения у детей”.

Поменяй местами

Ведущий составляет из 3-4 карточек со словами предложения с допущенной ошибкой. Ребенку нужно прочитать и понять предложение, найти в нем ошибку, а затем переставить местами слова. Пример неправильных предложений: «Мяч играет с девочкой» или «Капуста ест козу». 

Закончи предложение

Следующий вариант игры с предложениями. Теперь у детей перед глазами разложены карточки со словами. Ведущий начинает предложение, но не заканчивает его. Задача участников – подобрать как можно больше слов, которые могли бы завершить предложение. 

Игра для детей с карточками Домана Закончи предложение

Например «Сегодня на улице… светло, холодно, тепло, дождь». Для наглядности предложение лучше написать на доске или составить из карточек.

Подбери слова

Несколько участников встают в круг или в шеренгу. Взрослый предлагает карточку с именем существительным. Дети по очереди берут карточку и придумывают определение для этого предмета. Иными словами, отвечают на вопрос «Какой он?». Кто не может придумать определение, выходит из игры.

Методические пособия Гленна Домана

Гленн Доман написал не так много книг и методических пособий для родителей, большее внимание он все же уделял научным исследованиям и разработкам для педагогов.

Книги Гленна Домана

Однако родители могут узнать все, что нужно для занятий с ребенком по системе Домана, из его популярных книг:

  • «Как научить ребенка читать». Самое интересное для неискушенного читателя будет то, что изучение алфавита становится последним шагом на пути обучения чтению.
  • «Как сделать своего ребенка физически совершенным». Как мы уже упоминали в статье, Гленн Доман уделял внимание всем аспектам развития ребенка, считая, что физическое здоровье не менее важно, чем интеллект.
  • «Как обучить ребенка математике». В статье мы не заостряли на этом внимание, но методика мало чем отличается от обучения чтению. За основу взяты те же карточки с цифрами и точками в разных количествах, которые должны научить визуально определять число, а не считать по пальцам.
  • «Гармоничное развитие ребенка» – это, несомненно, бестселлер, который собрал в себе знания из трех предыдущих направлений. Доман дает рекомендации родителям по развитию детей, начиная с трехмесячного возраста.
  • «Да, ваш ребенок – гений». Само название говорит за себя, Доман подробно описывает методику всестороннего развития, которая поможет обнаружить и развить гениальность вашего ребенка. А если не гениальность, так недюжинные способности в раннем возрасте.

Мы надеемся, что благодаря этой статье вы сделали свой выбор, с какой системой обучения чтению вы будете подходить к ребенку, а также получили подробные рекомендации по занятиям и играм с детьми.

Оцените статью:
(6 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[bvi text='Версия для слабовидящих']

Вам также может понравиться