Обучение чтению по методике Надежды Жуковой

Обучение чтению по методике Жуковой

Обучение чтению по методике Надежды Жуковой

Обучение чтению по методике Надежды Жуковой

Скачать

Поделиться

В статье рассмотрим особенности обучения детей чтению по одной из наиболее классических методик, разработанных Надеждой Жуковой. Отечественный педагог и логопед с большим опытом собрала все свои практические наработки в одну книгу – «Букварь», по которому уже научились читать несколько поколений. Рассмотрим преимущества методики Жуковой и дадим практические советы по обучению чтению.

Аудио-версия статьи "ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ПО МЕТОДИКЕ НАДЕЖДЫ ЖУКОВОЙ" ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ПО МЕТОДИКЕ НАДЕЖДЫ ЖУКОВОЙ

Методика Жуковой базируется на традиционных принципах педагогики, но она дополнена уникальными разработками автора, которые, в том числе, затрагивают правильное произношение звуков и интонационную грамотность. Надежда Жукова предлагает исчерпывающее самостоятельное пособие для обучения детей старшего дошкольного возраста чтению, а мы рассказываем, как с ним работать. Также в статье даем перечень дополнительных методических пособий для обучения слоговому чтению и письму, комплексного развития речи от 1 года до младшей школы.

Основные принципы методики Надежды Жуковой

Надежда Жукова – отечественный педагог с большим опытом логопедической работы. Благодаря работе логопедом, она внимательно изучала процессы развития речи и проблемы, которые могут возникать на каждом этапе. Её методика предполагает быстрое обучение чтению и предупреждение ошибок, которые могут появиться при устной и письменной речи в дальнейшем. Таким образом, дети готовятся не только читать, но и писать.

Методика Надежды Жуковой не ограничивается одним методическим пособием. 

Логопед Надежда Жукова

Большинство родителей, которые учат своих детей по Жуковой, начинают заниматься с детьми по пособию «Я говорю правильно», которое помогает запустить устную речь у детей от 1 до 3-4 лет.

В пособии много игр и упражнений, которые направлены на формирование зрительного и слухового восприятия, на развитие памяти и, конечно, правильной и богатой устной речи. Пособие как бы является мостиком к следующей книге Жуковой – ее «Букварю». Кроме того, ее авторству принадлежат и другие методические пособия – «Уроки правильной речи», «Логопедия» и пр. Все они построены на одном принципе – постепенное усложнение информации и подробные рекомендации для родителей. Несмотря на то, что все упражнения интуитивно понятны, автор никогда не оставляет родителей наедине с заданиями, а сопровождает их в процессе обучения своими пометками и рекомендациями.

Принципы методики Жуковой

Но основой для обучения детей чтению по методике Жуковой является «Букварь». Чтобы понять его основное отличие от азбуки, следует сказать, что в букваре акцент сделан на изучение звуков, а не букв, а их расположение продиктовано не алфавитным порядком, а регулярностью употребления в речи и артикуляцией.

Основной принцип методики – чтение не по буквам, а по слогам. При этом дети уже должны знать алфавит или хотя бы быть знакомы с видом букв. Исходя из этого, оптимальным возрастом для обучения чтению по Жуковой является 6-7 лет, хотя некоторые родители приступают к слогам раньше, уже в 5 лет. Слоговой принцип обучения понятен, так как ребенку намного проще выделить открытый или закрытый слог, чем каждый отдельно стоящий звук.

Чтение по слогам по методике Жуковой

Несомненный плюс «Букваря» в том, что кроме знакомства со слогами, акцент в упражнениях ставится на отработку речевых навыков. Иными словами, книга учит не только читать, но и произносить прочитанное сразу чисто, минуя проблемы со звуковоспроизведением.

Каждый раздел «Букваря» – готовый конспект занятия, по которому сможет провести урок не только педагог, но и любой родитель. Методика хороша тем, что для обучения чтению нет необходимости в приобретении дополнительного оборудования. Однако для наглядности можно использовать «Магнитную азбуку» Жуковой, как вспомогательный материал.

Методические советы

Придерживайтесь порядка изучения звуков, который предлагает Жукова. Логика изучения звуков в определенном порядке проста – от гласных к согласным, от простых к более трудным звукам для артикуляции. Гласные можно пропеть, на этом длительном произношении основывается основной принцип работы со слогами. Ребенку предлагается проводить пальцем от одной букве к другой дорожку и вместе с этим тянуть звук.

Методические советы Жукова

Сначала идут сочетания двух гласных, затем присоединяются согласные. Постепенно ребенок будет запоминать произношение звуков. К слову о звуках – их нужно произносить четко, без призвука гласной в конце («П», а не «Пэ»). В дальнейшем это поможет ребенку различать мягкое и твердое произношение согласных.

Запоминая буквы, добавляйте тактильное сопровождение – обводите их по контуру, лепите из пластилина, вырезайте. В книге нарисованы крупные буквы с дорожками между ними, чтобы ребенок при знакомстве со слогом использовал не только свое зрение, но и пальцы.

Играйте, а не учитесь

Основная деятельность для ребенка игровая. Не спешите усаживать ребенка за парту, задавать ему домашнее задание и отсчитывать 40 минут до перемены, он еще успеет познакомиться с уроками в школе. Занимаясь дома, придерживайтесь рекомендаций:

  • занимайтесь только в хорошем настроении;
  • не выстраивайте строгое расписание, важнее не время, а правильный настрой;
  • добавляйте игровые моменты, поощрения, привлекайте к занятиям любимые мягкие игрушки.
Учимся читать по методике Жуковой, играя

Если ребенок застопорился, вы чувствуете, что сейчас он не готов заниматься, сделайте паузу в месяц или несколько недель, возможно, спустя время он с удовольствием возьмется за учебу.

Выбирайте правильный возраст

Методика подходит для детей от 5-6 лет. Именно в этом возрасте воспитатели начинают знакомство с азбукой в детском саду. Но в коллективе дети могут хуже воспринимать сложную информацию, поэтому не стоит отказываться от занятий дома.

Все дети уникальны, поэтому один ребенок может уже в 4 года тянуться к чтению, проявлять интерес, а другой и в 6 отказываться запоминать буквы. Подстраивайтесь под своего ребенка. Одно из основных правил: дети не готовы учиться читать, пока они не научились хорошо, чисто говорить. 

Во сколько лет нужно учить читать ребёнка

Важно, чтобы ребенок не испытывал серьезных логопедических проблем, хорошо видел и слышал, различал звуки в устной речи. Кстати, отличным способом развивать фонематический слух – играть с ребенком в игры на звучание предметов, о них мы рассказывали в статье “24 музыкальные игры для детей”.

Запоминайте звуки, а не буквы

Названия букв не помогут читать. «И краткая» не прочитывается, не складывается в слоги, не звучит. «Эр» не рычит, рычит «р-р-р», «Эм» не мычит, мычит «м-м-м». Основная идея методики – по возможности протягивать звуки, чтобы они без остановки складывались в слоги, как бы слипались.

С чего начать обучение чтению по методике Жуковой

Ребенку будет сложно складывать буквы, если он учил их название, а не звучание. Попробуйте соединить «Бэ» и «А», получается «Бэа». Намного лучше «слипаются» «Б» и «А». А название букв, если это потребуется в школе, ребенок выучит позже.

Закрепляйте то, что уже изучили

Это простое правило – повторяйте чтение уже пройденных слогов. Можно просто пролистывать предыдущие страницы, а можно использовать слоговые таблицы. Они построены очень удобно – сочетание согласных и гласных стоят в том порядке, в котором они изучаются в «Букваре». Поэтому по ним легко закреплять пройденное. Просто предложите ребенку еще раз прочесть уже изученные слоги.

По ссылке ниже вы можете скачать карточки с порядком изучаемых букв, а также таблицы по порядку обучения:

Пропевайте слоги

Одна из распространенных проблем при обучении чтению – когда ребенок отрывает одну букву от другой, произнося каждую раздельно. Получается, например, «м-а-м-а» вместо «ма-ма». В таком случае очень сложно смягчать согласные звуками «Э» или «И».

Решение очень простое – с самого начала обучения примите за правило, что пока поется одна буква, вторая не начинает звучать.

Для начала ребенку поможет «бегущий человечек», который соединяет буквы в слог, потом это станет привычкой, которую нужно регулярно подкреплять.

Чтобы пропевать звук, нужно хорошо развитое речевое дыхание, то есть умение управлять потоком воздуха при произношении слов. В статье “Игры на развитие дыхания для детей” мы собрали 20 игр для развития речевого дыхания, которые помогут при обучении чтению.

Сперва при сложении слогов идут сочетания гласных – с ними «петь» проще всего. Затем ребенок приступает к открытым слогам с первой сонорной или звонкой согласной. После этого изучаются шипящие, свистящие согласные – их произношение уже требует более сложной артикуляции. Наконец, изучение слогов заканчивается закрытыми, то есть теми, у которых в конце стоит согласная. После этого ребенок может переходить к чтению слов – односложных, двусложных и далее по увеличению сложности. Первые слова для чтения также берутся из открытых слогов, например: «ко-ро-ва», каждый слог заканчивается на гласную, поэтому он легко протягивается, как бы присоединяя к себе следующий.

Следите за паузами и произношением

Когда вы выучили слоги, пора переходить к словам. Здесь важно следить за тем, чтобы ребенок полностью прочитывал слово, каждый слог, окончания, а не угадывал по одному началу. Если при изучении слогов важно было пропевать буквы, теперь пора от этого постепенно отказываться. На этом этапе делайте акцент на том, чтобы ребенок делал паузу между словами, а также более долгую паузу там, где стоят знаки препинания. Со временем слишком долгие промежутки станут короче, появится правильная интонация.

Мы собрали карточки со словами для чтения по методике Жуковой. Они тоже поставлены в том порядке, в котором проходит обучение. Их можно использовать для закрепления пройденного и дополнительной работы. Ссылка для скачивания ниже.

В «Букваре» есть простые предложения и короткие тексты для самостоятельного чтения. Когда ребенок их осилит, можно предложить более крупные тексты, но с простыми словами и делениями по слогам. При прочтении всегда уделяйте внимание не только произношению, но и содержанию. Задавайте короткие вопросы по тексту, чтобы ребенок сразу учится вдумчивому чтению. Примеры текстов для первого самостоятельного чтения можно скачать по ссылке ниже:

Преимущества и недостатки методики

Основное достоинство методики в ее интуитивно понятных принципах обучения. Скорее всего, сами родители дошкольника учились читать по сходной методике, поэтому и процесс обучения станет для них понятным и несложным.

Еще один несомненный плюс – это последовательность и учет основных ошибок при постановке чтения, которые могут допускать дети. Так как «Букварь» написан логопедом, то большое внимание уделяется именно звуковоспроизведению. Ребенок быстро понимает алгоритм сложения слогов и построения слов, поэтому сразу подготавливается к письму. В целом, методика оставляет приятное впечатление последовательного и гладкого обучения – все материалы хорошо подобраны, выдержаны в единой системе.

Преимущества и недостатки методики Жуковой

Недостатком можно назвать то, что методика Жуковой не предназначена для раннего обучения чтению. Она не подходит для детей 3-4 лет, оптимальный период обучения по «Букварю» – 5-7 лет.

Если вы хотите начать обучение чтению уже с 2-3 лет, то можно рассмотреть другие методики, например, Домана или Монтессори. Обзор самых распространенных методик обучения чтению мы делали в статье “Как научить ребёнка 5-7 лет читать”.

Какие еще пособия Жуковой помогут научить ребенка читать и писать?

«Букварь» Жуковой, выступающий основой методики, представлен в двух форматах – большом и маленьком. Это сделано для удобства юных учеников. Например, дома удобнее заниматься по большой книге, а в дорогу или путешествие легче взять маленькую.

Основным дополнением к «Букварю» являются прописи. Они предназначены для обучения письму, но в них автор придерживается своей методики, выделяя как основной элемент слова не букву, а слог. То есть написание также предлагается сразу слоговое.

Также дополнительным материалом при обучении чтению является «Магнитная азбука». Большой набор букв позволяет составлять не только слоги, но и слова, даже короткие предложения.

Когда «Букварь» полностью пройден, родители могут заниматься с детьми по пособию «Уроки правильной речи и правильного мышления». Оно рассчитано на детей, которые уже умеют читать, основная работа направлена на вычленение идеи текста, его смыслов. Так как обычная художественная литература даётся сразу после обучения чтению с трудом, автор методики предлагает читать по книге «Первая после Букваря книга для чтения».

Обучение чтению по методике Жуковой

Книга «Я пишу правильно» и прописи «Уроки чистописания и грамотности» помогут делать фонетический анализ слова, вычленять гласные и согласные звуки, выучить графику прописных и строчных букв.

Кроме пособий, обучающих чтению и письму, в линейке есть методические пособия для проработки артикуляции – «Логопедия» и «Уроки логопеда».

Все вместе пособия представляют собой полный курс по развитию речи, обучению чтению и письму в единой методике. «Букварь» Жуковой станет исчерпывающим материалом для обучения чтению детей 5-7 лет, а дополнительные материалы и издания сделают занятия комплексными и максимально интересными.

Оцените статью:
(7 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[bvi text='Версия для слабовидящих']

Вам также может понравиться