Дети с удовольствием перевоплощаются в разные роли. Сегодня они парикмахеры, завтра врачи, послезавтра космические путешественники. Нужны ли такие сюжетные игры с детьми? В чём польза перевоплощений? В статье рассмотрим задачи сюжетно-ролевых игр, их значение и виды в зависимости от возраста.
Вчера вы пробовали новые блюда в кафе, расположенного в детской. Сегодня вспоминаете программу детского сада и изучаете буквы с цифрами. Завтра идёте делать причёску к мастеру, не вставая с дивана. Вариантов для сценария сюжетно-ролевых игр множество. Чаще всего ребёнок черпает идеи из повседневной жизни, а также из литературных произведений и мультфильмов. Помимо того, что ролевые игры — это увлекательное времяпрепровождение, это ещё и общение со сверстниками, умение решать конфликты, развитие воображение, адаптация к новым ситуациям, знакомство с профессиями, развитие речи. Рассмотрим подробнее.
Зачем нужны сюжетно-ролевые игры для детей
Игра – основная деятельность дошкольников. В ней они не только развлекаются, но и учатся взаимодействовать со сверстниками, познают окружающий мир, изучают профессии, примеряют на себя различные роли, фантазируют. Сюжетная игра помогает справиться с тревогой, например, перед походом в больницу. Малыш проигрывает волнующие его моменты, делится тем, что его беспокоит, получает поддержку.
Воспроизведение жизненных ситуаций в игре это и часть воспитательного процесса. Малыш постепенно поймёт, как можно вести себя, а как нельзя, какие последствия могут быть за то или иное поведение. Например, щенок не хотел делиться игрушками, и с ним перестали гулять, или кукла Аня приютила у себя котёнка, и он стал её лучшим другом.
В процессе игры у ребёнка проявляются творческие способности. Он придумывает ситуацию, строит диалоги, наделяет подручные средства новыми качествами. Так линейка становится школьной указкой, а карандаш – градусником. Большая белая папина футболка выполняет роль медицинского халата, а пляжная мамина шляпа превращается в пиратскую.
Чем старше становится ребёнок, тем большими подробностями обрастают игры. Если сначала малышу достаточно было представить себя пилотом самолёта, то затем он начинает продумывать маршрут, разыгрывает полёт в сложных погодных условиях, делает объявления пассажирам.
Сюжетная игра выручает и в том случае, когда ребёнку с трудом даются рутинные дела: уборка игрушек, умывание, переодевание и так далее. Вовлеките малыша в игру. Например, игрушкам холодно и плохо спать на полу, они хотят к себе домой, на полку. Давай поможем куклам и машинкам добраться до своих комнат, они будут очень рады. Такие аргументы действуют на детей убедительней, чем строгое: «Быстро прибери игрушки».
Помимо сюжетно-ролевых игр с волнующими моментами могут помочь справиться и терапевтические сказки. Подробнее об этом мы рассказываем в нашей статье «Сказкотерапия для детей».
Чем ещё полезны сюжетно-ролевые игры? Они:
— тренируют память и внимание;
— развивают логику;
— дают новые знания о тех или иных областях, которыми интересуются дошкольники, например, космос, динозавры, техника;
— учат проявлять эмоции, сопереживать;
— выявляют индивидуальность ребёнка;
— учит уважать работу старших;
— показывают, как нужно вести себя в обществе.
Какие задачи у сюжетно-ролевых игр? Всё от возраста ребёнка. Рассмотрим подробнее.
Задачи сюжетно-ролевой игры по возрастам
Дети начинают интересоваться сюжетными играми около трёх лет. До этого малыши накапливают знания об окружающем мире, учатся координировать свои движения, работать с предметами. Однако некоторые малыши могут повторять за взрослыми и раньше. Они кормят игрушки, укладывают их спать, сажают на горшок, примеряя на себя роль родителя. Уже на этом этапе сюжетно-ролевая игра развивает умственные способности ребёнка и выявляет индивидуальные особенности малыша в условиях выдуманной обстановки. Участвуя в инсценировках и наблюдая за игрой других, малыш учится видеть причинно-следственные связи. «Зайка радуется, потому что получил подарок. Кукла плачет, потому что стукнулась». Что происходит дальше?
3-4 года
Малыши основываются не только на свойствах предметов, но и начинают обыгрывать доступные для их понимания сюжеты. В этом возрасте ребята учатся действовать по сценарию. У них активно развивается воображение, они представляют себе ситуацию и разрабатывают к ней простой сюжет. Поначалу дети могут по многу раз повторять одни и те же действия. Например: они лечат мишку, осматривают его, меряют температуру, дают таблетку, ставят укол, а затем снова меряют температуру, вновь назначают лекарства. На этом этапе взрослый помогает малышу, задаёт ему наводящие вопросы: «Ты кто? Водитель? Я еду домой, подвези меня, пожалуйста». Или: «Твои друзья, наверное, проголодались. Давай тоже пригласим их на обед».
Шаг за шагом ролевая игра способствует обогащению словарного запаса. Малыш учится понимать мимику, жесту и интонации. Он начинает разговаривать от имени мишки или куклы. Постепенно идёт переход от однообразных действий к разнообразным, появляется логика и правила. К 3-4 годам дети:
– Изображают предметы, которых нет, например, кашу. Они показывают, как едят её.
– Пользуются предметами-заместителями: вместо градусника – палочка.
– «Одушевляют» игрушки, показывают их желания и эмоции.
– Комментируют свои действия.
4-5 лет
В игре находят отражения знакомые ситуации, чаще всего бытовые. Также участники смотрят, как вести себя в разных общественных местах: супермаркете, автобусе, кафе, больнице и так далее. Дети начинают сравнивать свои действия с действиями мамы или папы. Малыш выражает своё отношение к той или иной ситуации, появляются яркие эмоции. В этом возрасте сюжетная игра учит строить диалоги, развивает коммуникативные способности.
Ребята начинают больше взаимодействовать друг с другом, но пока это носит кратковременный характер. Содержание игр обогащается. Дети стремятся не просто играть, а исполнять свою роль и действовать по правилам. Исполняя роль водителя, ребёнок следует правилам дорожного движения. Играя в воспитателя, он следит за режимом, ведёт детей за столы, выводит на прогулку, укладывает спать. Ближе к 5 годам дети подбирают друг другу роли и реквизит без помощи взрослых. Они выбирают игру в «Парикмахерскую», «Кафе», «Супермаркет», «Автомастерскую».
5-6 лет
Старшие дошкольники самостоятельно разрабатывают правила игры и импровизируют. Диалоги становятся более сложными. Ролевая игра побуждает использовать образы персонажей и ситуации, в которых они оказались, из популярных сказок и мультфильмов. Игра проходит дольше, а сюжеты становятся ещё разнообразнее. Это может быть и быт, и общественные явления, и профессии.
Дети показывают рабочие процессы в той или иной сфере. Одни берут на себя роль руководителей, другие – специалистов и учатся взаимодействовать друг с другом. Так ребята изучают профессии и понимают, что в любой компании важна работа каждого, как начальника, так и других членов команды. Ребятам ближе к 6 годам нравятся игры в «Школу», «Больницу», «Лабораторию», «Телевизионную службу».
6-7 лет
Игра развивает креативные способности ребят. Они начинают дополнительно играть на музыкальных инструментах, танцевать и петь. Сюжетно-ролевая игра мотивирует на подготовку к следующим играм. Дети начинают заранее делать декорации и подбирать атрибуты. У ребят формируется устойчивый интерес к профессиям: учитель, врач, парикмахер, повар и другим. Дети уже подолгу играют друг с другом. Делятся на группы по интересам.
Отличаются по сюжету игры девочек и мальчиков. Если девочки чаще копируют поведение мам и старших сестёр: делают причёски, готовят, нянчатся с младенцами, то мальчиков интересуют «мужские» дела: строительство, авторемонт, сражения. Также девочки любят примерять на себя роли няни, медсестры, воспитателя. Мальчики выбирают играть в профессии пожарного, спасателя, полицейского. Если в вашей семье разнополые дети, то можно организовывать такие сюжетно-ролевые игры, которые не зависят от половой принадлежности. К ним относятся: «Семья», «Вечеринка», «Путешествие на море».
Темы сюжетно-ролевых игр расширяются. От родителей, друзей и новостей дети узнают о современных профессиях и службах, без которых невозможно представить жизнь в 21 веке. Ребята всё чаще играют в «Салон сотовой связи», «Сбербанк», «Турагентство», «Маркетинговую службу», «Блогеров», «Курьеров».
Помимо простых атрибутов и декораций могут использоваться технологии и всевозможные технические средства. Например: планшет с фотографиями, телефон с тематической музыкой, рации, касса с банковскими карточками и другое.
Виды сюжетно-ролевых игр
В педагогике уже не раз предпринимались попытки создать классификацию сюжетно-ролевых игр для детей. Однако детские игры настолько сильно могут отличаться по своему содержанию, форме организации и использованию игрового материала, что учёные так и не смогли прийти к единой классификации. В нашей статье мы рассмотрим классификацию сюжетно-ролевых игр, которую представила С. Л. Новосёлова.
Игры-экспериментирования
Здесь дети могут использовать такие материалы, как песок, глина, вода, снег и лёд. С 2-3 лет малыши только знакомятся с экспериментированием. Они изучают предметы, их цвет, величину и форму. В 3-4 года дети получают знания на основе сенсорного восприятия, то есть познают окружающий мир через органы чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Если до 4 лет ребятам требуется помощь взрослого, то к 5 годам они учатся получать сведения о предметах и явлениях самостоятельно. К 6 годам они не только сами могут проводить опыты, но и выявлять скрытые свойства предметов и явлений. В 6-7 лет юные исследователи совершенствуют свои экспериментаторские навыки.
Есть множество различных опытов с природными объектами. На сайте Академии любознательности в разделе «Эксперименты и опыты» мы собрали простые, но в то же время увлекательные игры для ребят от 3 до 7 лет, которые можно провести дома.
Помощниками в играх-экспериментированиях могут быть и животные: собаки, кошки или попугаи, а также игрушки, например, трансформеры, конструкторы или калейдоскопы. С помощью этих инструментов ребята познают окружающий мир, знакомятся с явлениями живой и неживой природы, изучают свойства предметов, учатся находить причины и следствия на практике. Экспериментирование побуждает к раскрытию неизвестного, наблюдению, сравниванию и запоминанию.
Самостоятельные сюжетные игры
Здесь дети включают своё воображение на максимум. Они играют роли палеонтологов, певцов, стоматологов, космонавтов и так далее. Но не только повторяют действия взрослых, но и придумывают свой вариант поведения. Ребята могут действовать как в привычной ситуации, например: поход в зоопарк или поликлинику, поездка на такси, так и в новых для них обстоятельствах, взятых из фильмов и книг: перемещение во времени, полёт на Луну, путешествие на необитаемый остров за сокровищами.
Юные актёры любят разыгрывать знакомые сказки и рассказы. Они берут готовый сюжет и действуют по сценарию. Помимо того, что дети сами исполняются роли, они также учатся быть режиссёрами. В качестве актёров выступают игрушки. Ребята придумывают образ каждому персонажу, продумывают характер героя, его интонацию. Одна из разновидностей такой игры – пальчиковый театр. Подробнее о том, как в него играть, мы рассказали в статье «Пальчиковый театр своими руками. Как сделать и играть с детьми». Там же вы можете скачать выкройки и шаблоны для постановки сказок. А если вам интересна игры света и тени, то предлагаем познакомиться с театром теней. Информацию о нём вы найдёте в статье «Как сделать театр теней самостоятельно».
Обучающие (дидактические) игры
В отличие от игр-экспериментирований и самостоятельных сюжетных игр, обучающие игры возникают по инициативе взрослого, а не ребёнка. Основные цели – воспитание и обучение. Суть в том, что малыш должен прийти к определённой цели, но для этого ему нужно задействовать свои знания и умения, решить пример, головоломку или другую задачу. Большую роль здесь играют внимательность, навык запоминания, классификации, сравнения. Это даёт возможность не только использовать имеющие знания, но и получить новые путём игры. Это лёгкая и не принуждённая форма обучения.
В её основе – творчество с добавлением познавательных элементов. В таких играх, как правило, участвуют и взрослые. Они следят за процессом и направляют детей при необходимости. Например: ребята играют в «Магазин». Покупателям необходимо посчитать, сколько у них денег, выяснить, что они могут купить, отсчитать нужную сумму. Продавцы проверяют, сколько денег им дали за товар, считают сдачу. В игре «Огород» дети изучают отличия фруктов, овощей и ягод. Закрепляют знакомые названия и узнают новые.
Обучающие игры могут быть подвижными. В них задействуются мячи, ленты, обручи. К ним относятся: «Съедобное – несъедобное», «Я знаю 5», «Летает – не летает» и другие. Больше подборку подвижных игр вы найдёте в статье «Подвижные игры на улице летом». Здесь есть игры на эрудицию, память и внимание, воображение и т.д.
Другие примеры дидактических игр: «Лото», «Собери узор», «Посмотри и запомни», «Что лишнее?», «Домино». К обучающим играм относятся и квесты. Задача – выполнить ту или иную миссию. Но чтобы дойти до конца нужно разгадать карточки, на которых могут быть самые разные задания: от лабиринтов и загадок, до зашифрованных писем и математических примеров. Так, дети будут делать задания в увлекательной форме, с азартом и интересом. Вы можете приобрести готовый квест на сайте Академии любознательности. Ориентируясь на возраст ребёнка, выберите тему, интересную ему. В каждой игре есть подробная инструкция по её проведению.
Досуговые игры
В этом виде игр совмещена познавательная, изобразительная, театрализованная и двигательная деятельность. Дети накапливают сенсорный опыт. Игры строятся на развлечениях, отдыхе и творчестве. Особое место отводится интеллектуальным играм. Это всевозможные загадки, кроссворды, математические упражнения, игры-соревнования, словесные задания, викторины, шашки и шахматы, настольные игры. Если вы находитесь в поиске хорошей настольной игры, которая была бы интересна вашему ребёнку, советуем заглянуть в подборку от Академии любознательности. Здесь вы найдёте обзоры игр по темам.
К досуговым также относятся: создание аппликаций, рисование, лепка, конструирование, поделки из бумаги и подручных материалов. Также ребята изучают литературу и музыку, ближе знакомятся с театром. Это формирует эстетический вкус, развивает эмоциональную сферу. Ребята учатся сопереживать, быть отзывчивыми. Но не стоит забывать и о подвижных играх, которые развивают выносливость и ловкость, смелость и волю. Одним из видов досуговых игр являются фокусы. В статье «10 простых фокусов для детей 3-7 лет» мы собрали самые простые, но увлекательные. Станьте для своего ребёнка настоящим волшебником, мгновенно превратите воду в лёд или заставьте стакан летать.
Народные игры
Они одновременно яркие, содержательные, простые и занимательные. Пришли к нам от предков и строятся с учётом этнических особенностей. Это не столько форма проведения досуга, сколько формирование таких качеств, как внимательность, организованность, мужественность, сдержанность. В народных играх дети изучают жизнь людей, их быт, традиции разных национальностей. Также можно выделить ритуалы, гадания, хороводы и, конечно, состязания, к примеру, «Чехарда», «Перетягивание каната», «Лапта», Вышибалы» и другие.
Есть игры обрядовые (фольклорные). К ним относятся колядование, празднование Масленицы, именины. Вы можете провести не одну игру, а целые тематические выходные, посвящённые празднику. Так, в нашей статье «Тематические выходные: Масленица для детей» вы найдёте информацию о празднике, узнаете об обрядах и традициях, сможете сами поиграть и сделать поделку. Также вам может приглянуться другая наша статья «Тематические выходные: Рождество, Святки, Старый Новый год, Крещение и Коляда». В неё собраны интересные факты об этих народных празднованиях и играх, показан опыт и тематическая поделка.
Варианты сюжетов по возрастам
Рассмотрим более подробно темы для игр и сюжеты, которые можно к ним подобрать в зависимости от возраста ребёнка. Рекомендации примерные. Вы можете подбирать такие сюжетно-ролевые игры, которые будут интересны для вашего малыша. Например, тема принцесс и фей может быть интересна девочкам с 3 до 7 лет. А автомобили, грузоперевозки и стройка не разонравятся мальчикам в любом возрасте. Разница лишь в длительности игры, сложности диалогов, разнообразии реквизита.
Для самых маленьких
Чаще всего сценарием игр для малышей до 3 лет становятся реальные ситуации из жизни: бытовые или связанные с профессиями взрослых. Сюжеты простые и длятся не более 15 минут. Малыш играет в паре с мамой.
Стройка. Во время прогулки малыш увидел, как рабочие строят дом. Грузовики перевозят материалы, краны поднимают груз, бригадир руководит процессом. Придя домой можно воспроизвести увиденное. Достаньте строительные машины и кубики, постройте многоэтажное здание, мост или деревню. В качестве стройматериалов также можно использовать кинетический песок.
Чаепитие. Игрушки собрались за столом. Тут сидит мишка, рядом с ним зайка, напротив лисичка. Ребёнок расставляет чашки, наливает чай, угощает гостей конфетами.
Прогулка. На улице солнечная погода. Почему бы не прогуляться? Собачка одевается и идёт в парк около дома.
Автобус. Игрушки рассаживаются по местам и едут домой.
Купание. Зайчик прискакал после прогулки. Он испачкался. Его надо помыть.
Рынок. У белочки закончились припасы. Она отправляется на базар и набирает в корзину разные лакомства: орешки, жёлуди, грибы.
Укладывание спать. Уже поздно. Игрушки устали и хотят спать. Ребёнок расстилает постельки и укладывает друзей. Желает им спокойной ночи, поёт колыбельную, гладит по спинке.
Больница. Волчонок заболел. Он идёт к доктору сове. Она меряет ему температуру, слушает дыхание, даёт витаминку.
Огород. У куклы Любы на огороде выросли фрукты и овощи. Она их поливает, а спелые плоды собирает в ведёрко.
Обед. Мама коза готовит обед козлятам. Варит суп и компот, жарит котлетки. Семья усаживается за стол, все желают друг другу приятного аппетита и кушают.
В раннем возрасте малышу ещё сложно самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру. Чтобы вместо стройки здания не получилось простое перекладывание «стройматериалов» из стороны в сторону, важно активное участие родителей.
Для детей 3-4 лет
Ближе к 3 годам сценарии начинают обрастать подробностями, появляется больше реквизита. На помощь юному врачу приходит не только градусник-палочка, но и бинты, пластыри, стетоскоп, шприц. Помимо стандартной мебели и транспорта у кукол появляются аксессуары.
Ребёнок учится строить диалоги. Остаются актуальными бытовые темы, становится больше деловых сюжетно-ролевых игр, а также появляются сценарии по мотивам литературных произведений. На игру уходит около 20 минут. Во что можно поиграть?
Поход в зоопарк. Кукла Зина поехала посмотреть на животных. В зоопарке она встретила льва, тигра, носорога, крокодила, обезьян. Там же были большие аквариумы с речными и морскими обитателями. В игре можно вспомнить не только названия зверей, птиц и насекомых, но и поговорить о том, как они живут, что едят и другие интересные факты. В качестве животных используйте мягкие игрушки или карточки.
День рождения. У куклы Насти праздник. Она надела красивое платье, накрыла на стол, пригласила своих друзей. Мишка подарил Насте набор для творчества, зайка принёс большой торт, а котёнок – букет цветов. На дне рождении гости танцевали, пели в караоке и играли.
Почтальон. Посмотрев мультфильм «Простоквашино», ребёнку наверняка будет интересно попробовать себя в роли почтальона. Заранее подготовьте письма и посылки, напишите, кому они адресованы. Пусть малыш разнесёт их по местам.
На приёме у врача. Если детки до 3 лет играют в больницу, где один врач может лечить любые болезни, то в дальнейшем появляется разделение на специализации. Например: стоматолог лечит зубы, окулист смотрит глазки, лор проверяет уши и нос.
Поварята. Продумайте, какие блюда будете готовить и из чего. Составьте меню. Запишите проверенные рецепты и придумайте свои собственные. Приготовьте по ним обед.
«Репка», «Курочка Ряба», «Теремок» и т.д. Сюжеты берутся из знакомых сказок. Малыши учатся исполнять роли персонажей. Это начало театральной игры. Ребята знакомятся с произведением, заучивают роли, готовят реквизит и выступают. Они учатся менять интонацию в голосе, повторяют жесты и мимику персонажа, выделяют черты его характера.
Для детей 4-5 лет
В этом возрасте ребёнок учится менять несколько ролей за одну игру. К бытовым, деловым и литературным сюжетно-ролевым играм добавляются геройские или патриотические. На игру можно отвести до 20-25 минут. Примеры игр:
Появление младшего брата-сестры. Если в семье ожидается рождение малыша, то это событие можно обыграть. Пусть старший ребёнок представит, как он будет встречать нового члена семьи. Что он для него подготовит? Порассуждайте, какие вещи могут пригодиться, как нужно ухаживать за маленьким.
Большая стирка. У кукол накопилось много грязных вещей, пора их постирать. Приготовьте тазы, верёвку и прищепки. Рассортируйте одежду по цветам, постирайте, а затем развесьте бельё.
На поезде. Отправьтесь в путешествие по городам на поезде. Соберите чемодан, положите с собой всё необходимое: аптечку, запасную одежду, гигиенические принадлежности. Продумайте маршрут. Откуда и куда вы отправляетесь? Какие города встретятся по пути?
Ветеринарная клиника. Предложите ребёнку стать ветеринаром. Приготовьте мягкие игрушки: собачку, мишку, лисичку, котёнка и других зверей. Зайчик подвернул лапку? Доктор наложит повязку. У волчонка пропал голос? У ветеринара есть подходящий сироп.
В цирке. Каких только артистов нет в цирке: клоуны, акробаты, воздушные гимнасты, дрессировщики животных. Ролей хватит на всех.
Стройка. Приготовьте стройматериалы и возводите здания, дома и мосты. Можно построить завод с несколькими корпусами или целый город.
Путешествие с Карлсоном. В этой игре возьмите персонажей известного произведения, но придумайте собственный сюжет с их участием. Например, Карлсон решил увидеть мир за пределами Швеции. Куда он отправится? Что увидит? С кем познакомится? А что если он прилетит в ваш родной город? Что вы ему покажете?
Пожарные. Это одна из первых героико-патриотических игр, которые появляются у детей. Особенно в неё любят играть мальчики. Подготовьте форму и пожарную машину. Отправляйтесь на учения или спасайте дом от пожара.
Для детей 5-6 лет
Ребёнок старшего дошкольного возраста быстро перевоплощается в разных персонажей в процессе одной игры, переключается между репликами. В игру можно вводить нестандартные ситуации, например, Баба Яга в салоне красоты, Карлсон в спортзале или Маугли в библиотеке. Ребята уже способны играть до получаса. Какие ещё сюжеты подойдут для ребят 5-6 лет?
Переезд. Это большое событие для всей семьи. Нужно собрать вещи, упаковать их по коробкам, перевезти и разложить по полкам и шкафам на новом месте. После всех дел можно организовать новоселье.
Правила дорожного движения. В скором времени ребятам предстоит самостоятельно ходить в школу. А знают ли они правила дорожного движения? Самое время познакомиться с основными знаками и сигналами светофора. Все макеты можно нарисовать от руки на картоне или распечатать на принтере. Обустройте городок с дорогами, перекрёстками, светофорами. Одни будут исполнять роль водителей, другие – пешеходов.
На сайте Академии любознательности есть целая серия статей и рассказов, посвященная этой теме. В статье «Дорожные знаки для детей дошкольного возраста» ребята смогут ближе познакомиться со знаками, поиграть в игры на эту тему, а также разгадать загадки, почитать стихи, сделать поделку и пораскрашивать. В познавательном рассказе прочтут о том, «Как Витя и Оля учили с Котом дорожные знаки». Также наши друзья лучше узнают «Правила перехода дороги для детей».
Банк. Для игры нужно подготовить купюры разного номинала и монеты. Хорошо, если есть кассовый аппарат. Ребёнок может выступать в роли специалиста или посетителя. Снимайте наличные, обменивайте валюту, оформляйте кредиты. Так уже в 5-6 лет в игровой форме дошкольник сможет получить первые знания об экономике и финансах.
Дизайнеры. В современном мире профессия дизайнера не ограничивается только созданием коллекции одежды и проведением презентации. Это может быть и дизайнер ландшафта – придумывайте, как будет выглядеть ваш дачный участок, какие растения посадите, как расположите грядки и теплицы. Графический дизайнер – ребёнок может рисовать визитки или придумывать обложки для книг или музыкальных альбомов. Дизайнер интерьеров – вместе продумайте планировку комнаты или целого дома.
Фотограф. В эту сюжетно-ролевую игру можно играть и дома, и на прогулке, и в путешествии. Дайте ребёнку фотоаппарат, пусть запечатлит самые интересные моменты в поездке или устроит вам большую фотосессию.
Автосервис. Загоняйте автомобили в мастерскую, ищите поломку, ремонтируйте. Для игры не забудьте приготовить набор инструментов автомеханика.
Парикмахерская. В эту игру чаще играют девочки. Они любят делать причёски и укладки своим моделям. В качестве клиента может быть любимая кукла или мама. Запаситесь расчёской, резинками, заколками, невидимками и другими аксессуарами для волос.
Салон красоты. Продолжая тему красоты, предлагаем открыть собственный салон. Маникюр, педикюр, массаж, макияж и другие услуги окажут новоиспечённые специалисты.
Детективное агентство. В вашем городке произошло загадочное преступление? Юные детективы обязательно разберутся, что к чему. Они найдут улики, опросят свидетелей и выведут злоумышленников на чистую воду. На сайте Академии любознательности вы можете приобрести детективную квест-историю для детей 5-7 лет и поиграть вдоём с ребёнком или большой компанией детей. В комплекте карточки с заданиями, инструкция и схема раскладки записок. Дополнительно можно взять набор с праздничной атрибутикой, детективными играми и музыкальной подборкой.
Библиотека. Расставьте книги на стеллаже, заведите абонементы, обустройте читальный зал и выдавайте нужную литературу.
«Крокодил Гена и друзья», «Волшебник изумрудного города», «Приключения Незнайки» и другие литературные произведения. Театральные инсценировки становятся сложнее. Если малышам достаточно было простого сюжета для игры, то деткам старшего дошкольного возраста можно предложить сыграть персонажей поинтересней. В книгах для детей 5-6 лет более увлекательные сюжеты, разнообразные локации и сложные диалоги.
Принцессы. Какой девочке не хочется почувствовать себя маленькой принцессой? Приготовьте наряд, обустройте комнату. Не забудьте про принца и огнедышащего дракона. Можно подготовить для ребёнка настоящее путешествие в Средневековье и провести ему увлекательную игру. На сайте Академии любознательности вы найдете квест «Принцесса, рыцарь и дракон». В нём вас ждут 10 карточек с заданиями.
Спасатели. Примерно в 4 года ребята начинают играть в героико-патриотические сюжетно-ролевые игры. В 5 лет коллекция таких игр пополняется. Они перевоплощаются в отважных спасателей, готовых прийти на помощь и маленькому ребёнку, и старенькой бабушке, и трусливому котёнку.
Полицейские. Вы можете быть как сотрудниками службы ГАИ и останавливать водителей-нарушителей, так и участковыми, которые помогут в беде и найдут злоумышленника.
Пограничная служба. Пересекая границу стран, вы обязательно встретитесь с пограничной службой, которая проверит ваш багаж и документы.
Для детей 6-7 лет
Будущие первоклассники всё больше переиначивают сюжеты знакомых сказок и мультфильмов, они придумывают собственные истории или играют реальные ситуации из жизни. К предыдущим видам сюжетно-ролевых игр подключаются режиссёрские, когда дети учат исполнять свои роли кукол. На игру может уходить чуть больше 30 минут. Примеры игр:
Экскурсия в планетарий. Ребёнок может почувствовать себя настоящим экскурсоводом и рассказать вам об истории возникновения Вселенной. Вместе вы можете отправиться в путешествие по Солнечной системе или изведать далёкие миры, понаблюдать за звёздами в телескоп.
Ремонт. Шпатели, кисти, краска, валик и другие инструменты станут вашими помощниками при ремонте. Не забудьте надеть соответствующую одежду: косынка на голову и штаны с большими карманами, и, конечно, распределить роли. Кто будет штукатуром-маляром, кто отделочником, а кто бригадиром.
Субботник. Осенью мы часто идём на уборку листьев возле детского сада, а весной подчищаем мусор. Дети не только наблюдают со стороны, но и становятся активными помощниками. Затем эта бытовая ситуация переносится в сюжетно-ролевую игру. Приготовьте веник и совок — пора отправляться на импровизированный субботник.
Школа. Ребята 6-7 лет готовятся стать первоклассниками, и наверняка, им интересно попробовать себя в роли ученика и учителя. Готовьте и проводите уроки, задавайте и проверяйте домашние задания, организовывайте мероприятия для учеников.
Аэропорт. Ежедневно аэропорты принимают и отправляют десятки самолётов. Диспетчер даёт разрешение на посадку и на взлёт, контролирует траекторию полёта. Сотрудники аэропорта принимают тысячи пассажиров, проверяют их багаж и документы, предоставляют места в зале ожидания, заботятся о том, чтобы людям было комфортно. Распределите роли и обустройте большой аэропорт прямо у себя дома.
Турагенты. Ребёнок любит путешествия? Самое время открывать туристическое агентство. Пусть подбирает популярные туры и изучает новые экзотические направления. Такая сюжетно-ролевая игра — отличная возможность узнать больше о континентах и странах, народах и языках, достопримечательностях и чудесах света.
Салон связи. Дошкольники выступают в роли консультантов: выдают и обменивают сим-карты, продают телефоны, рассказывают об акциях и предложениях, помогают разобраться с проблемами со связью.
Космический экипаж. Предложите ребёнку стать настоящим космонавтом и отправиться на Луну или даже Марс. Чего ещё человечество не знает об этих небесных телах? Перед отправкой не забудьте хорошо подготовиться: повторить правила, сложить необходимые вещи, надеть скафандр. Также вы можете провести космическую игру, выбрав один из тематических квестов у нас на сайте. С помощью увлекательных заданий расскажите детям о космосе, изучите с ними созвездия, отправьтесь в полёт вместе с Юрием Гагариным или сыграйте в квест-игру «Предатель сред нас» по мотивам игр «Мафия» и «Among As».
Пираты. Такая сюжетная игра подойдёт любителям приключений. На необитаемом острове зарыть сундук с сокровищами? Или вы наткнулись на старое торговое судно? А может, вы нашли карту сокровищ? Тогда скорей отправляйтесь в путешествие. Для полного погружения в сюжет можно надеть тельняшки, повязки на глаз и шляпы. А пиратские квесты от Академии любознательности помогут вам в этом. Выбирайте готовый набор для проведения игры, ориентируясь на возраст ребёнка.
Динозавры. Мир юрского периода таит в себе много интересного. Отправляетесь на много миллионов лет назад и исследуются древних ящеров. Какими были динозавры, как они назывались, чем питались, где жили и каких размеров достигали. Чтобы играть было ещё интереснее, вы можете приобрести карточки с заданиями и провести Диноквест для детей 5-7 лет. С помощью него вы сможете погрузиться в мир динозавров и отправитесь в мезозойскую эру, где вашему ребёнку придётся решать загадки и головоломки. Либо выберите игровой диномарафон. Это игры, задания, головоломки, познавательные рассказы для детей на определённую тему, которые проводятся в течение нескольких дней. Дети погружаются в изучаемую тему, и информация запоминается гораздо лучше, чем при проведении однократного занятия.
Журналисты. Представьте себя журналистом на телеканале или в газете. Готовьте материал, берите интервью, снимайте или фотографируйте, редактируйте, выпускайте новости в эфир или печать.
МЧС. Любая чрезвычайная ситуация в руках надёжных спасателей. Случилась беда? Достаточно сообщить в МЧС. Но чтобы всегда быть в форме, нужно проводить учения и тренироваться. Ролевая игра поможет ребятам вспомнить правила поведения при пожаре, землетрясении, наводнении и других опасных ситуациях.
Мир Гарри Поттера, «Один дома», «Алиса в стране чудес» и другие произведения. Очутитесь на страницах сказок и рассказов, переместитесь в любимый мультфильм или кино. Можно провести один день в школе Хогвартс: сходить на урок, выучить новое заклинание или сразится с дементорами. Либо померить на себя роль мальчика Кевина и справиться со злоумышленниками. Или же очутиться в фантастическом мире Льюиса Кэрролла.
Как организовать сюжетно-ролевую игру дома
Чем интересуется ваш ребёнок? Может ли он самостоятельно продумывать сюжеты? В зависимости от этого выберите тему для игры. Она может быть связана с бытовыми ситуациями, профессиями взрослых, литературными произведениями.
Затем подберите атрибуты и игрушки. Если вы играете в кафе, то достаньте посуду. Для стройки понадобятся инструменты, а для больницы медицинские приборы и лекарства, разумеется, игрушечные. Если нет специальных игрушек, придумайте заменители. Вместо денег используйте бумажки, вместо фруктов и овощей цветные кубики и другие фигуры, пустые баночки и бутылочки из-под кремов, гелей, духов подойдут для игры в аптеку и в салон красоты. Самостоятельно можно создать и костюмы для юных актёров. Супергеройскую маску или пиратскую повязку на глаз сшейте из старой футболки, бейджики распечатайте на принтере, каску сделайте из картона. Создание и использование самодельных инструментов и материалов развивает фантазию детей и вызывает неподдельный интерес.
Начните игру со словами: «У медвежонка заболели зубки. Давай ему поможем». Или: «Кукла первый раз идёт в театр. Покажем ей представление?». Также можно сначала посмотреть книгу, например, о космосе, а затем в составе экипажа полететь на Луну или порассуждать, что может пригодиться в дороге, а позже отправиться в кругосветное путешествие на автомобиле. Поддерживайте ребёнка в процессе игры, подсказывайте, если это необходимо, а в конце обязательно похвалите за старание. Вместе проанализируйте, что понравилось, что получилось, а что нет. В следующий раз малыш сам начнёт проявлять инициативу.
Чем ещё можно занять детей помимо сюжетно-ролевых игр? Активные игры дома, творчество, настольные игры, конструирование, эксперименты и фокусы, чтение книг и обучение, готовка. Подробнее об этом мы рассказываем в нашей статье «Чем занять детей 4-7 лет дома». Вы найдёте десятки простых идей, которые без труда можно организовать, используя подручные средства.
В сюжетно-ролевой игре дети развивают свои личностные качества и воображение, расширяют представления об окружающем мире, учатся взаимодействовать друг с другом и проявлять инициативу, знакомятся с профессиями. Раскройте творческий потенциал ребёнка, вовлекая его в увлекательные сюжеты и вместе с ним перевоплощаясь в самые разные роли.