Игры на развитие речи для детей 2-3 лет

Игры на развитие речи для детей 2-3 лет

Игры на развитие речи для детей 2-3 лет

Скачать

Поделиться

Ребенок заговорил. И вот уже не только «мама», «дай» и «гав-гав», а появляются первые фразы. Из садика малыш принес что-нибудь вроде «Опять каша? Какой кошмар!», а вы не успеваете записывать его забавные опусы в блокнот. Если это вам знакомо, у вас ребенок третьего года жизни. И в статье мы расскажем, как в игровой форме развивать речь ребенка 2-3 лет, дадим шаблоны для скачивания и перечислим нормы речевого развития.

Аудио-версия статьи "ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ" ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ ДЛЯ ДЕТЕЙ

В период с 2 до 3 лет дети делают большой скачок – они начинают говорить. Одни залепетали еще до 2 лет, а сейчас активно пополняют словарный запас, учатся строить фразы и предложения; другие только начинают осваивать речь, но темпы развития нового навыка поражают. Если бы взрослые так быстро осваивали иностранный язык, то на земле были бы одни полиглоты. А сейчас по вашему дому бегает маленький человечек, которому нужно научиться говорить, узнавать названия предметов и постоянно вступать в диалог. Давайте ему в этом поможем с помощью игр на развитие речи.

Нормы речевого развития ребенка 2-3 лет

Речь ребенка двух лет активно формируется под воздействием разных психических процессов, происходящих с ним. Например, благодаря увеличению усидчивости и концентрации внимания он уже может внимательно слушать чтение коротких сказок. Развитые память и внимание способствуют быстрому запоминанию новых предметов и слов, даже мимолетом услышанных в речи взрослых и сверстников. Развитие логического мышления помогает малышу проводить связи между предметами, находить общие качества, отсюда появляются степени сравнения, антонимичные прилагательные, а также группировка предметов в категории.

Нормы речевого развития у детей 2-3 лет

Ребенка 2-3 лет отличает врожденная любознательность, поэтому ему интересно все, что происходит вокруг. Интерес вызывают не только предметы, но и действия, которые с ними можно производить, их качества. Малыши активно пополняют свой словарный запас глаголами и прилагательными – происходит становление фразовой речи.

Нормы развития речи у детей 2-3 лет достаточно широкие, при том что у каждого малыша свой индивидуальный темп. Но чтобы вам было, от чего отталкиваться при занятиях с ребенком, дадим основные отличительные черты возраста:

1. К 2,5 годам словарный запас – от 1000 до 1200 слов, что в два раза превосходит объем вокабуляра двухлетки.

2. Ребенок может словам объяснить, что он хочет, высказать просьбу, а также объяснить, что случилось.

3. При чтении малыш может частично повторить прочитанные фразы, пересказать самый запоминающийся фрагмент, отвечать на простые вопросы по тексту.

Развитие речи у ребёнка 2-3 лет

4. Кроме основных частей речи, появляются числительные, наречия, причастия и деепричастия.

5. В речи появляются обобщающие понятия (игрушки, одежда, посуда и пр.), а также цвета, геометрические формы, частично цифры, иногда буквы.

6. «Облегченные» слова вроде «би-би» и звукоподражания встречаются все реже, уступая существительным.

7. Малыш находится в активной фазе словотворчества. Например, при склонении существительных, образовании уменьшительно-ласкательной формы и множественного числа в словах появляются неправильные суффиксы и окончания, подобранные по аналогии с другими словами.

8. Вопросительные предложения пока в большей степени формируются интонацией, но появляются и вопросительные местоимения – почему, зачем.

Речевое развитие у детей 2-3 лет

9. В звукопроизношении еще много ошибок, особенно «страдают» свистящие, шипящие, звук «р», «л». Звуки могут коверкаться, а могут пропускаться или меняться местами.

10. Ребенок знает несколько четверостиший полностью или с договариванием.

11. Активно используется форма диалога как при общении, так и во время ролевых игр. При этом уже освоены формы вежливости – приветствие, прощание, благодарность.

12. Появляется управление силой голоса: громкий голос освоен на отлично, а вот шепот дается с трудом.

Развитие речи в этом возрасте – это не столько самостоятельное направление, сколько часть всего комплекса развития. Так как речь очень зависит от памяти, внимания, логического мышления, мелкой моторики. Но есть и те факторы, которые влияют именно на речь, например, артикуляция или сила дыхания. Кстати, в статье: “Игры на развитие дыхания для детей” мы рассказывали про игры на развитие дыхания, они здорово запускают речь.

Но что делать, если вашему малышу уже исполнилось 2 года, а он еще совсем не говорит? В статье: “Ребёнок не говорит в 2 года” мы рассказывали про причины молчания двухлетних детей и про способы запуска речи. А затем вы сможете вернуться к этой статье!

Игры на увеличение словарного запаса

Не бойтесь давать ребенку достаточно сложные, на ваш взгляд, слова и термины. Активно используйте глаголы и прилагательные. Избегайте «облегченных» слов, ваш ребенок уже их перерос. Постоянно увеличивайте словарный запас. Отлично в этом помогают книги и развивающие пособия. Дело в том, что без них ребенок усваивает только те слова, которые часто произносят в его окружении. А в литературной речи много слов, которые редко встретишь в живой речи.

Игры на увеличение словарного запаса у детей 2-3 лет

Во что можно поиграть:

Волшебный мешочек. Соберите небольшие игрушки, например, животных, в непрозрачный мешочек. Доставайте по одной игрушке, называйте ее и давайте малышу в руки. Затем действуйте в обратном порядке. Вы называете животное, а ребенок складывает игрушку в мешочек. Усложняем игру во время второго раунда, теперь, когда вы достаете игрушку, ребенок сам должен ее назвать. И при складывании игрушек спрашивайте у ребенка «Какое животное мы положим в мешочек?».

Робот. Сперва ребенок играет за робота, а взрослый управляет им. Давайте простые подвижные задания: подними руки, хлопни, топни ножкой, повернись. Затем вы меняетесь местами. Теперь спрашивайте «Что мне сделать?».

Игры из серии «Кто где живет», «Кто что ест», «Где чей хвост». Игры направлены на развитие памяти и речи. Ребенку нужно соединить зайца с норкой, а затем сказать «Зайчик живет в норе» и так далее. Игра учит запоминать предметы, а также использовать словоформы. Игры могут выглядеть по-разному, в виде лото, пазлов. Мы предлагаем игры с прищепками, они дополнительно развивают мелкую моторику, а это отлично дополняет речевое развитие. Скачать игры можно по ссылкам ниже.

Игра с прищепками Кто где живет
Игра с прищепками Кто что ест

А в статье: “Игры с прищепками для детей” вы можете найти большую подборку игр с шаблонами для скачивания, которые тоже помогут вам развивать речь вашего малыша. 

Загадки в лесу. Продолжаем тему животных, теперь делаем акцент на их действиях и звукоподражаниях. Предлагаем ребенку поехать на машине в лес, имитируем поездку, приехали. Далее ведем диалог, можно дополнительно показывать картинки лесных животных. Пример диалога: «Мы приехали в лес, слышишь, ух-ух, кто так ухает? Да, это сова. Где она живет? Верно, в дупле. Поехали дальше, кого мы встретим? Это заяц! Покажи, как он прыгает? Высоко! А кто это тут так рычит? Волк! Какого цвета у него шерстка? Серого! А какие зубки? Острые! Как он рычит? Р-р-р» и так далее. Затем обязательно подведите итог вопросом: «Кого мы встретили в лесу»,перечислите всех животных, их особенности. Затем также можно «поехать» в зоопарк или на ферму.

Идем в магазин. Кукла решила устроить ужин для приглашенных в гости игрушек. Но она поняла, что у нее дома нет ни посуды, ни продуктов. Разложите на столе игрушечные фрукты, овощи и посуду. Попросите от лица куклы у ребенка сходить в магазин, обсуждайте каждую покупку. «Зачем нам кружки? Пить из них чай. А кого кукла угостит морковкой? Зайчика. Чем мы будем кушать суп? Ложкой. Сколько тарелочек нужно для игрушек? Три. Какого цвета тарелочки? Синие».

Увеличиваем словарный запас у ребёнка 2-3 лет

Закончи слово. Игра не только расширяет словарный запас, но и учит слышать части слова, делить его на слоги. С детьми 2 лет можно играть так – показываете предмет и называете половину слова: «Ма-ши», ребенок отвечает «на». С детьми 2,5 лет можно играть без демонстрации предмета, вы просто начинаете слово, а ребенок подхватывает.

Длинные слова. Игра направлена на образование слов с двумя корнями. Часто это приводит к словотворчеству и придумыванию несуществующих слов, это тоже отлично. Покажите ребенку зайку, какие у него длинные уши. Значит от длинноухий. А у ежика короткие лапы. Какой он? Коротколапый. Варианты слов: сероглазый, самолет, трехэтажный, книголюб, молоковоз, черноволосый, звездолет.

Развиваем речь ребёнка 2-3 лет

Цветные коробочки. Сделайте 4 цветных коробочки красного, зеленого, синего и желтого цветов. С ними ребенок может пройти по комнате и собрать игрушки разного цвета, при этом проговаривая сочетание цвет+предмет. Чтобы добавить игровой момент, скажите, что это зверушки собирают чемоданы в путешествие. Крокодил любит все зеленое, что он положит в свой чемодан? Он положит зеленый кубик, зеленую лопатку, зеленый шарфик. А какой цвет любит цыпленок? Если нет возможности сделать разноцветные коробочки, можно использовать вот такие дидактические пособия: 

Игры для развития связности речи

Связность речи – это способность складывать слова и фразы в предложения. Этому навыку нужно учить, потому что дети 2 лет, как правило, предпочитают отвечать на вопросы односложно. Им еще сложно построить фразу.

Игры для развития связности речи у ребёнка 2-3 лет

Чтобы облегчить эту задачу, играем с ними в игры:

Позови мишку в гости. Возьмите любимую игрушку ребенка и скажите ему, что она пришла в гости. Каждый хозяин или хозяйка должны гостю все-все показать, иначе как мишка (или другая игрушка) поймет, где у нас кухня, а где ванная. Взрослый играет за мишку и задает вопросы от его лица. Вы вместе проходите по комнатам, называете их и подходите ко всем предметам. Пример диалога на кухне: «А что это? Кастрюля. А зачем она нужна? В ней нужно варить суп. А какой суп ты любишь?». Так ребенку приходится самому выступать в роли главного, рассказчика, ему нужно давать развернутые ответы, а не только отвечать односложно.

Яблоко или тарелка. Игра поможет закрепить обобщающие слова, а также научить строить простые предложения с несколькими однородными словами. Вы сразу предупреждаете ребенка, что можете ошибаться, его задача – сказать, верное или неверное утверждение, а затем повторить правильное предложение. Взрослый может давать такие утверждения: яблоко и апельсин – это фрукты. Помидор и огурец – это ягоды. Тарелка и кружка – это посуда. Футболка и брюки – это мебель. Ребенку нужно повторить верное утверждение, например: помидор и огурец – это овощи.

Что я вижу на улице. Отлично подходит во время прогулки, например, по дороге в садик. Если на улице ненастная погода, можно поиграть, смотря в окно. Задача простая – по очереди называть предметы и явления, которые вы наблюдаете, затем немного их характеризовать. Например: я вижу дерево. У него желтеют листья. Ветер дует, а ветки качаются.

Загадки с договариванием. Сам жанр загадок отлично подходит для развития речи, ребенок внимательнее относится к признакам предметов. Для детей 2-3 лет лучше всего использовать простые загадки, ответы на которые подсказаны рифмой. Пример таких загадок:

Логическая последовательность. Покажите ребенку картинки, на которых происходит простое действие. Для детей третьего года жизни не нужно перемешивать картинки, изменять последовательность, пусть они видят наглядно, как происходит действие. Ваша задача – просто проследить эту последовательность, отметить изменения, рассказать, что происходит, например, яйцо трескается, из него вылупляется птенец. Пусть ребенок сам расскажет, что случилось на картинках. Со временем можно будет повторно использовать эти карточки, но уже с другой целью – разложить их в правильном порядке.

Чего не хватает? Игра развивает внимательность, а также учит строить предложения. Вы показываете картинку, где нет одной детали, спрашиваете, чего не хватает на рисунке? Ребенок отвечает, например, у машины не хватает колеса. Далее вы предлагаете на выбор несколько картинок, ребенок находит ту, на которой изображено колесо. Карточки для скачивания: 

Что делают дети? Игра подходит для изучения глаголов, но можно закреплять и прилагательные. Взрослый показывает картинку и спрашивает, что делает мальчик/девочка? Ребенок отвечает. Затем можно обсуждать каждую картинку. Например, если девочка кусает/ест/кушает яблоко, можно спросить, какое яблоко? Сочное, спелое, вкусное, красное, ароматное. Карточки для игры: 

Зазвонил телефон. Игра направлена на построение диалога. Часто ребенок не хочет вступать в развернутый диалог в обычной речи, но с удовольствием сделает это по телефону. Если есть игрушечный телефон, он отлично подойдет для игры, если нет, можно взять пульт от телевизора или что-то еще. Скажите, что по телефону ему звонит зайчик. Разверните диалог так, чтобы ребенок отвечал не только да и нет. Возможные вопросы: как тебя зовут? Как зовут твоих маму и папу? Во что ты любишь играть? Что ты больше всего любишь кушать? Затем можно поменяться ролями.

Игры на развитие грамматических форм слова

Русский язык – один из самых сложных, в частности из-за склонений существительных по падежам, а также из-за большого количества словоформ. Вам предстоит научить ребенка правильно использовать падежи, лучше всего – интуитивно, в повседневной речи, или используя игры.

Покажи и спрячь. Поиграйте в прятки с игрушками. Для этого используйте разные коробочки, банки, предметы. Важно озвучивать, где спрятана игрушка. Например: «Где мишка? В коробке», или «Где кукла? На стуле». Потом дайте возможность ребенку самому прятать игрушки и говорить, где они находятся. Так вы учите использовать ребенка слова с предлогами в разных падежах. Можно добавить использование множественного числа. Тогда можно прятать один кубик, а затем несколько.

Игры на развитие грамматических форм слова у детей 2-3 лет

Мишка-шалунишка. Используйте для игры любимую игрушку ребенка, скажите, что она не хочет сидеть на месте и постоянно прыгает и скачет, а наша задача – ее найти. Во время игры используйте предлоги, разные формы слов и вопросительные предложения. Например, «Где мишка-шалунишка? На плече. Под стулом. В шкафу».

Маленький и большой. Игра научит использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы. Сперва можно рассказать ребенку сказку про Машу и 3 медведей, там девочка сперва садилась на большой стул, затем на маленький стульчик, брала большую ложку, затем маленькую ложечку и так далее. Теперь возьмите три игрушки разного размера, например, маленького медвежонка, среднего и большого медведя. Подготовьте карточки с предметами разных размеров. Задача ребенка – раздать большие предметы большому мишке, а маленькие – медвежонку и т.д, при этом называя их полными и уменьшительно-ласкательными словами. Карточки для игры можно скачать по ссылке ниже.

Один-много. Основная задача – образовывать категорию множественного числа. Но если вы уже изучаете счет до 5 или до 10, можно считать предметы. Тогда существительные будут меняться вместе с числительным: одна бабочка, две бабочки, пять бабочек. Играть можно так: сперва покажите две карточки и попросите ребенка найти, где один предмет, а где много. Затем показывайте карточки по одной и просите сказать, сколько здесь предметов, ребенок будет отвечать: одна груша, много зайцев и т.д. Карточки для скачивания:

Готовим закрутки на зиму. Подготовьте кастрюлю, половник, банку и пластиковые фрукты-овощи. С помощью этой игры дети учатся использовать относительные прилагательные. Вместо игрушечных овощей можно использовать картинки. Играем так: берем яблоко, кладем в кастрюлю, варим варенье из яблок, затем переливаем его в банку. Какое варенье получилось из яблок? Яблочное. Берем клубнику, таким же образом делаем компот. Какой компот из клубники? Клубничный. Из огурцов делаем салат. Какой салат? Огуречный. Из томатов сок, и так далее.

Развитие фонематического слуха, силы голоса и интонации

Если ребенок хорошо различает звуки, то ему будет проще их произносить. Кстати, именно по этой причине не рекомендуется «сюсюкать» с детьми, коверкать произношение звуков, ведь если они не будут слышать реальное звучание слов, то и не смогут их правильно произнести. Говорить тихо и громко – еще одна непростая задача для двухлетнего ребенка. У детей еще не очень хорошо развиты навыки контроля за своими голосовыми связками, и наша задача – научить его.

Развитие фонематического слуха, силы голоса и интонации

Покажи, где звоночек? Возьмите колокольчик или любой другой звучащий предмет. Посадите ребенка по центру комнаты с закрытыми глазами и с разных сторон звоните в колокольчик. Попросите ребенка рукой указывать, откуда доносится звук.

Повтори за мной. Взрослый хлопает в ладони, а ребенок повторяет за ним. Можно делать разное количество хлопков с разным интервалом, ритм должен быть максимально простым, из 3 звуков и пауз, не больше. Ритм – очень важная составляющая развития речи. В статье: “24 музыкальные игры для детей” мы рассказывали про игры для развития музыкального слуха, некоторые из них отлично подойдут для запуска речи.

Хлопни, когда услышишь звук. Игра направлена на различение звуков из их потока. За спиной ребенка, чтобы он не видел, издавайте разные звуки с помощью предметов. На один из них, обозначенный заранее, ребенок должен хлопать. Затем можно поменять звук, который нужно услышать.

Игры на развитие фонематического слуха у детей 2-3 лет

Гномы и великаны. Это модификация классической активной игры на внимание, но здесь тренируется также и различение тембра голоса. Ведущий говорит слово «гномы» тихо, шепотом, дети должны присесть на корточки. А слово «великаны» говорит громко, басом, детям, соответственно, нужно встать и поднять руки. Затем ведущий начинает путать детей, говоря «гномы» громко, и наоборот. Задача детей – ориентироваться на слова, а не на громкость голоса.

Кукла спит. Уложите куклу спать и скажите ребенку, что когда она спит, нужно говорить тихо, шепотом, иначе она проснется. Обсудите что-нибудь тихо, но не очень долго – ребенку надоест. Затем скажите, что кукле пора вставать, и можно говорить громко. Можно повторить игру 2-3 раза.

Точки и вопросительные знаки. Дети третьего года жизни уже неплохо понимают вопросительную интонацию, но этот навык стоит закрепить. Когда взрослый задает вопрос, ребенок должен хлопнуть. Когда взрослый говорит повествовательное предложение, ребенок топает ножкой. Это может даться непросто, поэтому сперва предложите ему повторять фразу за вами, интонацией выделяя вопросительное слово и хлопая в такт ему.

Игры на развитие силы голоса для детей 2-3 лет

Подарок. Теперь оттачиваем экспрессивно окрашенную речь и восклицательную интонацию. Разыграйте с ребенком сценку, в которой один участник дарит другому подарок. Предложите ребенку коробочку, в которую он может положить что угодно. Затем ему нужно подарить вам этот подарок, а вам – эмоционально отреагировать, например, так: Ух ты! Что это? Подарок? Это мне? Ура! Как он гремит! Посмотрим, что там внутри. Уау, это машинка! Спасибо! Затем меняйтесь местами, если ребенок сам не говорит восклицательными фразами, задавайте наводящие вопросы: Ты рад? Тебе нравится подарок?

Изучать разные интонации очень удобно, играя в игры на развитие эмоционального интеллекта. Ведь интонации удивления, радости, разочарования, злости очень отличаются. Большую подборку игр для изучения эмоций мы собрали в статье “Как развивать эмоциональный интеллект у детей: игры и упражнения”.

Дети третьего года жизни запоминают все на ходу. Хотя нет, на бегу, ведь их не остановить. У них не только большая познавательная активность, но и физическая, поэтому так важно чередовать подвижные игры с дидактическими. Добавляйте в каждую игру на развитие речи больше сюжетно-ролевых элементов, разговаривайте со своим малышом постоянно, ведь каждое действие, каждый предмет вокруг – это наглядное пособие для развития. А наша подборка игр поможет вам развить те речевые навыки малыша, которые еще требуют совершенствования!

Оцените статью:
(10 оценок, среднее: 4,90 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[bvi text='Версия для слабовидящих']

Вам также может понравиться