Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников

Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников

Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников

Скачать

Поделиться

Как научить ребенка говорить чисто, красиво, правильно использовать слова и хорошо произносить звуки? Можно с детства водить ребенка к логопеду, а можно – воспитывать звуковую культуру речи самостоятельно, используя игры и простые упражнения в домашних условиях. В статье мы даем описание игр на артикуляцию, изучение и дифференциацию звуков, слоговое деление слов для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Звуковая культура речи – это комплекс артикуляции и интонирования, который отвечает за формирование звучащей речи. Он включает в себя правильное произношение отдельных звуков и слов, высоту тона, силу звука, тембр, ритм, а также вопросительные, повествовательные, восклицательные интонации, перечисление и разделение.

Особенности развития звуковой культуры

Фонетическая, то есть звуковая сторона речи усваивается у ребенка одна из первых. Даже в том возрасте, когда малыш еще не говорит самостоятельно, он использует звукоподражания, а также хорошо улавливает тон речи взрослых. В будущем эти навыки способствуют увеличению пассивного и активного словаря, а также лучшему усвоению программы обучения русскому языку.

Особенности развития звуковой культуры у детей

В русском языке достаточно сложная фонематическая структура, поэтому работа над ее изучением идет не только в раннем дошкольном возрасте, но и на протяжении всего взросления, школы. Но чем раньше взрослые занимаются развитием фонематического слуха ребенка и правильным интонированием, тем быстрее он научится говорить, писать и читать, а также получит наиболее развитые коммуникативные навыки.

Данная статья основана на методике развития речи детей дошкольного возраста Ушаковой О.С., Струниной Е.М. В статье мы приводим положения и рекомендации из работы ученых, в соответствии с возрастными особенностями детей.

Какая работа может быть проведена с ребенком в рамках развития звуковой культуры речи:

  • развитие фонематического слуха, то есть умение различать фонемы в разном окружении;
  • постановка правильного произношения звуков – не только сонорные и шипящие часто нуждаются в корректировке, проблемы бывают даже с гласными;
  • закрепление орфоэпических норм – расстановка ударений и использование речевых оборотов;
  • средства выразительности речи – интонирование, расстановка пауз, выбор ритма;
  • чистота дикции.
Развитие звуковой культуры речи у детей

Почему так важно развивать звуковую культуру? Дети, которые имеют сложности с произношением или интонированием часто стесняются своей речи, из-за чего закономерно предпочитают меньше общаться. Позже это может привести к снижению познавательной способности и интереса к обучению. В то время как дети, которые говорят чисто и не испытывают при этом проблем, отличаются любознательностью, коммуникативностью и большей познавательной способностью.

Кроме звуковой культуры, важны и другие аспекты развития речи. Вы можете познакомиться с другими статьями Академии Любознательности

В младшей группе (3-4 года)

В возрасте 3-4 лет ведущей работой по развитию речи у детей, в том числе звуковой культуры, является звукопроизношение. Параллельно должна вестись работа по правильной постановке темпа, дикции, интонации. Чтобы суметь произнести звук, ребенок должен его слышать и уметь вычленять в звучащей речи, дифференцировать его из похожих.

Воспитание звуковой культуры речи у детей 3-4 лет

Вся работа над звукопроизношением ведется поэтапно – от более простых звуков к сложным, от резких контрастных фонем – к близким по звучанию, например, твердым и мягким. При этом учитывается не только развитость фонематического слуха ребенка, но и его артикуляция. По таким же принципам работают логопеды и дефектологи.

Кстати, на Академии Любознательности есть статья с логопедическими играми для детей 3 лет, где в том числе есть упражнения на артикуляцию и фонематический слух. А статья «Как организовать логопедические занятия для детей 3-5 лет дома» поможет вам провести игры с максимальной эффективностью.

Рассмотрим игры на воспитание звуковой культуры у детей 3-4 лет.

Угадай, что звучит

Ребенок должен с закрытыми глазами угадывать звуки – звон колокольчика, погремушки, бряцание ключей, шелест скомканной бумаги, стук металлической ложки по стеклянному стакану и проч. Можно играть не только с предметами, но и прислушиваться к окружающему миру. На прогулке – к пению птиц, шелесту листьев, шуму машин. Дома – к звучанию стиральной машины или закипающему чайнику. Цель игры в том, чтобы ребенок не воспринимал звуки как общий шум, а учился их различать.

Для развития слуха очень подходят игры с инструментами. О них мы подробно писали в статье «Музыкальные игры для детей» 

Кто топает?

Игра направлена на восприятие громкости. Взрослый топает громко, как большой медведь, а потом тихо и быстро – как медвежонок. Ребенок должен угадать, чьи это шаги слышны – медведя или медвежонка. Также можно играть и с другими зверьками, чтобы ребенок учился сперва распознавать, а затем сам повторять громкие и тихие звуки. Например, мама-лягушка громко квакает, а лягушонок тихо. Дополнительно можно вводить категорию быстро/медленно. Например, как капает мелкий дождик: ка-а-ап – ка-а-ап. Как капает сильный дождь: кап – кап – кап – кап – кап.

Чистоговорки и скороговорки

Чистоговорки – это короткие двустишия с повторением одного слога, например:

Та – та – та,
У нас дома чистота.

Чистоговорки и скороговорки

Они помогают отрабатывать произношение звуков, а также показывают, как отдельно стоящее звуковое сочетание звучит в слове. Скороговорки для детей 3-4 лет не должны быть сложными. Обычно это 1-2 фразы с часто повторяющимися согласными, например:

Марина грибы мариновала,
Марина малину перебирала.

Скачать карточки с чистоговорками можно по ссылке:

Эхо

Игра направлена на правильное произношение гласных звуков. Отлично подходит в качестве подготовки к играм на вычлениние гласных в словах. Взрослый и ребенок садятся на пол напротив друг друга, между ними мячик. Взрослый катит мяч и называет гласную, ребенок отталкивает мячик и повторяет звук, как эхо.

Потом можно сыграть в «Эхо» не только с гласными, но и с сочетаниями на отработку согласного звука. Например, НА, НО, НИ, НЕ, НЫ и так далее. 

Найди звук

Игру можно проводить с наглядным материалом (игрушки, предметы, картинки) или устно. Взрослый показывает предметы и называет их, задача ребенка – сказать, есть ли в этом слове звук, например, [А]. Выбирайте слова так, чтобы звук встречался и в начале, и в середине, и в конце. Специально тяните звук, делайте на нем акцент.

Когда ребенок научится вычленять звук, можно предложить ему сыграть в игру «Кто умеет говорить [А]?». Взрослый называет животное, ребенок говорит, что зверек произносит. А потом определяет, есть ли в его «словах» нужный звук. Например:

Взрослый: собака.

Ребенок: Гав – гав.

Взрослый: Собака умеет говорить [А]?

Ребенок: Да. Га-а-ав.

Поймай звук

Игра похожа на «Найди звук», но у ребенка остается меньше времени на раздумья, поэтому ее предлагается вводить уже после. Взрослый и ребенок садятся напротив друг друга. Взрослый толкает мяч и произносит слово. Если в слове есть звук, например, [О], малыш ловит мяч. Если нет – отталкивает.

Игра с ребенком 3-4 года Найди звук

Рифмованные загадки

Рифмованные загадки отличаются от обычных тем, что ответ сам приходит на ум из-за созвучия окончаний или слов почти полностью. Очень часто в рифмующихся словах изменен только одни звук. Поэтому это помогает почувствовать и услышать эту фонему, а также то, как только один звук может поменять полностью слово. Примеры таких загадок:

«Как бы мне пошла корона» –
Важно каркает (ворона).

Он в охоте знает толк,
Это серый страшный (волк).

Совместное чтение

Чтение книг очень хорошо помогает развить навыки интонирования. При этом очень важно читать с выражением, паузами, восклицательной и вопросительной интонацией. Если книга предполагает чтение по ролям, то реплики нужно выделять немного другим голосом, меняя тембр, силу звучания. Так, например, в «Теремке» у мышки-норушки голосок будет тонким, а у медведя – низким, грубым.

Совместное чтение с ребенком

Чтение рифмованных произведений также способствует развитию фонематического слуха. Рифма помогает обращать внимание на звучание похожих или одинаковых фонем.

Ролевые игры

Во всех играх, где взрослый и ребенок говорят за других персонажей, важно придерживаться тех же правил, которые касаются чтения, то есть интонирования. Например, можно играть игрушками с разным голосом или говорить реплики от себя, перевоплощаясь то в покупателя, то в продавца. Ролевые игры прекрасно развивают звуковую культуру, потому что ребенку приходится находиться в ситуации живого общения.

Но развитие речи – это всегда комплексный подход к занятиям. Поэтому кроме воспитания звуковой культуры, нужно предлагать упражнения и на прочие категории развития. Познакомьтесь с нашей статьей «Игры для развития речи у детей 3-4 лет». 

В средней группе (4-5 лет)

В этот период происходит активное становление монологической речи, из-за чего дети 4-5 лет проявляют большую заинтересованность к звуковой стороне слов. То есть в 3 года ребенок больше занят тем, чтобы его просто понимали – он только учится говорить. А в 4 года ему уже важно, чтобы его понимали правильно, чтобы он мог сказать как можно больше, чтобы учитывали его оценочное мнение. Из-за этого в словаре появляется много определений.

С детьми 4-5 лет при занятиях важно сделать акцент на правильности звучания сложных звуков, например, сонорных и шипящих. Также следует изучать последовательность произношения фонем в слове, потому что ребята пятого года жизни часто путают буквы в слове местами.

Воспитание звуковой культуры речи у детей 4-5 лет

Благодаря тому, что ребенок в этом периоде уже достаточно хорошо освоил интонационную выразительность, в занятия часто включают стихотворения. При их декламации они могут отточить навыки работы с темпом, паузами и интонациями.

Еще один важный возрастной нюанс – дети уже больше готовы к самоанализу. То есть они умеют слышать собственную речь, замечать в них свои же ошибки произношения. Это очень важно развивать, чтобы быстрее убрать недостатки дикции.

Корзинка слов

Если ребенок уже знаком с игрой «Найди звук», то можно переходить к «Корзинке слов». В этой игре взрослый говорит, что мы идем в поход и собираем с собой корзинку с вещами. Но корзина не простая, в нее помещаются только предметы, которые начинаются на [У] . Задача ребенка (детей): перечислять предметы, которые начинаются на заданный звук, например, утюг, утка.

Потом можно добавить слова, в которых звук встречается не только в начале слова, но и в середине или конце, например, жук, лук.

Как говорит собачка

Задача игры – не выучить звукоподражания животных (ребенок 4-5 лет уже это умеет), а говорить за зверей, меняя интонацию. Для упражнения можно взять не собаку, а любого другого зверька, придумать за него историю. Наш вариант сюжета:

Маленький щенок потерялся и грустно, жалобно гавкает под кустом. Как гавкает щенок? Жалобно, тонким и тихим голоском: гав – гав (ребенок отвечает сам или повторяет за взрослым). Пришла девочка Маша, забрала щенка домой. Он благодарит ее громко, весело: гав – гав. Но дома щенок встретился с кошкой, испугался и начал на нее сердито лаять: гав – гав.

С каждым новым «лаем» ребенок меняет интонацию, в соответствии с ситуацией.

Игра Как говорит собачка

Назови пару

Игра направлена на сравнение похожих по звучанию слов и на подбор рифмы. Взрослый садится на пол напротив ребенка и кидает ему мяч, произнося слово. Задача ребенка – вернуть мяч и придумать рифму к слову. Пример: мишка – шишка, грач – мяч.

Длина слов

В этом упражнении дети учатся определять длину слов, в будущем это поможет при делении на слоги. Но сейчас основной задачей стоит показать, что есть слова короткие, а есть длинные.

Для игры старайтесь брать слова из 1-3 слогов, преимущественно с открытыми слогами, то есть чтобы они оканчивались на гласные: мо-ло-ко, со-ба-ка, ре-ка. Односложные слова, конечно, скорее всего будут закрытыми: кот, луг.

Взрослый по слогам произносит слово, а дети считают, сколько в нем «отрезков». Можно использовать для обозначения слогов кубики. А потом сравнить, какое слово длиннее.

Звуковая гимнастика

Игра подходит для проведения с двумя и более детьми. Взрослый делит детей на две команды. Затем говорит: «Жили-были два брата – Тима и Дима. И любили они делать гимнастику по утрам. Помогите ребятам, сделайте гимнастику вместе с ними».

Звуковая гимнастика

Одна команда делает движения, которые выполняет Тима, другие повторяют за Димой. Задача ребят – дифференцировать звуки [Д] и [Т], чтобы не ошибиться. Взрослый предлагает упражнения, например: «Дима поднимает руки вверх, а Тима – в стороны» и так далее.

Настольная игра «Фефекты фикции»

Игра комплексно направлена на развитие речи и звуковую культуру, в частности. Ребенку нужно будет выполнять упражнения и артикуляционную гимнастику в игровой форме. Исправление ошибок, поиск нужных слов, составление предложений и многое другое – в каждой партии.

Поход в магазин

Дети учатся вычленять согласные звуки в словах. На полу или столе нужно расставить разные овощи и фрукты, игрушечные продукты питания. Ребенок сейчас пойдет в магазин. Но класть в корзинку он может только те продукты, в названии которых есть указанный звук. Например, взрослый называет звук [К], а ребенок набирает в корзину картошку, морковку и лук.

Много упражнений на фонематический слух и артикуляцию вы можете найти в статье «Игры для развития речи для детей 4-5 лет».

В старшей группе (5-6 лет)

Задача этого периода – продолжать развивать звуковую культуру речи, а также дополнять навыки ребенка новыми понятиями. Например, важной на этом этапе является дифференциация звонких и глухих звуков в таких парах слов как Луг – Лук.

Воспитание звуковой культуры у детей 5-6 лет

Продолжают использоваться стишки, скороговорки и чистоговорки. Большое значение также остается за совместным чтением, даже если ребенок уже делает первые попытки самостоятельного изучения книг. Однако если раньше в стишках и рифмованных загадках большее внимание уделялось словам-рифмам, то теперь внимание ребенка следует обращать на ритм предложений.

Ролевые игры больше переходят из пары взрослый и ребенок к сверстникам. Но в этих играх продолжает развиваться звуковая культура, в первую очередь, интонирование, соответствующее ситуации, а также темп и громкость, согласно содержанию высказывания.

Твердый – мягкий

В этом возрасте уже можно познакомить ребенка с парами звуков, отличными по твердости-мягкости, то есть [С] и [С’], [Л] и [Л’] и так далее. Для этого нужно произносить слова, в которых заданные фонемы звучат более ярко. Например: сон и сено, луг и Лена, буква и белка. Взрослый должен специально подчеркивать отличие между твердой и мягкой согласной в словах. А детям нужно говорить, кто произносит это слово:

  • старший брат – он произносит твердые звуки;
  • младший брат – от отвечает за мягкие.

Звуковая цепочка

Ребенок 5-6 лет должен освоить линейный порядок звуковых единиц. То есть то, что есть звук, слог, слово, а потом словосочетание и предложение. Для этого можно играть в звуковые цепочки. Так вы сперва говорите звук, затем придумываете с ним слог, слово и так далее. Например:
[Р’] – РЕ – Река – Глубокая река – В глубокой реке много рыбы.

Затем ход передается ребенку, он придумывает свою цепочку.

Города

Классическая устная игра в города учить вычленять первый и последний звук в слове. С детьми шестого года жизни стоит играть не с названием городов, а просто с любыми существительными. Правила таковы: нужно поочередно называть слово, которое начинаются с последней буквы предыдущего. Например:

Слон – Нога – Ананас – Солнце

Замени слово

Игра с мячом направлена на изучение понятия глухие и звонкие парные согласные звуки. Прежде чем начать игру, предложите ребенку положить руку себе на шею и произнести звуки [С] – [З], [П] – [Б], [Т] – [Д] и другие пары. Ребенок должен заметить, что при произношении глухих звуков горло не «звенит», в то время как со звонкими – начинает вибрировать.

Теперь можно сыграть в «Замени слово». Взрослый толкает мяч и называет слово с глухим звуком, ребенок меняет его на звонкий и возвращает мячик. Потом можно поиграть наоборот, в замену звонких на глухие. Пример таких слов:

Том – Дом

Собор – Забор

Кот – Год

Жест – Шест

Грот – Крот.

Глухой – звонкий

В продолжение знакомства с дифференциацией парных согласных можно сыграть в карточную игру. Нужно два набора карточек:

С предметами. На карточке 3 слова с глухим звуком и 3 – со звонким. Такие карточки нужно подготовить на разные парные звуки.

С колокольчиками. Три колокольчика обычные, символизируют звонкость, а три – перечеркнутые, для глухих звуков. Колокольчики нужно разрезать по линиям.

Скачать карточки можно по ссылке ниже:

Взрослый дает ребенку карточку с предметами и разрезанные колокольчики. Ему нужно произнести вслух слова и определить, какой колокольчик положить. Если в слове звонкая согласная, то обычный. А если глухая, то перечеркнутый.

Актерское мастерство

Дети – актеры театра. И им предстоит пройти пробы. На пробах режиссер просит повторить фразу в разном темпе, с разной громкостью и интонацией.

Ребенок встает на импровизированную сцену. Затем говорит фразу, например, «Колобок, колобок, я тебя съем» быстро и медленно, шепотом, тихо и громко, тонким голосом зайца и басом мишки.

Пароль

Нужно открыть сейф, но чтобы это сделать, нужно назвать подходящее слово. Пароль состоит из трех слогов, а начинается на звук [М]. Например, подойдут слова Мо-ло-ко или Му-ра-вей.

Чтобы ребенок наглядно видел количество слогов, можно положить перед ним три кубика. Также можно менять количество слогов в пароле, известную букву и ее расположение – в начале, середине или конце слова.

Игра пароль

Кузовок

Ведущий говорит:

У меня есть кузовок,
Клади в него все, что кончается на -ОК.

Дети по очереди называют слова с окончанием ОК, например, замок, носок. Будьте внимательны к тому, что дети могут путаться и называть слова, оканчивающиеся на ОГ, например, пирог или творог.

Еще больше игр и упражнений вы найдете в статье «Развитие речи у детей 5-6 лет».

В подготовительной группе (6-7 лет)

В подготовительной группе дети уже ближе знакомятся с буквенным обозначением звуков, многие умеют читать. Большинство знаний, которые были почерпнуты ранее, приобретают более научный характер, углубляются. Ребенок учится обозначать разными цветами гласные и согласные звуки, разделять слоги на письме.

Но в рамках воспитания звуковой культуры особенное внимание уделяется на орфоэпические нормы и правильное использование средств выразительности речи.

На седьмом году жизни дети уже более глубоко изучают структуру языка, а также имеют хорошую память и склонность к самоанализу.

Объясни слово

Дети разбиваются на 2 команды. Ведущий говорит участнику слово. Его задача – объяснить это слово участникам своей команды. Но есть одно «но»: ведущий говорит, какой звук нельзя произносить!

Игра объясни слово

Например, ведущий говорит на ухо слово «кит» – его нужно объяснить. Вслух говорит: «Без звука [Р]». Участник начинает объяснение: «Большое водное млекопитающее, хищное, живет в …». Хочет сказать «В море», но нельзя, там есть звук [Р], говорит «В океане».

Участники его команды должны угадать слово, а противники – поймать его на ошибке, если он произнесет запретный звук.

Чтение по ролям

Если ребенок умеет читать, можно работать с книгой. Если нет – заучивать реплики наизусть для небольшого спектакля. Для читающих детей седьмого года жизни отлично подойдет «Кошкин дом» Маршака. Задача чтения по ролям – правильное использование средств выразительности, мелодичности.

Добавь слог

Игра направлена на то, чтобы ребенок самостоятельно придумывал слова, имея только начальный слог. Взрослый кидает мяч и называет слог, например, МА. А ребенок возвращает мяч и полностью называет двусложное слово, например, Мама.

Затем можно предложить ребенку игру-перевертыш. Взрослый называет слог в конце слова или в середине, а ребенок придумывает начало. Например, взрослый говорит РА. Ребенок отвечает – Фара.

Звуковая раскраска

Взрослый пишет на бумаге короткие слова, в которых есть мягкие и твердые согласные, например, Кот и Кит. Ребенку нужно фломастером обвести букву К. Синим цветом, если звук твердый, как в слове Кот, зеленым – если мягкий, как в слове Кит.

Поиск

Игра похожа на «Поход в магазин», только в этот раз ведущий не подготавливает специально предметы и не ограничивает детей определенными игрушками. Если играет группа ребят, можно их разбить на 2-3 команды, которые будут искать похожие звуки, например, [С], [З] и [Ц]. Если игра проводится с одним ребенком, то можно сделать несколько раундов – по каждому звуку. Итак, ведущий говорит звук, а дети ищут предметы с этой фонемой в слове.

Верно – неверно

Взрослый называет слово и предлагает несколько утверждений о нем. А ребенок должен отвечать, верно это или нет. 

Игра верно-не верно

Например, слово Кот. Возможные утверждения:

  • Слово начинается с гласной – нет.
  • В слове 3 слога – нет.
  • В слове 3 звука – да.
  • В слове есть 2 гласные – нет.
  • В слове все согласные – твердые – да.

Для наглядности ребенок может перед началом вопросов записать слово.

Четвертый лишний

Взрослый говорит цепочку из 4 слов, а ребенок должен угадать, какое слово – лишнее. Оснований для цепочки может быть несколько:

  • Самая простая – по наличию и отсутствию звука, например, Кот – Собака – Жираф – Крот.
  • По количеству слогов, например, Кот – Кит – Заяц – Лис.
  • По парным звукам, например, Дуб – Тапок – Тюль – Творог.

На седьмом году жизни большинство детей уже учится читать. Поэтому воспитание звуковой культуры неразрывно связано со строением письменной речи. В статье «Как научить ребенка 5-7 лет читать» мы даем советы по обучению, рассказываем о разных методиках.

Чем старше становится ребенок, тем совершеннее его звуковая культура речи. Он имеет развитую артикуляцию, перестает допускать орфоэпические ошибки, хорошо дифференцирует звуки в словах и правильно использует средства выразительности. Занятия с детьми дошкольного возраста – это важный вклад в образование ребенка и его навыки коммуникации.

Оцените статью:
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
[bvi text='Версия для слабовидящих']

Вам также может понравиться