Как научить ребенка читать всего за 3 дня без азбуки и букваря? Рассказываем про методику обучения чтению Чаплыгина с помощью динамических кубиков. Как составлять слова из кубиков и почему методика так нравится детям? Рассказываем в статье.
Евгений Чаплыгин – российский педагог с большим стажем. Во время обучения своих детей он использовал методику чтения по складам. Тут важно отличать склады от слогов. Слог – это одна гласная и рядом стоящие согласные, в то время как склад – это минимальная часть слова. Склад может состоять как из двухбуквенного открытого слога, например, МА, так и из одной согласной или гласной буквы.
Но методика обучения по складам показалась Чаплыгину недостаточно интересной и сложной, работа со складами – трудоемкой. Поэтому он взял этот метод за основу и изобрел собственную методику с динамическими кубиками. Рассмотрим подробнее, в чем она заключается.
Общие принципы методики обучения чтению по кубикам Чаплыгина
Методика чтения по кубикам Чаплыгина – это одновременно игра и самостоятельное обучение. Динамические кубики вращаются и дают возможность складывать буквенные сочетания. Ребенок, которому единожды объяснили принцип сложения кубиков, может самостоятельно делать комбинации и повторять их звучание.
Евгений Васильевич Чаплыгин запатентовал свою методику и продукт, который получил множество наград. Он считает, что обучиться чтению можно всего за три дня при условии, что ребенок уже знает буквы.
Основа методики – это интерес, который вызывает вращение кубиков, а также повторение и логическая последовательность. Кубики вращаются по определенным закономерностям, что позволяет ребенку самому повторять склады: ДА, ДУ, ДЕ и так далее с другими согласными. Запоминание происходит легко, потому что звуковое и зрительное восприятие сопровождается тактильными прикосновениями – ребенок вращает кубики, вовлекая мелкую моторику.
Методика подходит для детей от 3 лет. Но интерес ребенка зависит от многих факторов – подача информации взрослым, любовь к кубикам и конструированию, тяга к новым знанием, развитие устной речи и, конечно, знакомство с самими буквами. Кстати, изучать буквы также можно с кубиками Чаплыгина – как отдельно, так и сразу в буквенных сочетаниях. Поэтому не обязательно начинать с азбуки, можно сразу переходить к кубикам.
В результате ребенок учится читать не побуквенно, а удобными для произношения и запоминания отрезками слова. Затем происходит изучение слов целиком, которые легко формируются из кубиков.
Основной принцип методики Чаплыгина – выбросить из обучения чтению все ненужное, оставить только игру. Ребенок не загружается абстрактными понятиями о гласных и согласных буквах, твердых и мягких звуках. Даже азбука не заучивается наизусть. Остается только увлекательный процесс, который приводит к отлично развитому практическому навыку – чтению. А теорию можно оставить для школы.
Волшебные кубики Чаплыгина – что это?
Волшебные кубики – это набор из:
1. 10 обычных отдельных кубиков, на сторонах которых написаны буквы. Красным цветом – гласные, черным – согласные.
2. 10 динамичных конструкций из двух кубиков, которые соединены между собой перемычками. Они могут вращаться, образуя разные слоги.
Каждый динамический блок дает по 32 комбинации букв. Поэтому из набора можно составить практически любое слово, а также предложения. Сверху на всех кубиках и блоках написаны цифры и нарисованы графические рисунки. По ним взрослым и детям проще составлять комбинации, складывать элементы в слова.
Из двух динамических конструкций можно получить порядка 20 четырехбуквенных слов. А если добавить третий и четвертый блок, то вариативность достигает уже 500 слов. Отдельно стоящие кубики позволяют создавать уже целые предложения.
На этом набор волшебных кубиков Чаплыгина не заканчивается. Вместе с ними идет подробная инструкция по проведению занятий, а также пропись для ребенка. В эту тетрадку он сможет записывать свои результаты и отрабатывать навык письма.
Методические советы
Вместе с кубиками идет инструкция с подробной схемой занятий. Но сперва нужно просто дать ребенку блоки поиграть. Чтобы он потрогал их руками, что-нибудь построил, научился их вращать и сам проявил интерес к написанным на них буквам.
Затем можно переходить к заданиям-играм. Всего в методике 11 блоков, в каждом из которых несколько занятий. Каждый блок рассчитан на изучение конкретного навыка, например, составление простых слов из двух блоков, перестановка букв, знакомство с закрытыми слогами и так далее. При этом к каждому блоку даны игровые рекомендации на ассоциации. Например, если вы выкладываете слово мама или Маша, то здорово будет дать ребенку задание – нарисовать рядом мамин портрет или приклеить картинку Маши — персонажа известного мультфильма. Такие игровые задания на ассоциации дадут ребенку больше мотивации для запоминания.
Чтобы родителям было проще составлять слова, Чаплыгин подробно расписал, в какой последовательности стоит передвигать кубики. Для первых 4 блоков есть подробные памятки для родителей – схемы составления слов. Именно по этим схемам взрослые могут комбинировать кубики и подвижные блоки. Со временем можно будет составлять самостоятельные слова и предложения.
Несмотря на то, что на коробке с кубиками написано, что освоение чтения проходит за 3 дня, на полноценное обучение понадобится больше времени. За первые три дня можно познакомить ребенка с принципом работы и научить его чтению базовых слов из 4 букв. Но для полноценного вдумчивого чтения предложений понадобится не меньше месяца. Чаплыгин предлагает ориентироваться на темп ребенка, учитывать его интерес и концентрацию внимания, а также не забывать про повторение и игры.
Кубики Чаплыгина – в чем отличие от кубиков Зайцева?
Чтение по складам использовали в своем обучении Лев Толстой и Николай Зайцев. Причем Зайцев также в качестве методического пособия предлагает использовать кубики. У него на кубиках сразу написаны склады – одна буква или сочетание из двух букв.
В чем же отличие? Посмотрим в таблице:
Таким образом, кубики Чаплыгина более универсальные и лаконичные. То, что он так скрупулезно подбирал комбинации букв, позволило ему добиться минимального количества элементов при максимальной эффективности.
Но, с другой стороны, кубики Зайцева больше подходят для детей старшего дошкольного и школьного возраста. Когда цель стоит – не только обучение чтению, но и приобретение навыка звуко-буквенного анализа слов.
Преимущества и недостатки методики
Плюсы методики Чаплыгина:
1. Складовое построение слов. Склад – более простая и понятная единица слова, чем слог.
2. Интерактивность кубиков. Вращающиеся элементы занимательны и доставляют удовольствие ребенку.
3. Отсутствие лишних, перегружающих память элементов. Сперва чтение, остальное потом.
4. Тактильно приятные элементы – натуральная древесина.
5. Возможность сделать кубики своими руками.
6. Долговечность пособия – кубики не так просто испортить.
7. Дополнительные материалы – подробная инструкция по каждому занятию.
8. Возможность самостоятельной работы с кубиками. Когда ребенок поймет принцип сложения, он сможет сам составлять комбинации, руководствуясь знаками на верхней крышке блоков.
9. Отсутствие ярких цветов и картинок, отвлекающих от учебного процесса.
10. Разделение по цветам на гласные и согласные. Несмотря на то, что в методике не делается упор на гласные и согласные, ребенок визуально запоминает отличные по цвету буквы.
Минусы кубиков Чаплыгина:
1. Достаточно высокая стоимость набора.
2. Методика не подходит для детей с логопедическими проблемами, по крайней мере до того, как нюансы речи будут устранены. Иначе может зафиксироваться неправильный вариант произношения.
3. Отсутствие заглавных букв. Имена собственные будут фиксироваться в памяти ребенка с той же строчной буквы, что и нарицательные.
4. Методика не подготавливает к прописному начертанию букв, как это делается, например, при обучении чтению по Монтессори.
5. Обучение чтению происходит не ранее, чем с трех лет. А лучше – с того момента, когда ребенок научится чисто и свободно говорить. Если вам нравится теория раннего развития, то вам больше подойдет методика Гленна Домана.
6. Методика не используется в большинстве государственных дошкольных учреждениях. Поэтому это может вызвать диссонанс у ребенка, если дома его будут учить по одному, а в садике – по другому. Самая распространенная садиковская методика обучения – по букварю Жуковой.
Если вам не подходит методика обучения чтению по кубикам Чаплыгина, познакомьтесь с нашей статьей «Как научить ребенка 5-7 лет читать». Здесь мы подробно рассказываем о разных методиках и принципах обучения.
А что ещё: чаплыгинское домино
Чаплыгин также разработал методику обучения счету с помощью домино. Математическое домино Чаплыгина включает деревянные плашки с нанесенными в разном порядке и разным цветом точками и арифметическими знаками. С помощью доминошек можно познакомить ребенка со счетом, составом чиста, а также простыми арифметическими выражениями, и все это – в простой игровой форме. Домино также обещает научить ребенка считать всего за 3 дня, и оно подходит детям от трех лет. Поэтому можно смело брать на день рождения трехлетке набор из кубиков и домино Чаплыгина.
Можно ли научить ребенка читать за 3 дня? Евгений Чаплыгин утверждает, что можно. Для этого понадобятся только интерактивные кубики и немного усердия.