На сайте ведутся технические работы. Возможны сбои при оплате. В случае возникновения ошибок просим обращаться по электронной почте:
mail@academy-of-curiosity.ru Также возможно некорректное отображение картинок. Приносим извинения за доставленные неудобства!
Мы в соцсетях:
Прививайте любовь
к знаниям играя!

Кубики Чаплыгина: методика обучения чтению

Как научить ребенка читать всего за 3 дня без азбуки и букваря? Рассказываем про методику обучения чтению Чаплыгина с помощью динамических кубиков. Как составлять слова из кубиков и почему методика так нравится детям? Рассказываем в статье.

Евгений Чаплыгин – российский педагог с большим стажем. Во время обучения своих детей он использовал методику чтения по складам. Тут важно отличать склады от слогов. Слог – это одна гласная и рядом стоящие согласные, в то время как склад – это минимальная часть слова. Склад может состоять как из двухбуквенного открытого слога, например, МА, так и из одной согласной или гласной буквы.

Но методика обучения по складам показалась Чаплыгину недостаточно интересной и сложной, работа со складами – трудоемкой. Поэтому он взял этот метод за основу и изобрел собственную методику с динамическими кубиками. Рассмотрим подробнее, в чем она заключается.

Общие принципы методики обучения чтению по кубикам Чаплыгина

Методика чтения по кубикам Чаплыгина – это одновременно игра и самостоятельное обучение. Динамические кубики вращаются и дают возможность складывать буквенные сочетания. Ребенок, которому единожды объяснили принцип сложения кубиков, может самостоятельно делать комбинации и повторять их звучание.

Евгений Васильевич Чаплыгин запатентовал свою методику и продукт, который получил множество наград. Он считает, что обучиться чтению можно всего за три дня при условии, что ребенок уже знает буквы.

Принципы методики обучения чтению по кубикам Чаплыгина

Основа методики – это интерес, который вызывает вращение кубиков, а также повторение и логическая последовательность. Кубики вращаются по определенным закономерностям, что позволяет ребенку самому повторять склады: ДА, ДУ, ДЕ и так далее с другими согласными. Запоминание происходит легко, потому что звуковое и зрительное восприятие сопровождается тактильными прикосновениями – ребенок вращает кубики, вовлекая мелкую моторику.

Методика подходит для детей от 3 лет. Но интерес ребенка зависит от многих факторов – подача информации взрослым, любовь к кубикам и конструированию, тяга к новым знанием, развитие устной речи и, конечно, знакомство с самими буквами. Кстати, изучать буквы также можно с кубиками Чаплыгина – как отдельно, так и сразу в буквенных сочетаниях. Поэтому не обязательно начинать с азбуки, можно сразу переходить к кубикам.

Принципы методики Чаплыгина

В результате ребенок учится читать не побуквенно, а удобными для произношения и запоминания отрезками слова. Затем происходит изучение слов целиком, которые легко формируются из кубиков.

Основной принцип методики Чаплыгина – выбросить из обучения чтению все ненужное, оставить только игру. Ребенок не загружается абстрактными понятиями о гласных и согласных буквах, твердых и мягких звуках. Даже азбука не заучивается наизусть. Остается только увлекательный процесс, который приводит к отлично развитому практическому навыку – чтению. А теорию можно оставить для школы.

Волшебные кубики Чаплыгина – что это?

Волшебные кубики – это набор из:

1. 10 обычных отдельных кубиков, на сторонах которых написаны буквы. Красным цветом – гласные, черным – согласные.

2. 10 динамичных конструкций из двух кубиков, которые соединены между собой перемычками. Они могут вращаться, образуя разные слоги.

Волшебные кубики Чаплыгина – что это

Каждый динамический блок дает по 32 комбинации букв. Поэтому из набора можно составить практически любое слово, а также предложения. Сверху на всех кубиках и блоках написаны цифры и нарисованы графические рисунки. По ним взрослым и детям проще составлять комбинации, складывать элементы в слова.

Кубики Чаплыгина. Особенности

Из двух динамических конструкций можно получить порядка 20 четырехбуквенных слов. А если добавить третий и четвертый блок, то вариативность достигает уже 500 слов. Отдельно стоящие кубики позволяют создавать уже целые предложения.

На этом набор волшебных кубиков Чаплыгина не заканчивается. Вместе с ними идет подробная инструкция по проведению занятий, а также пропись для ребенка. В эту тетрадку он сможет записывать свои результаты и отрабатывать навык письма.

Методические советы

Вместе с кубиками идет инструкция с подробной схемой занятий. Но сперва нужно просто дать ребенку блоки поиграть. Чтобы он потрогал их руками, что-нибудь построил, научился их вращать и сам проявил интерес к написанным на них буквам.

Затем можно переходить к заданиям-играм. Всего в методике 11 блоков, в каждом из которых несколько занятий. Каждый блок рассчитан на изучение конкретного навыка, например, составление простых слов из двух блоков, перестановка букв, знакомство с закрытыми слогами и так далее. При этом к каждому блоку даны игровые рекомендации на ассоциации. Например, если вы выкладываете слово мама или Маша, то здорово будет дать ребенку задание – нарисовать рядом мамин портрет или приклеить картинку Маши — персонажа известного мультфильма. Такие игровые задания на ассоциации дадут ребенку больше мотивации для запоминания.

Методические советы

Чтобы родителям было проще составлять слова, Чаплыгин подробно расписал, в какой последовательности стоит передвигать кубики. Для первых 4 блоков есть подробные памятки для родителей – схемы составления слов. Именно по этим схемам взрослые могут комбинировать кубики и подвижные блоки. Со временем можно будет составлять самостоятельные слова и предложения.

Читаем по методике Чаплыгина

Несмотря на то, что на коробке с кубиками написано, что освоение чтения проходит за 3 дня, на полноценное обучение понадобится больше времени. За первые три дня можно познакомить ребенка с принципом работы и научить его чтению базовых слов из 4 букв. Но для полноценного вдумчивого чтения предложений понадобится не меньше месяца. Чаплыгин предлагает ориентироваться на темп ребенка, учитывать его интерес и концентрацию внимания, а также не забывать про повторение и игры.

Кубики Чаплыгина – в чем отличие от кубиков Зайцева?

Чтение по складам использовали в своем обучении Лев Толстой и Николай Зайцев. Причем Зайцев также в качестве методического пособия предлагает использовать кубики. У него на кубиках сразу написаны склады – одна буква или сочетание из двух букв.

В чем же отличие? Посмотрим в таблице:

Таблица. Отличия кубиков Чаплыгина от кубиков Зайцева

Таким образом, кубики Чаплыгина более универсальные и лаконичные. То, что он так скрупулезно подбирал комбинации букв, позволило ему добиться минимального количества элементов при максимальной эффективности. 

Кубики Чаплыгина – в чем отличие от кубиков Зайцева

Но, с другой стороны, кубики Зайцева больше подходят для детей старшего дошкольного и школьного возраста. Когда цель стоит – не только обучение чтению, но и приобретение навыка звуко-буквенного анализа слов.

Преимущества и недостатки методики

Плюсы методики Чаплыгина

Плюсы методики Чаплыгина:

1. Складовое построение слов. Склад – более простая и понятная единица слова, чем слог.

2. Интерактивность кубиков. Вращающиеся элементы занимательны и доставляют удовольствие ребенку.

3. Отсутствие лишних, перегружающих память элементов. Сперва чтение, остальное потом.

4. Тактильно приятные элементы – натуральная древесина.

5. Возможность сделать кубики своими руками.

6. Долговечность пособия – кубики не так просто испортить.

7. Дополнительные материалы – подробная инструкция по каждому занятию.

8. Возможность самостоятельной работы с кубиками. Когда ребенок поймет принцип сложения, он сможет сам составлять комбинации, руководствуясь знаками на верхней крышке блоков.

9. Отсутствие ярких цветов и картинок, отвлекающих от учебного процесса.

10. Разделение по цветам на гласные и согласные. Несмотря на то, что в методике не делается упор на гласные и согласные, ребенок визуально запоминает отличные по цвету буквы.

Преимущества и недостатки методики

Минусы кубиков Чаплыгина:

1. Достаточно высокая стоимость набора.

2. Методика не подходит для детей с логопедическими проблемами, по крайней мере до того, как нюансы речи будут устранены. Иначе может зафиксироваться неправильный вариант произношения.

3. Отсутствие заглавных букв. Имена собственные будут фиксироваться в памяти ребенка с той же строчной буквы, что и нарицательные.

4. Методика не подготавливает к прописному начертанию букв, как это делается, например, при обучении чтению по Монтессори

5. Обучение чтению происходит не ранее, чем с трех лет. А лучше – с того момента, когда ребенок научится чисто и свободно говорить. Если вам нравится теория раннего развития, то вам больше подойдет методика Гленна Домана

6. Методика не используется в большинстве государственных дошкольных учреждениях. Поэтому это может вызвать диссонанс у ребенка, если дома его будут учить по одному, а в садике – по другому. Самая распространенная садиковская методика обучения – по букварю Жуковой

Если вам не подходит методика обучения чтению по кубикам Чаплыгина, познакомьтесь с нашей статьей «Как научить ребенка 5-7 лет читать». Здесь мы подробно рассказываем о разных методиках и принципах обучения. 

А что ещё: чаплыгинское домино

Чаплыгин также разработал методику обучения счету с помощью домино. Математическое домино Чаплыгина включает деревянные плашки с нанесенными в разном порядке и разным цветом точками и арифметическими знаками. С помощью доминошек можно познакомить ребенка со счетом, составом чиста, а также простыми арифметическими выражениями, и все это – в простой игровой форме. Домино также обещает научить ребенка считать всего за 3 дня, и оно подходит детям от трех лет. Поэтому можно смело брать на день рождения трехлетке набор из кубиков и домино Чаплыгина.

Можно ли научить ребенка читать за 3 дня? Евгений Чаплыгин утверждает, что можно. Для этого понадобятся только интерактивные кубики и немного усердия.

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ
БУДЬТЕ С НАМИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Мы в соцсетях:
Будьте в курсе последних новостей и акций. Участвуйте в обсуждениях и конкурсах
Все права на материалы, находящиеся на сайте www.academy-of-curiosity.ru, охраняются в соответствии с действующим законодательством. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.academy-of-curiosity.ru обязательна. Академия Любознательности © 2017-2024 ИП Дьяченко Ирина Сергеевна ИНН: 230810282573 ОГРНИП: 315230800008031
×

Cart