В чем преимущество обучения чтению детей по методике Марии Монтессори с 4 лет? Рассказываем в статье про основные принципы обучения, преимущества и недостатки способа, даем практические советы и игры для занятий.
Методика раннего развития детей Марии Монтессори признана во многих странах. Она считается оригинальной, но при этом очень органичной для естественного развития. Однако обучение чтению по Монтессори всё ещё вызывает много вопросов и сомнений: как это так – сперва научить писать, а только потом читать? Подробно рассмотрим в статье, как подготовить ребенка к чтению по способу Монтессори.
Основные принципы обучения
Методика Марии Монтессори основана на сенситивных периодах развития детей. Это периоды, в которые дети более восприимчивы к разным способам восприятия. В возрасте от 0 до 5,5 лет дети чувствительнее всего к сенсорному развитию. Поэтому большинство занятий, в том числе по обучению чтению, проходят с применением тактильных материалов. Освоение речью лучше всего проходит с 2 до 3 лет, а для чтения и письма лучший момент – это возраст 4–4,5 лет.
Мария Монтессори считает, что написанием первых букв следует начинать заниматься с 4 лет, так как в этот период дети с увлечением рисуют, проводят линии, штриховки, обводят рисунки по точкам. Причем сперва стоит давать именно прописные буквы, а не печатные, так как детям лучше даются плавные линии и круговые движения. В момент написания букв дети знакомятся с их произношением. Педагог отмечает, что у четырехлетних детей интерес к написанию очень высокий, поэтому важно не успустить подходящее время. А вот к 6–7 годам увлеченность письмом спадает, поэтому становится труднее начать подготовку к школе в этом возрасте.
С 4,5 лет можно переходить от письма к чтению. Но так как оба этих навыка неразрывно связаны по методике Монтессори, то рекомендации для родителей имеют общие черты. Знакомить с буквами стоит начинать с 4 лет, но кроме рисования гласных и согласных, нужно использовать наглядные картинки и объемные фигурки. Например, можно лепить буквы из пластилина, чертить их на песке и крупах, делать фигурки из проволоки, строить первые простые слова из кубиков Лего. Кстати, с конструктором можно придумать много полезных занятий, об этом у нас есть статья «Развивающие игры с Лего для детей 2-7 лет».
Важной составляющей обучения является мотивация. Ребенку нужно чувствовать свой успех с самых первых занятий. Поэтому первые слова для чтения должны быть максимально простыми, например, из 3 букв, которые пишутся так, как и слышатся. Взрослый показывает картинку, например, кота, а рядом пишет буквы, проговаривая каждую из них. Затем взрослый спрашивает ребенка, что написано на доске. Ученик видит уже знакомые буквы, помнит произношение и смотрит на иллюстрацию. Все это не дает ему ошибиться, поэтому он читает «кот» и радуется своему успеху. Постепенно слова будут усложняться, а картинки-подсказки исчезать.
Такой принцип обучения называется «интуитивное чтение». При этом не используется чтение по слогам, как у Надежды Жуковой или заучивание слов, как у Гленна Домана. Ребенок соединяет буквы с опорой на изображение. Есть даже карточки с рисунками и словами из 3-4 букв, по которым можно начинать читать, затем переходя на сложные слова и абстрактные понятия.
Отметим основные моменты методики:
1. Используем прописные, а не печатные буквы на первых порах.
2. Говорим ребенку звук, а не букву, то есть [б], а не [бэ].
3. Начинаем с простых гласных и согласных.
4. Сперва пишем буквы, а не читаем.
5. Начинаем составлять слова из 3 букв сразу, как они были изучены, не обязательно ждать всего алфавита.
Как подготовить ребенка к чтению
Дадим несколько рекомендаций, которые пригодятся на подготовительном этапе при обучении чтению, а также во время занятий с ребенком. С помощью таких упражнений дети пройдут весь путь от изучения звука до своей первой книжки.
Выделение звука в словах
Основа слов – звуки. Поэтому первое, что нужно развивать еще в младшем дошкольном возрасте, это звуковое восприятие. В детских садах Монтессори педагоги учат детей слышать один звук в разных словах. Для этого можно произнести 3-5 слов с одной и той же буквой, например: «кот, рот, торт, утка, таз». Ребенок слышит, что во всех словах есть звук [Т], поэтому после этого можно переходить к его буквенному обозначению.
Умение слышать и различать звуки – одно из основополагающих при обучении чтению. Также развивать слуховое восприятие можно с помощью музыкальных игр с детьми.
Развитие мелкой моторики
Письмо предполагает хорошую координацию движений пальцами. Но кроме этого, мелкая моторика способствует развитию тех отделов мозга, которые отвечают за речь и чтение. Поэтому методика Монтессори акцентирует большое внимание играм на развитие мелкой моторики. Причем уклон делается не только на упражнения и игры, но и на бытовые задачи. Предполагается, что детям уже с 2 лет можно доверять часть бытовых дел и задач по самообслуживанию.
Например:
- налить себе воду из кулера;
- убрать за собой посуду;
- протереть стол или пол, если что-то разлил;
- отнести фантик или кожуру от банана в мусорное ведро;
- положить одежду в корзину для грязного белья;
- собрать игрушки.
Затем набор задач усложняются, добавляется чистка зубов, застегивание пуговиц и прочие ежедневные дела, которые позитивно влияют на развитие мелкой моторики. Подробнее про основные принципы устройства обучающей и домашней среды можно почитать в статье «Методика Марии Монтессори».
Рисование и письмо карандашами
Когда вы даете ребенку раскраску, штриховку или пропись для изучения букв, предлагайте ему карандаши (простые или восковые), а не фломастеры. Многие родители предпочитают покупать фломастеры, так как они ярче и лучше пишут. Но в дошкольном возрасте лучше использовать карандаши, так как они лучше развивают моторику.
Нужно делать больше усилий для письма, а проведение линий занимает больше времени. Также ими сложнее выйти за контур, так как концентрация на движениях выше. Поэтому ребенок лучше запоминает написанную букву и подготавливает руку к письму.
Изготовление фактурных букв
Для запоминания букв по методу Монтессори лучше использовать не букварь, а наглядные и тактильные карточки. Педагог предлагала создавать алфавит из картонных карточек с шершавыми буквами. Как это сделать:
1. Нарежьте квадраты или прямоугольники из картона – для гласных и согласных основа должна быть разного цвета.
2. Вырежьте из мелкой наждачной бумаги или другого шершавого материала буквы.
3. Буквы преимущественно должны быть округлыми, как при письме.
4. Наклейте фактурные буквы на картон.
Изучая букву, у ребенка закрепляется материал сразу на трех уровнях:
1. Зрительном – посмотреть на написание.
2. Слуховом – услышать звук, который произносит взрослый.
3. Сенсорном – провести пальцами по шершавой букве.
Затем из этих карточек можно будет составлять слова. Также можно делать объемные буквы, поделки. Например, рисовать контур буквы на бумаге, наносить клей и посыпать сверху крупы.
Составление слов из подвижного алфавита
В Монтессори-садах используют специальные коробочки с деревянными буквами нескольких цветов. Как правило, эти буквы также прописные, а не печатные. С ними нужно работать по аналогии с кубиками: составлять слова. Начинать можно сразу с того момента, как были изучены первые 3-4 буквы. Это позволит заинтересовать ребенка, ведь с первых занятий он получает возможность прочитать слово! Первыми могут стать: трехбуквенные слова, имя ребенка, звукоподражания. Затем можно добавлять слова, в которых неизвестна одна буква. Ребенок получает мотивацию: нужно узнать эту букву, чтобы прочитать слово.
Параллельно не прекращаются занятия по письму. Очень часто четырехлетний ребенок буквально зацикливается на написании, всюду пишет буквы или свое имя – это нормально.
Когда весь письменный алфавит изучен, можно переходить к печатному. Для этого используются такие же коробочки с буквами и остальные игровые принципы. Переход на печатные буквы – важный этап для самостоятельного чтения книг.
Карточки для чтения
Основная особенность карточек для чтения Монтессори с другими наборами – это то, что они разрезные. То есть карточка состоит из двух частей: картинки и написания слова. В продаже есть несколько материалов, которые поделены по этапам.
1 серия: легкие слова
Это слова из 3-4 букв, которые читаются так, как слышатся. Используется принцип интуитивного чтения: ребенок догадывается, какое слово написано, читая первую букву и рассматривая картинку. Со временем можно играть в игру: соедини изображение и слово.
2 серия: окружающие предметы
Можно играть с предметами вокруг. Это слова из категорий посуда, мебель, овощи и фрукты, игрушки и проч. Взрослый показывает написание слова, а затем предлагает отнести буквенную карточку к предмету.
3 серия: карточки по темам
Это закрепление предыдущего материала по карточкам. Ребенку предлагаются слова и картинки по предыдущем темам. Его задача: соотнести слова с изображениями. Проверять их может взрослый или ребенок самостоятельно, если есть второй неразрезанный комплект.
4 серия: списки слов
Карточки уже не содержат картинок, но их можно также классифицировать по темам, добавлять абстрактные понятия. Ребенок просто читает карточки и объясняет слово. Если встречается неизвестное понятие, можно объяснить его самостоятельно или привлечь толковый словарь. Это поможет также приучить ребенка к работе со справочной литературой. Более современный вариант – посмотреть значение слова в интернете. К этому времени ребенок как раз научится набирать буквы на клавиатуре.
5 серия: предложения
Чтобы было интереснее читать целые предложения, можно сыграть с ними в фанты. Например, ребенок читает предложение-задание и выполняет его, затем очередь взрослого. Задания могут быть как полезными (сделать зарядку), так и приятными (съесть конфету).
6 серия: чтение книг
На первых порах подойдут красочные книги с иллюстрациями, в которых не более 5-6 предложений. Или можно подобрать рассказы с картинками для первого чтения. Основной принцип текстов: все слова понятны ребенку и просто читаются. В последствии можно будет постепенно переходить к более сложной детской литературе.
Игры-упражнения для чтения
Базовый принцип развития по Монтессори – все упражнения должны проходить в игровой форме, чтобы не нарушить мотивацию ребенка. Задача взрослых: не научить ребенка читать любыми усилиями, а заинтересовать его. Поэтому в дополнение к базовым упражнениям вы можете использовать разные игры с буквами и словами.
Словесное домино
Сделайте карточки с простыми словами, выделив первую и последнюю буквы другим цветом. Задача ребенка раскладывать слова, как в домино, соединяя одинаковые буквы. Например: «кот – торт – ток – кран – нога». Кстати, словесное домино впоследствии поможет играть в «города» или просто слова устно.
Найди клад
Игра построена по принципу квеста: ребенок читает слово, обозначающее предмет, а затем находит под этим предметом следующую карточку-подсказку. Так ребенок читает слова и имеет мотивацию: в конце цепочки будет спрятан небольшой подарок. Заодно можно закрепить тему мебели.
Что я вижу
Разложите на столе карточки с предметами и словами. И загадайте загадку: «Угадай, что я вижу. Это начинается на [п]». Ребенок читает слова или интуитивно угадывает звук по картинкам. Это помогает закрепить недавно изученную букву.
Игра со слогами
Вам снова понадобятся карточки со словами и предметами. Предложите ребенку хлопать в ладоши, когда вы будете произносить какой-то слог. Затем вместе с ребенком по слогам читайте слова и хлопайте, например, на [ма]. Ребенок зрительно запоминает написание слов и вслушивается в произношение. Позже можно будет играть без карточек, только на слух.
Рисование на манке
Если у вас есть шершавые буквы, их можно положить на стол, а рядом поставить емкость с плоским дном и манкой.
Предложите ребенку сперва провести пальцем по шершавой букве, затем повторить контур по манке. Когда ребенок научится писать буквы пальцем, можно взять в руку палочку или карандаш и оставлять следы на манке ими.
Преимущества и недостатки обучения чтению по Монтессори
Плюсы:
1. Высокая мотивация детей к занятиям.
2. Письмо неразрывно связано с чтением.
3. Высокая скорость обучения и ранний возраст, с которого стоит начинать.
4. Дети не застревают на стадии чтения по слогам.
5. Параллельно развивается мелкая моторика.
Основной минус – требуется большое количество дидактического материала: его можно купить или сделать самостоятельно. Из-за этого методика чаще используется в детских садах, где по одним карточкам и буквам можно научить сразу несколько детей.
Если вы еще находитесь в поисках подходящего метода для обучения ребенка, прочтите нашу статью «Как научить ребенка 5-7 лет читать» с общими рекомендациями и обзором разных методик.