15 игр на развитие внимания для детей 4-5 лет

15 игр на развитие внимания для детей 4-5 лет

15 игр на развитие внимания для детей 4-5 лет

Скачать

Поделиться

Игры на развитие внимания учат ребенка концентрироваться на одном действии, быстро при необходимости переключаться с предмета на предмет и выполнять несколько операций одновременно. Как развить внимание ребенка и зачем это нужно делать в дошкольном возрасте? Читайте в статье!

Аудио-версия статьи "15 ИГР НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ" 15 ИГР НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

«Мой ребенок постоянно всё забывает», «Сын не может сконцентрироваться на рисовании и других занятиях», «Чтобы дочь меня услышала, ей нужно повторить по 2-3 раза одно и то же». Между этими разными, на первый взгляд, проблемами есть один общий момент: недостаточно развитое внимание у ребенка.

Внимание – это процесс, который лежит в основе большинства когнитивных операций: запоминания, восприятия, обработки информации, умения мыслить логически. То есть без развитого внимания практически любая другая деятельность, даже физическая активность, будет заторможена. В статье мы собрали 15 игр на развитие внимания у детей 4-5 лет.

Зачем ребенку 4-5 лет развивать внимание?

Недостаточность или нарушение внимания может выражаться как рассеянность, забывчивость, гиперактивность и даже раздражительность. Ребенок, который плохо концентрирует свое внимание, не может на все 100% задействовать свои навыки, ему приходится тормозить свое развитие, из-за чего страдает его самооценка и нарушается поведение. Вот такой большой «хвост» проблем может за собой тянуть обычная невнимательность. Что уж говорить о трудностях на занятиях в детском саду и на дополнительных секциях – ребенок просто может не успевать за темпом подачи информации.

Зачем ребенку 4-5 лет развивать внимание и память

Существует 6 свойств внимания:

  • объем и распределение внимания – отвечает за умение одновременно контролировать более одного предмета, выполнять несколько действий параллельно;
  • избирательность – способность выделять более приоритетные задачи и ставить на них акцент;
  • устойчивость и концентрация внимания – умение доводить дело до конца, не отвлекаться;
  • переключаемость – возможность быстро перевести свое внимание с одного объекта на другой при необходимости.

Эти свойства могут развиваться неравномерно, но в норме к 4 годам дети имеют уже достаточно устойчивое внимание. Они могут долго концентрироваться на одной игре, могут с увлечением слушать сказку, которую читает взрослый. Однако их может отвлечь посторонний предмет. Кроме того, им бывает сложно сконцентрироваться на конкретном задании, если рядом находится много отвлекающих факторов.

Внимание и память ребенка 4-5 лет

Развитие внимания помогает ребенку увеличить объем обрабатываемой информации, натренировать память и, в целом, чувствовать себя более уверенно. Игры на развитие внимания будут интересны и полезны как тем детям, которые испытывают проблемы с усидчивостью, так и тем, у кого трудностей нет.

Важный момент: внимание и память всегда идут рядом. Особенно это касается возраста 4-5 лет, потому что именно в этот период ребенок учится управлять своей памятью, то есть запоминать не случайно, а произвольно. И в этом процессе активно помогает внимание. Поэтому вы можете посмотреть статью «Как развить память у детей 3-5 лет», где есть игры и упражнения, которые также будут положительно влиять на внимание.

Игры на развитие внимания

Специально тренировать внимание упражнениями без явных нарушений у ребенка не требуется. Достаточно включать в повседневные игры задания на внимание. Когда они проходят в игровой форме, ребенок развивается, практически не прилагая к этому усилий. Выбирайте для игр такое время, когда ребенок не голодный, не уставший и не хочет спать.

Как было раньше?

Покажите ребенку три-четыре предмета или игрушки. Расставьте их в определенном порядке. Затем незаметно поменяйте их местами. Спросите у ребенка, что поменялось. Дайте ему возможность поставить игрушки по своим местам. Альтернативный вариант – убрать одну игрушку и спросить, кто пропал?

Игра на внимательность Как было раньше

Добавьте игровой момент. Например, купая ребенка в ванной, можно взять пластиковый контейнер – это лодка, и 4 фигурки зверей-мореплавателей. На море поднимается шторм, лодка переворачивается. После кораблекрушения трое зверьков забрались обратно на лодку сами. Но четвертый всё ещё плавает по морю. Кого пойдем спасать?

Или так: сделайте 4 домика из кубиков. Заселите четырех зверьков в эти домики, пусть ребенок хорошо запомнит, кто где живет. Затем устройте вечеринку – все вышли потанцевать на улицу, но потом забыли, где они живут. Попросите ребенка проводить каждого зверька в свой домик.

Найди пару

Разложите перед ребенком похожие предметы или картинки. Попросите его найти одинаковые. Есть два варианта игры:

1. Среди большого разнообразия картинок только две из них одинаковые.

2. Все предметы парные, их просто нужно найти и соединить.

Игру можно провести дома без подготовки. Самый простой вариант: после стирки дать ребенку носки, которые нужно разобрать по парам. В ворохе свежего белья ребенок найдет парные носки и положит их вместе. И польза для внимания, и помощь родителям, и развитие самостоятельности и навыков самообслуживания!

Если у вас есть дома игра «мемори», можно перевернуть все карточки лицевой стороной вверх и попросить ребенка собрать пары. Или найти одинаковые пуговицы в большом коробке для рукоделия. То есть подойдут практически любые парные предметы или игрушки, которые можно «затерять» в им подобных вещах.

А можно распечатать карточки с заданиями и решать их в перерывах между играми, во время поездок или в очередях. Вы можете скачать карточки по ссылкам выше.

Поможем художнику

Художник сделал ошибку, например, не нарисовал на картинке какую-нибудь часть или перепутал что-то. А ребенку, как помощнику, нужно найти ошибку и исправить её. Какие могут быть ошибки:

1. Отсутствие важной детали. Например, можно нарисовать заварочный чайник без носика или божью коровку без точек. Это более простой вариант заданий, с них стоит начинать занятия.

2. Нелепицы, или логические ошибки на рисунке. Например, лягушка сидит в птичьем гнезде, а ворона несет в лапах собачью косточку. Это более сложные задания.

Если родители неплохо ладят с творчеством, то могут сами рисовать на мольберте мелками или карандашами в альбоме рисунок, а затем попросить ребенка найти ошибку. А можно бесплатно скачать и распечатать готовые карточки для занятий по ссылкам выше.

Что я слышу сейчас?

Игра на развитие слухового внимания, приучает ребенка быстро реагировать на просьбы, откликаться на имя, а также хорошо воспринимать аудиальную информацию. Предложите ребенку вместе закрыть глаза и сказать, что он сейчас слышит. Играть можно как дома (шум машин за окном, музыка у соседей, работающая стиральная машинка), так и на улице (щебетание птиц, стрекот кузнечиков, разговор детей на площадке).

Кстати, развивая музыкальный слух, вы также тренируете внимание ребенка. В статье «Музыкальные игры для детей» мы собрали упражнения, которые помогают развить слух.

Четвертый лишний

Это классическое упражнение, которое работает сразу на несколько сфер развития: речь, логическое мышление и внимание.

Есть два варианта игры:

1. Визуальный. Более простой уровень игры. Ребенку нужно показать карточку, на которой изображено 4 предмета. Его задача найти неподходящий по смыслу предмет и объяснить, почему он лишний. Внимание сосредотачивается на деталях, ребенок думает не о конкретном образе на картинке, а о деталях, свойствах и функциях предмета. Скачать карточки для скачивания можно по ссылке:

2. Слуховой. Принцип игры такой же, но теперь нужно не показывать, а называть 4 предмета. Ребенку нужно сказать, какое из слов лишнее и объяснить почему. На слух воспринимать предметы труднее, чем визуально, поэтому сперва стоит хорошо закрепить предыдущий уровень игры.

Выполни по образцу

Принцип игры такой: ребенок должен, глядя на образец, выполнить задание на своем листе. Можно расставлять знаки по разным фигурам, раскрашивать похожие картинки, обводить какие-то определенные рисунки в кружок или зачеркивать другие. Суть в том, чтобы ребенок нашел из похожих картинок именно те, которые указаны в задании, и выполнил с ними определенные действия.

На занятии в один день лучше давать только одно задание, чтобы ребенок смог сконцентрироваться на его выполнении. По ссылке ниже вы сможете найти шаблоны с упражнениями на внимательность разной сложности:

Найди и покажи

Игра очень хорошо развивает зрительное внимание. Основное задание такое: найди на картинке конкретный предмет. Можно использовать цветные и черно-белые иллюстрации. Такое задание можно давать по любой книжке с картинками. Детям 4-5 лет уже подходят виммельбухи – там совсем небольшое количество текста и иллюстрации на весь разворот с обилием мелких деталей. Очень часто в таких книжках есть блок «Найди и покажи», когда отдельно вынесены предметы для поиска. Если у вас под рукой нет виммельбуха, можете скачать картинки для поиска по кнопке ниже:

Зашумленные картинки

Это задание направлено на развитие зрительного восприятия и внимания. Ребенку предлагаются изображения, на которых друг на друга наложены контуры разных фигур. Если вы впервые предлагаете ребенку такие картинки, начинайте с простых, в которых только 3-4 предмета, а каждый контур имеет свой цвет. Затем переходите к более сложным заданиям. Бесплатную подборку зашумленных картинок можно скачать по ссылке:

Небылица

Игра на слуховое восприятие. Она чем-то похожа на игру «Поможем художнику», только ошибся на сей раз другой творец – сказочник. Он придумывает сказку, но допускает явные ошибки. Ребенку нужно их исправить.

Взрослый медленно рассказывает сказку или диктует предложения. Но в некоторых из них появляются ошибки. Например, взрослый говорит: «Наступила зима. На улице мороз. С неба падают черные снежинки». Ребенок «ловит» сказочника и возражает: «Не черные, а белые». Способ «поймать» сказочника может быть разный, например, хлопнуть в ладоши или поднять руку, если играет несколько ребят.

Верно – неверно

Для игры вам понадобятся любые карточки с предметами. Может быть вы изучаете сейчас какую-то лексическую тему, например, птицы, посуда, одежда. Но берите уже изученные предметы, чтобы ребенок тренировал именно внимание, а не долго думал перед ответом. Если карточек нет, можно использовать игрушки или другие небольшие предметы.

Взрослый показывает карточку и одновременно называет предмет. Если взрослый показывает то же, что и говорит, то ребенок хлопает в ладоши. Если картинка и слово не совпадают, то он топает ногами. Со временем можно значительно увеличивать темп игры. Правильно хлопнут/топнул – карточка отдается ребенку. Ошибся – взрослому. Потом можно посчитать количество карточек.

Найди отличия

Найди отличия – это классическое упражнение на внимание. В 4 года нужно давать самые простые карточки для сравнения, на которых крупные детали и достаточно явные отличия. Ближе к 5 годам можно усложнять карточки.

Скачать картинки можно по кнопке ниже:

Обезьянки

Игра направлена на двигательную память и внимание. Ребенку нужно повторять за взрослым движения и запоминать их последовательность. Сперва можно просто повеселиться и показать несколько движений, которые «обезьянка» должна повторить. Затем можно делать небольшие танцы, для этого можно включить песенки с движениями.

Еще можно обезьянничать мимику. Ребенку нужно быть внимательным, чтобы повторить такую же мимику или гримасу, как и у взрослого. Также это развивает эмоциональный интеллект и просто бывает забавно!

Карлики-великаны

Еще одна активная игра, которая направлена на внимание и скорость реакции. Ребенку нужно совершать движения по команде взрослого: на слово «карлики» присаживаться на корточки, на слово «великаны» вставать и поднимать руки. Можно путать ребенка, произнося несколько раз подряд одинаковую команду. Игру можно разнообразить дополнительными движениями или подбирать другие слова в качестве команд.

Игра на внимательность Карлики-великаны

Гримируемся

В игре участвует от 2 человек. Один игрок внимательно рассматривает остальных участников: во что они одеты и обуты, какая у них прическа. Затем он отворачивается или уходит в другую комнату. За это время остальные участники меняют свою внешность: переодеваются, надевают головные уборы или перчатки, родительские ботинки и проч. Когда водящий поворачивается, ему нужно назвать все отличия во внешности, которые он заметил. Переодевания, как правило, проходят в детском коллективе очень весело.

Настольные игры на развитие внимания

Внимание и память хорошо развивают:

1. Лото с картинками.

2. Мемори.

3. Детское домино.

4. Любые сортеры по цветам и формам.

Настольные игры на развитие внимания для детей 4-5

Преимущество этих классических игр в разнообразии тематического оформления. Можно найти лото с овощами и фруктами, транспортом, динозаврами – с любой темой, которую вы сейчас закрепляете или к которой проявляет интерес ребенок. То же касается мемори и других перечисленных настольных игр. Также все они имеют более сложные уровни. Например, с помощью домино и лото можно изучать цифры и даже буквы. Есть специальные сенсорные мемори и домино, ароматические и звуковые лото, то есть разнообразие этих игр позволяет выбрать наиболее подходящую.

Кроме классических игр, есть настолки на внимание с более развернутым сюжетом и красочным оформлением. Большую подборку настолок вы можете посмотреть в статье «Обзор настольных игр для детей на память, внимание и скорость реакции».

Развитое внимание – рабочий инструмент интеллекта. Помогите ребенку мастерски овладеть этим инструментом, чтобы любой навык давался ему легко!

Оцените статью:
(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[bvi text='Версия для слабовидящих']

Вам также может понравиться