Игры на развитие внимания учат ребенка концентрироваться на одном действии, быстро при необходимости переключаться с предмета на предмет и выполнять несколько операций одновременно. Как развить внимание ребенка и зачем это нужно делать в дошкольном возрасте? Читайте в статье!
Содержание
- Зачем ребенку 4-5 лет развивать внимание?
- Игры на развитие внимания
- Как было раньше?
- Найди пару
- Поможем художнику
- Что я слышу сейчас?
- Четвертый лишний
- Выполни по образцу
- Найди и покажи
- Зашумленные картинки
- Небылица
- Верно – неверно
- Найди отличия
- Обезьянки
- Карлики-великаны
- Гримируемся
- Настольные игры на развитие внимания
«Мой ребенок постоянно всё забывает», «Сын не может сконцентрироваться на рисовании и других занятиях», «Чтобы дочь меня услышала, ей нужно повторить по 2-3 раза одно и то же». Между этими разными, на первый взгляд, проблемами есть один общий момент: недостаточно развитое внимание у ребенка.
Внимание – это процесс, который лежит в основе большинства когнитивных операций: запоминания, восприятия, обработки информации, умения мыслить логически. То есть без развитого внимания практически любая другая деятельность, даже физическая активность, будет заторможена. В статье мы собрали 15 игр на развитие внимания у детей 4-5 лет.
Зачем ребенку 4-5 лет развивать внимание?
Недостаточность или нарушение внимания может выражаться как рассеянность, забывчивость, гиперактивность и даже раздражительность. Ребенок, который плохо концентрирует свое внимание, не может на все 100% задействовать свои навыки, ему приходится тормозить свое развитие, из-за чего страдает его самооценка и нарушается поведение. Вот такой большой «хвост» проблем может за собой тянуть обычная невнимательность. Что уж говорить о трудностях на занятиях в детском саду и на дополнительных секциях – ребенок просто может не успевать за темпом подачи информации.
Существует 6 свойств внимания:
- объем и распределение внимания – отвечает за умение одновременно контролировать более одного предмета, выполнять несколько действий параллельно;
- избирательность – способность выделять более приоритетные задачи и ставить на них акцент;
- устойчивость и концентрация внимания – умение доводить дело до конца, не отвлекаться;
- переключаемость – возможность быстро перевести свое внимание с одного объекта на другой при необходимости.
Эти свойства могут развиваться неравномерно, но в норме к 4 годам дети имеют уже достаточно устойчивое внимание. Они могут долго концентрироваться на одной игре, могут с увлечением слушать сказку, которую читает взрослый. Однако их может отвлечь посторонний предмет. Кроме того, им бывает сложно сконцентрироваться на конкретном задании, если рядом находится много отвлекающих факторов.
Развитие внимания помогает ребенку увеличить объем обрабатываемой информации, натренировать память и, в целом, чувствовать себя более уверенно. Игры на развитие внимания будут интересны и полезны как тем детям, которые испытывают проблемы с усидчивостью, так и тем, у кого трудностей нет.
Важный момент: внимание и память всегда идут рядом. Особенно это касается возраста 4-5 лет, потому что именно в этот период ребенок учится управлять своей памятью, то есть запоминать не случайно, а произвольно. И в этом процессе активно помогает внимание. Поэтому вы можете посмотреть статью «Как развить память у детей 3-5 лет», где есть игры и упражнения, которые также будут положительно влиять на внимание.
Игры на развитие внимания
Специально тренировать внимание упражнениями без явных нарушений у ребенка не требуется. Достаточно включать в повседневные игры задания на внимание. Когда они проходят в игровой форме, ребенок развивается, практически не прилагая к этому усилий. Выбирайте для игр такое время, когда ребенок не голодный, не уставший и не хочет спать.
Как было раньше?
Покажите ребенку три-четыре предмета или игрушки. Расставьте их в определенном порядке. Затем незаметно поменяйте их местами. Спросите у ребенка, что поменялось. Дайте ему возможность поставить игрушки по своим местам. Альтернативный вариант – убрать одну игрушку и спросить, кто пропал?
Добавьте игровой момент. Например, купая ребенка в ванной, можно взять пластиковый контейнер – это лодка, и 4 фигурки зверей-мореплавателей. На море поднимается шторм, лодка переворачивается. После кораблекрушения трое зверьков забрались обратно на лодку сами. Но четвертый всё ещё плавает по морю. Кого пойдем спасать?
Или так: сделайте 4 домика из кубиков. Заселите четырех зверьков в эти домики, пусть ребенок хорошо запомнит, кто где живет. Затем устройте вечеринку – все вышли потанцевать на улицу, но потом забыли, где они живут. Попросите ребенка проводить каждого зверька в свой домик.
Найди пару
Разложите перед ребенком похожие предметы или картинки. Попросите его найти одинаковые. Есть два варианта игры:
1. Среди большого разнообразия картинок только две из них одинаковые.
2. Все предметы парные, их просто нужно найти и соединить.
Игру можно провести дома без подготовки. Самый простой вариант: после стирки дать ребенку носки, которые нужно разобрать по парам. В ворохе свежего белья ребенок найдет парные носки и положит их вместе. И польза для внимания, и помощь родителям, и развитие самостоятельности и навыков самообслуживания!
Если у вас есть дома игра «мемори», можно перевернуть все карточки лицевой стороной вверх и попросить ребенка собрать пары. Или найти одинаковые пуговицы в большом коробке для рукоделия. То есть подойдут практически любые парные предметы или игрушки, которые можно «затерять» в им подобных вещах.
А можно распечатать карточки с заданиями и решать их в перерывах между играми, во время поездок или в очередях. Вы можете скачать карточки по ссылкам выше.
Поможем художнику
Художник сделал ошибку, например, не нарисовал на картинке какую-нибудь часть или перепутал что-то. А ребенку, как помощнику, нужно найти ошибку и исправить её. Какие могут быть ошибки:
1. Отсутствие важной детали. Например, можно нарисовать заварочный чайник без носика или божью коровку без точек. Это более простой вариант заданий, с них стоит начинать занятия.
2. Нелепицы, или логические ошибки на рисунке. Например, лягушка сидит в птичьем гнезде, а ворона несет в лапах собачью косточку. Это более сложные задания.
Если родители неплохо ладят с творчеством, то могут сами рисовать на мольберте мелками или карандашами в альбоме рисунок, а затем попросить ребенка найти ошибку. А можно бесплатно скачать и распечатать готовые карточки для занятий по ссылкам выше.
Что я слышу сейчас?
Игра на развитие слухового внимания, приучает ребенка быстро реагировать на просьбы, откликаться на имя, а также хорошо воспринимать аудиальную информацию. Предложите ребенку вместе закрыть глаза и сказать, что он сейчас слышит. Играть можно как дома (шум машин за окном, музыка у соседей, работающая стиральная машинка), так и на улице (щебетание птиц, стрекот кузнечиков, разговор детей на площадке).
Кстати, развивая музыкальный слух, вы также тренируете внимание ребенка. В статье «Музыкальные игры для детей» мы собрали упражнения, которые помогают развить слух.
Четвертый лишний
Это классическое упражнение, которое работает сразу на несколько сфер развития: речь, логическое мышление и внимание.
Есть два варианта игры:
1. Визуальный. Более простой уровень игры. Ребенку нужно показать карточку, на которой изображено 4 предмета. Его задача найти неподходящий по смыслу предмет и объяснить, почему он лишний. Внимание сосредотачивается на деталях, ребенок думает не о конкретном образе на картинке, а о деталях, свойствах и функциях предмета. Скачать карточки для скачивания можно по ссылке:
2. Слуховой. Принцип игры такой же, но теперь нужно не показывать, а называть 4 предмета. Ребенку нужно сказать, какое из слов лишнее и объяснить почему. На слух воспринимать предметы труднее, чем визуально, поэтому сперва стоит хорошо закрепить предыдущий уровень игры.
Выполни по образцу
Принцип игры такой: ребенок должен, глядя на образец, выполнить задание на своем листе. Можно расставлять знаки по разным фигурам, раскрашивать похожие картинки, обводить какие-то определенные рисунки в кружок или зачеркивать другие. Суть в том, чтобы ребенок нашел из похожих картинок именно те, которые указаны в задании, и выполнил с ними определенные действия.
На занятии в один день лучше давать только одно задание, чтобы ребенок смог сконцентрироваться на его выполнении. По ссылке ниже вы сможете найти шаблоны с упражнениями на внимательность разной сложности:
Найди и покажи
Игра очень хорошо развивает зрительное внимание. Основное задание такое: найди на картинке конкретный предмет. Можно использовать цветные и черно-белые иллюстрации. Такое задание можно давать по любой книжке с картинками. Детям 4-5 лет уже подходят виммельбухи – там совсем небольшое количество текста и иллюстрации на весь разворот с обилием мелких деталей. Очень часто в таких книжках есть блок «Найди и покажи», когда отдельно вынесены предметы для поиска. Если у вас под рукой нет виммельбуха, можете скачать картинки для поиска по кнопке ниже:
Зашумленные картинки
Это задание направлено на развитие зрительного восприятия и внимания. Ребенку предлагаются изображения, на которых друг на друга наложены контуры разных фигур. Если вы впервые предлагаете ребенку такие картинки, начинайте с простых, в которых только 3-4 предмета, а каждый контур имеет свой цвет. Затем переходите к более сложным заданиям. Бесплатную подборку зашумленных картинок можно скачать по ссылке:
Небылица
Игра на слуховое восприятие. Она чем-то похожа на игру «Поможем художнику», только ошибся на сей раз другой творец – сказочник. Он придумывает сказку, но допускает явные ошибки. Ребенку нужно их исправить.
Взрослый медленно рассказывает сказку или диктует предложения. Но в некоторых из них появляются ошибки. Например, взрослый говорит: «Наступила зима. На улице мороз. С неба падают черные снежинки». Ребенок «ловит» сказочника и возражает: «Не черные, а белые». Способ «поймать» сказочника может быть разный, например, хлопнуть в ладоши или поднять руку, если играет несколько ребят.
Верно – неверно
Для игры вам понадобятся любые карточки с предметами. Может быть вы изучаете сейчас какую-то лексическую тему, например, птицы, посуда, одежда. Но берите уже изученные предметы, чтобы ребенок тренировал именно внимание, а не долго думал перед ответом. Если карточек нет, можно использовать игрушки или другие небольшие предметы.
Взрослый показывает карточку и одновременно называет предмет. Если взрослый показывает то же, что и говорит, то ребенок хлопает в ладоши. Если картинка и слово не совпадают, то он топает ногами. Со временем можно значительно увеличивать темп игры. Правильно хлопнут/топнул – карточка отдается ребенку. Ошибся – взрослому. Потом можно посчитать количество карточек.
Найди отличия
Найди отличия – это классическое упражнение на внимание. В 4 года нужно давать самые простые карточки для сравнения, на которых крупные детали и достаточно явные отличия. Ближе к 5 годам можно усложнять карточки.
Скачать картинки можно по кнопке ниже:
Обезьянки
Игра направлена на двигательную память и внимание. Ребенку нужно повторять за взрослым движения и запоминать их последовательность. Сперва можно просто повеселиться и показать несколько движений, которые «обезьянка» должна повторить. Затем можно делать небольшие танцы, для этого можно включить песенки с движениями.
Еще можно обезьянничать мимику. Ребенку нужно быть внимательным, чтобы повторить такую же мимику или гримасу, как и у взрослого. Также это развивает эмоциональный интеллект и просто бывает забавно!
Карлики-великаны
Еще одна активная игра, которая направлена на внимание и скорость реакции. Ребенку нужно совершать движения по команде взрослого: на слово «карлики» присаживаться на корточки, на слово «великаны» вставать и поднимать руки. Можно путать ребенка, произнося несколько раз подряд одинаковую команду. Игру можно разнообразить дополнительными движениями или подбирать другие слова в качестве команд.
Гримируемся
В игре участвует от 2 человек. Один игрок внимательно рассматривает остальных участников: во что они одеты и обуты, какая у них прическа. Затем он отворачивается или уходит в другую комнату. За это время остальные участники меняют свою внешность: переодеваются, надевают головные уборы или перчатки, родительские ботинки и проч. Когда водящий поворачивается, ему нужно назвать все отличия во внешности, которые он заметил. Переодевания, как правило, проходят в детском коллективе очень весело.
Настольные игры на развитие внимания
Внимание и память хорошо развивают:
1. Лото с картинками.
2. Мемори.
3. Детское домино.
4. Любые сортеры по цветам и формам.
Преимущество этих классических игр в разнообразии тематического оформления. Можно найти лото с овощами и фруктами, транспортом, динозаврами – с любой темой, которую вы сейчас закрепляете или к которой проявляет интерес ребенок. То же касается мемори и других перечисленных настольных игр. Также все они имеют более сложные уровни. Например, с помощью домино и лото можно изучать цифры и даже буквы. Есть специальные сенсорные мемори и домино, ароматические и звуковые лото, то есть разнообразие этих игр позволяет выбрать наиболее подходящую.
Кроме классических игр, есть настолки на внимание с более развернутым сюжетом и красочным оформлением. Большую подборку настолок вы можете посмотреть в статье «Обзор настольных игр для детей на память, внимание и скорость реакции».
Развитое внимание – рабочий инструмент интеллекта. Помогите ребенку мастерски овладеть этим инструментом, чтобы любой навык давался ему легко!