При неправильном захвате ручки портится почерк ребенка, страдает скорость выполнения работ и здоровье спины – может испортиться осанка. Поэтому еще в дошкольном возрасте стоит уделить внимание тому, как ребенок держит карандаш и ручку, сперва при рисовании, затем – при письме. В статье рассказываем, как это можно сделать.
Попробуйте взять ручку в нерабочую руку и вывести хотя бы страничку прописей с непривычки. Правша – в левую руку, и наоборот. Что вы почувствуете? Напряжение, даже болезненность кисти, а еще – не самый лучший результат в тетради. Корявые крючки и закорючки, как и ноющая от усталости кисть не придадут вам уверенности и мотивации, наоборот, захочется поскорее закрыть тетрадку и заняться тем, что у вас получается лучше. Так и с детьми.
Если у ребенка не сформирован захват ручки, то писать становится трудно – кисть находится в неправильном положении, на весу, пальцы неудобно скрючены. Из-за этого письмо приводит к лишнему напряжению рук и неаккуратному почерку. Мотивация учиться может упасть. Поэтому тренировать правильный захват нужно уже с 3 лет, чтобы к школе ребенок уверенно держал ручку и смог сконцентрироваться на получении новых навыков, а не на натруженной руке.
Зачем формировать правильный захват?
Причин для этого много, как физиологических, так и педагогических. При неправильном захвате ручки:
- портится почерк – ребенку не сподручно выводить ровные буквы и правильные соединения между ними;
- снижается скорость написания;
- увеличивается усталость ребенка, снижается концентрация;
- ухудшается осанка и зрение – из-за неправильной посадки часто развивается сколиоз, а близорукость возникает вследствие низкого наклона головы;
- снижается мотивация учиться.
Причем проблема имеет накопительный характер. Если в первом классе скорость письма не самый важный показатель, и малыш умудряется выводить ровные буквы даже при неверном захвате, то уже к средней школе почерк портится достаточно заметно.
В каком возрасте стоит формировать захват?
Правильный захват тренируется постепенно. В этом участвует мелкая моторика рук. Когда малыш 1-1,5 лет берет карандаш впервые, он хватает его в кулак. К 2,5-3 годам может сформироваться щипковый захват, при котором участвуют три пальца (большой, указательный и средний), но при этом они все выпрямлены. И только с 3,5-4 лет дадут плоды занятия по формированию правильного захвата – с поддержкой среднего пальца. Но не для каждого ребенка это универсальный временной период, зачастую захват не удается сформировать до 5 лет, тогда нужно привлекать дополнительные насадки или упражнения, о которых мы поговорим дальше.
До 5 лет нужно следить за двумя основными моментами:
- вкладывать карандаш и ложку в ручку малыша правильно, если он забылся и берет предмет в кулачок;
- развивать мелкую и крупную моторику, координацию движений. Подробнее об этом читайте в нашей статье «Игры на развитие координации движений у детей».
С 5 лет стоит начать специальную коррекцию захвата, при этом на забывая про упражнения на тренировку мелкой моторики. Лучше сформировать уверенный хват до школы, чтобы к 1 классу ребенок пошел уже подготовленный.
Еще одна причина, почему не стоит затягивать с формированием захвата – это закрепление нейронных связей в мозгу и мышечная память. Гораздо проще сразу научить держать ребенка ручку правильно, чем потом переучивать его.
Как понять, что ребенок имеет неверный захват?
Что вас должно насторожить:
1. Ребенок старше 3 лет держит карандаш в кулаке.
2. Пальцы сильно сдавливают ручку, ногти белеют от сильного нажатия.
3. Верхушка ручки направлена вверх или от ребенка.
4. Большой палец ложится сверху указательного.
5. Пальцы лежат почти на бумаге или, наоборот, уползают слишком высоко по карандашу.
Такие проблемы могут быть временными, просто из-за того, что ребенку не показали правильный захват, или он забывает верное расположение пальцев. Но иногда это говорит о плохо развитой подвижности кисти и мелкой моторики рук. Моторные трудности можно преодолеть с помощью специальных упражнений, тренирующих кисть и пальцы. О таких играх и развивающих занятиях мы подробно рассказываем в статьях по развитию мелкой моторики:
Развитие мелкой моторики рук у детей 1-2 года
Что сделать для развития мелкой моторики у детей 1-2 года? Расскажем в статье!
Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет
Мы подготовили самые простые, но в то же время занимательные игры на развитие мелкой моторики для детей 2-3 лет.
Развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет
Как развить мелкую моторику рук у детей 3-4 лет? Предлагаем подборку игр и упражнений.
Развитие мелкой моторики рук у детей 4-5лет
Хорошо развитая мелкая моторика у ребенка 4-5 лет – залог легкого освоения письма в будущем.
Развитие мелкой моторики рук у детей 5-6 лет
Представляем активные игры, творческие занятия и познавательные задания для ребят старшего дошкольного возраста.
Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет
Чтобы ребёнок с лёгкостью усваивал материал в школе, нужно обратить внимание на развитие мелкой моторики рук.
Как правильно держать карандаш?
Интересно, что даже не все взрослые умеют правильно держать ручку, карандаш или кисточку. Так бывает, когда в детском возрасте этот навык не был сформирован, и неправильный хват перешел во взрослую жизнь. Поэтому родителям иногда бывает сложно заметить ошибку у ребенка и помочь ему исправить ее.
В правильном захвате участвует три пальца – большой, указательный и средний. Все они немного подогнуты при письме. Оставшиеся пальцы расслаблены, они лежат, прижавшись к внутренней стороне ладони.
Верхний край ручки лежит между большим и указательным пальцем, а они только придерживают ее и направляют у нижнего конца. Нижний край – лежит на среднем пальце. Удобный захват не предусматривает сильного сжатия.
Кисть лежит на столе расслабленно, без сильного напряжения. Она не выгибается и не поднимается над тетрадью. Локти обеих рук лежат на столешнице, не свисают с нее и не поднимаются над ней.
Указательный палец не должен быть сильно изогнут. Изгиб пальца – минимальный. Карандаш смотрит в плечо руки. Эти правила полностью одинаковые как обеих рабочих рук – правой или левой.
Как показать правильное положение ручки?
Можно выполнять по порядку следующие действия (они показаны на картинке):
1. Выпрямить большой и указательные пальцы, остальные сжать в кулачок.
2. Положить карандаш на вторую фалангу среднего пальца и на выемку между большим и указательным.
3. Сжать пальцы и проверить правильность захвата.
Можно распечатать такую картинку-памятку и повесить ее над рабочим местом ребенка.
Чтобы проверить правильность захвата, можно предложить ребенку сыграть в «Птичку». Указательный палец – это птица, которая клюет зернышки на карандаше. Ребенок убирает палец и постукивает им о карандаш, имитируя клевание зерен – «Тук-тук-тук». При этом карандаш не должен падать и даже двигаться, если он хорошо лежит в руке. Если позже ребенок снова перехватит карандаш неправильно, можно ему напомнить о расположении пальцев вопросом: «Как птичка клюет зернышки?»
Для малышей можно предложить другую игру – «Укладываем карандаш спать». При этом кроватью выступает средний палец, подушкой – указательный, а большой – одеялом. Если карандаш все равно скользит по пальцу ребенка, поставьте на местах соприкосновения фломастером точки. И расскажите, что точка на карандаше должна прикасаться к точке на пальчике.
Есть и другая методика, которая предполагает, что захват ручки должен адаптироваться под особенности ребенка. То есть, нет строгих правил захвата, но есть анатомические особенности, которые нужно учитывать. Чтобы «подстроить» захват под ребенка, рекомендуется поставить карандаш вертикально. Потом ребенок берет карандаш вверху тремя пальцами и скользит ими по стержню вниз. При этом карандаш самостоятельно ложится в ладошку правильно.
Упражнения для тренировки правильного захвата ручки и лайфхаки
Все усилия, направленные на формирование правильного захвата, должны идти в комплексе. Если у ребенка еще не сформирована неправильная привычка, и ему не нужна коррекция, то могут быстро помочь только несколько игр или специальные насадки на карандаши. Но если нужно переучивать ребенка, то невозможно обойтись без специальной гимнастики на развитие моторики.
Для начала, дадим общий совет: начинать упражнения по тренировке правильного захвата лучше на карандашах, а не на ручках или фломастерах. Так как именно карандаши дают небольшое сопротивление при письме, то есть ребенок лучше чувствует весь процесс написания.
Упражнение с волчком
Обычный волчок может стать прекрасным тренажером для тренировки пальцев. Для этого нужно поставить нерабочую руку на пояс, а ведущую согнуть в локте и расположить перед собой.
Тремя пальцами ребенок держит волчок, а мизинец и безымянный прижимает к основанию ладони. Сперва нужно просто статично держать волчок, а затем крутить его из стороны в сторону в динамике. Это укрепляет пальцы и улучшает их скоординированную работу.
Насадки на карандаши
Насадки-тренажеры могут быть выполнены разными способами: иметь ограничитель, углубления на стержне или даже колпачки, в которые помещаются большой и указательный пальцы. Их суть работы в одном: поставить кисть ребенка в такое положение, которое обеспечивает правильный захват. Со временем мышцы ребенка привыкнут к такому положению и смогут держать карандаш без ограничителей.
Работа с насадками сводится к тому, чтобы сперва надеть их на большинство писчих принадлежностей, а затем постепенно снимать. Часто насадки продаются наборами, и это правильно, так как удобнее снабдить тренажером сразу несколько карандашей, а не переставлять его постоянно с одного на другой.
Учителя и дефектологи считают, что такие насадки – это лишь вспомогательный инструмент, который поможет при коррекции неправильного захвата только в сочетании с укреплением мелкой моторики.
Детский эспандер
Сжимание эспандера укрепляет кисть и пальцы. Работа в этом направлении поможет сделать мышцы крепче, а движения руки – скоординированнее.
Детский классический эспандер бубликом можно заменить мячиком. Сейчас есть мячики разных размеров с рельефным покрытием, что делает работу с ним вдвойне полезной. Еще есть кистевые эспандеры, которые работают не на сгибание, а на разгибание пальцев, их можно чередовать с обычными кольцами.
Кусочек бумаги в ладони
Чтобы мизинец и безымянный палец не мешали и не старались обхватить карандаш, можно положить скомканный кусочек бумаги ребенку в ладошку. Ему нужно держать этот комок двумя пальцами, прижимая к основанию ладони. Вместо бумаги можно положить небольшой шарик или ластик.
Канцелярская резинка для исправления почерка
Если ребенок держит ручку правильно, но при этом угол ее наклона растет по отношению к кисти, то можно воспользоваться таким способом: наденьте резинку на запястье, перекрутите ее и накиньте петельку на карандаш. Это помогает держать угол в 30 градусов.
Но если ребенок еще плохо работает тремя пальцами, то такой «поводок» может быть преждевременной мерой и только помешать. Резинку лучше использовать только для школьников, которые уже уверенно пишут, но иногда забываются и меняют наклон ручки.
Игра в дартс
Метод подходит для детей от 5 лет. Дартс бывает магнитный или обычный – подойдет любой. Смысл упражнения в том, что ребенок держит дротик таким же захватом, как и ручку, к тому же, при броске активно действует кисть в сочетании с пальцами – именно то, что нужно для тренировки захвата.
Рисование мелками
Сейчас в продаже есть большие толстые мелки, они продаются сразу в ведерках и привлекают внимание родителей. Еще бы, ведь ими удобнее рисовать. Или нет? На самом деле наоборот, лучше ребенку 2-3 лет давать обычные мелки, да еще и сломанные пополам. Такой маленький мелок очень неудобно брать кулаком, его волей-неволей нужно держать тремя пальцами, а это уже с раннего возраста тренировка щипкового захвата.
Не знаете, что можно делать с мелками на улице? Посмотрите нашу подборку «Игры с мелками для детей».
Трехгранные карандаши
Детям сперва лучше всего давать восковые мелки, затем карандаши, а только потом переходить на ручки и фломастеры. Так ребенок чувствует сопротивление, которое оказывает бумага при письме, тренируют силу нажатия. Все эти материалы для творчества есть как круглые, так и трехгранные. Они очень подходят для тренировки.
Ручки с тремя выемками на силиконовом держателе помогут уже подросшему школьнику при письме. Она автоматически подстраивают пальцы для правильного захвата.
Игра «Маму цап»
Взрослый садится напротив ребенка и дает ему палец. Ребенку нужно ухватиться, но исключительно щипковым хватом, то есть тремя пальцами. При этом взрослый постоянно убирает и показывает палец, чтобы ребенку приходилось ускорять темп. Со временем он автоматически будет хватать правильно, не стараясь взяться всем кулаком.
Игра «Барабанщик»
Захват барабанных палочек очень похож на правильную работу с карандашами, кстати, именно их и можно дать, если под рукой не окажется игрушечного барабана.
Стучать можно по всему – по кастрюлям, коробкам, столу, лишь бы было весело и интересно. Здорово, если вы поставите несколько «барабанов» с небольшим наклоном, так малышу придется менять положение кистей для удара.
Уроки каллиграфии перьевой ручкой
Основное преимущества письма пером – ребенок не сможет закрутить руку так, чтобы костяшки выступали вперед. При таком неверном расположении кисти перьевая ручка просто не будет писать. Поэтому уроки каллиграфии можно вводить в случае, когда пальцы расположены правильно, а вот кисть скачет по тетради или закручивается.
Положение тела за столом
Один из очень важных аспектов не только для почерка, но и для здоровья – верное расположение тела, рук и головы. Обустройте рабочее место так, чтобы:
- ноги стояли на полу или подножке под прямым углом, всей стопой прижаты;
- локти лежат на столе;
- спина касается спинки стула;
- от корпуса ребенка до столешницы – 8-10 см;
- рабочая поверхность стола хорошо освещена.
Хорошо показывают себя парты и конторки с наклонной поверхностью стола. Иногда для письма можно чередовать работу сидя и стоя, но в таком случае столешница должна быть поднята, а стул соответствовать по размером высокой конторке и иметь подножку для устойчивого положения ступней.
Занятия с ребенком по улучшению почерка и правильному захвату ручки должны проходить в дружелюбной обстановке без слов вроде «пишешь как курица лапой» и упреков в непослушании. Только регулярные упражнения, укрепление мышц и развитие моторики помогут ребенку научиться правильно держать ручку.