На сайте ведутся технические работы. Возможны сбои при оплате. В случае возникновения ошибок просим обращаться по электронной почте:
mail@academy-of-curiosity.ru Также возможно некорректное отображение картинок. Приносим извинения за доставленные неудобства!
Мы в соцсетях:

Развитие мелкой моторики рук у детей 5-6 лет

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ

Как развить мелкую моторику рук у детей 5-6 лет? Представляем активные игры, творческие занятия и познавательные задания для развития точных движений пальцами у ребят старшего дошкольного возраста. Они помогут вашему ребёнку в освоении новых знаний и подготовке к школе.

Игры на развитие мелкой моторики у детей старшей группы детского сада в основном направлены на подготовку руки к письму. Кроме того, такие занятия способствуют комплексному развитию речи, памяти и внимания. Чем чаще ребенок играет с мелкими игрушками, занимается творчеством и лепит поделки, тем быстрее развиваются его умственные способности. Поэтому в этой статье мы расскажем, как развивать мелкую моторику у детей 5-6 лет, предложим игры, упражнения и дадим шаблоны для скачивания.

Веселые игры на пальцах

Компанейские игры с использованием рук, в которые можно занять от двух и более детей в короткий промежуток времени, известны многим. В них, как правило, можно играть в любом, даже очень неудобном для игр месте, даже там, где нельзя бегать, прыгать и громко кричать. В таких случаях на помощь приходят собственные ладони и пальцы. Игры развивают моторику рук, общую координацию движений и скорость реакции.

Камень-ножницы-бумага

Начиная с классики, нельзя не вспомнить про древнейшую японскую игру, которая часто используется вместо считалочки, например, чтобы определить, кто первый ходит в настолке, или кто будет водить. Если кто-то подзабыл правила, освежим их в памяти. Есть три основные фигуры:

  • камень – сжатый кулак;
  • ножницы – кулак с двумя прямыми пальцами – указательным и средним;
  • бумага – раскрытая ладонь.
Игра на развитие моторики Камень ножницы бумага

Участники произносят короткую считалку со сжатыми кулаками перед собой (или за спиной): «Камень, ножницы, бумага, цу, е, фа», затем быстро показывают соперникам одну из фигур. Победитель определяется по следующему принципу:

  • камень тупит ножницы;
  • ножницы режут бумагу;
  • бумага заворачивает камень.

Соку-бачи-вира

Эта игра пришла уже из Португалии, вернее, стала популярна целая песенка, припев которой дети напевают и сопровождают движениями рук. Припев простой:

Соку, соку, бачи, бачи,
Соку, соку, вира, вира,
Соку, бачи,соку, вира,
Соку, бачи, вира.

Считалочка произносится речитативом хором. Причем от уровня к уровню темп речи ускоряется, соответственно, и движения тоже. На каждое слово дети должны повторять движение:

Соку – удар кулаками перед собой сжатыми пальцами к себе;

Бачи – хлопок;

Вира – руки крест-накрест, ладони бьют по противоположному плечу.

Игра для детей Соку-бачи-вира

Можно играть самостоятельно, можно в паре или в большой компании. Кроме ускорения темпа, игру можно усложнить, например, делать движения в паре: удары кулаками и хлопки – по чужой ладони и плечу. Проигрывает тот, кто первый начинает путать движения, сбивается с ритма.

Летела корова

Можно играть в компании от двух человек, но лучше 3 и больше. Дети встают в круг и вытягивают в стороны руки. Правая ладонь каждого игрока должна быть сверху левой руки соседа. Таким образом, правые руки как бы должны оставаться подвижными, их не трудно убрать. Дети начинают хором проговаривать считалку, по очереди «передавая» хлопок по руке соседа по часовой стрелке. На каждое слово и цифру считалки – по одному хлопку. Когда цифры в считалочке заканчиваются, тот, кто должен произнести последнюю, пытается хлопнуть по правой руке соседа, а он старается ее убрать.

Игра на развитие моторики летела ворона

Игра очень популярная, поэтому есть много вариантов считалок, например:

– Летела ворона в цветных панталонах, читала газету под номером… – дети говорят хором или по слову по очереди.

– 5 (или другая цифра) – произносит игрок, на котором завершилась считалка.

– 1,2,3,4 – по очереди говорят дети.

– 5 – говорит последний игрок и старается хлопнуть по правой руке соседа слева.

Пианино

Здесь игрокам понадобятся не только ладошки, но и коленки, правда, они скорее выступают в роли декораций, основной инструмент – руки. Дети садятся на скамейку в рядок и кладут руки на колени соседей. Игроки, которые сидят с краев, кладут одну руку на свою коленку, а вторую – на соседскую. Получается, что все руки перекрещены.

Игра для развития моторики пианино

Смысл игры в том, чтобы дети хлопали ладонями по коленям поочередно. То есть в таком порядке, в котором расположены их руки, а не как стоят их колени. Сперва в одну сторону, затем в другую. Темп хлопков постепенно наращивается, и дети начинают допускать ошибки. Кто хлопает вне своей очереди, убирает одну ладонь за спину. Побеждает тот участник, который в самом конце оставит хотя бы одну ладонь на пианино из коленок.

Угадай букву

Это более спокойная игра с развивающей составляющей, теперь проверяется не ловкость рук, а их чувствительность. Один игрок закрывает глаза и вытягивает руку ладонью вверх. Второй участник пальцем или палочкой пишет на руке букву (или цифру, целое слово). Задача участника с закрытыми глазами – отгадать букву, потом игроки меняются местами.

Сложение

Дети встают в круг и выставляют кулаки (на одной или двух руках) перед собой, как во время игры в «Камень-ножницы-бумага». На счет три все разжимают руки и показывают пальцами число от 1 до 5. Задача всех игроков как можно скорее сосчитать все пальцы и назвать их сумму. Кто первый посчитает, тот и победил. При этом развивается не только моторика пальцев, но и навыки быстрого счета.

Игра Сложение. Считаем пальцы

А если принимает участие только два игрока, то можно использовать игру для повторения таблицы умножения. Конечно, в том случае, если вы уже начали ее осваивать.

Бой на пальцах

Два участника встают напротив друг друга и скрепляют правые руки четырьмя пальцами так, чтобы только большие оставались свободными. Во время поединка двигать можно только большими пальцами. Задача – увернуться от противника и прижать чужой палец своим сверху. Важный момент: игра не подходит для тандема «ребенок – родитель», так как у взрослых, как правило, пальцы значительно длиннее, а значит, и шансов на успех больше.

Тайное приветствие

Короткое, но эффективное упражнение на развитие мелкой моторики – тайное приветствие для всех членов семьи или друзей. Придумайте с ребенком определенную последовательность движений рук, которую можно повторять каждый раз при приветствии или прощании. Заложите в эту последовательность тайный смысл, например, так:

  • прикоснуться мизинчиками – я люблю тебя;
  • сцепиться указательными пальцами, как крючками – рад тебя видеть;
  • хлопок, но не всей ладонью, а только ее основанием – мы лучшие друзья и так далее.
Тайное приветствие на пальчиках

Кроме развития моторики, такая привычка приносит пользу отношениям родителей и детей.

Ладушки

Обычные «Ладушки» могут занять двоих ребятишек на десятки минут, они будут оттачивать свое мастерство, повышая скорость движений и прибавляя дополнительные действия, меняя последовательность. Классические движения:

  • хлопок по своим ладоням;
  • хлопок по обеим ладоням второго игрока;
  • хлопок одной рукой по противоположной руке друга;
  • руки крест-накрест и хлопок по плечам;
  • руки крест-накрест и хлопок по ладоням друга.

Особенно изобретательные виртуозы прибавляют более сложные комбинации рук или движения, например, оборот вокруг себя.

Сортер на пальцах

Используйте для этой игры разноцветные маленькие резиночки для волос. Предложите ребенку насаживать резинки на пальцы в определенной последовательности. Кроме мелкой моторики, это упражнение также поможет закрепить цвета, числа, название пальцев, разовьет пространственное и логическое мышление. Можно давать задания устно, а можно – показывать образцы для повторения. Такие карточки с заданиями можно скачать по ссылке ниже:

Это упражнение мы взяли из статьи «Игры с нитками, веревками и резинками для детей», где собрано большое количество увлекательных развивашек из подручных материалов, в том числе для развития моторики.

Творческие игры для развития мелкой моторики

Если использовать творческий подход, любое занятие превратиться в интересную игру. Поэтому мы собрали разные виды творческих занятий, которые помогут ненавязчиво развить мелкую моторику.

Рисуем с закрытыми глазами

Любое рисование развивает мелкую моторику, но детям 5-6 лет иногда бывает недостаточно рисовать или раскрашивать, им хочется привнести игровой момент. Поэтому вы можете устроить соревнование. Пусть все участники честно зажмурят глаза и нарисуют на листе бумаги то, что скажет взрослый, например, дом, дерево, солнце, людей. Потом все откроют глаза и вместе выберут самый удачный рисунок.

Рисование по линейке

Для упражнения понадобится фигурная линейка и лист бумаги. Предложите ребенку несколько сюжетов для рисунков, которые можно нарисовать с помощью шаблонов в линейке.

Рисунки по линейке для детей 5-6 лет

Например:

Снеговик – снежные комы можно нарисовать из кругов разного диаметра.

Ёлочка – из треугольников разной величины.

Домик – квадрат и треугольник.

Море – волнистые линии и прочее.

Кроме того, можно, используя линейку, заштриховать полученные рисунки в разном направлении.

Бумажные куклы

Пятилетние дети уже неплохо умеют обращаться с ножницами, поэтому можно предложить сыграть в бумажные куклы. Ребенок сможет сам вырезать одежду для кукол, а также наряжать их, загибая «плечики» у кофточек, юбок и платьев.

Для детей 5-6 лет выбирайте более крупных кукол с простой одеждой, чтобы вырезание прошло проще, а на следующий год можно брать уже хрупких моделей с ажурными нарядами.

Вы можете нажать на кнопку ниже, чтобы скачать бумажные куклы для вырезания:

Первые шаги в вышивке

Уже в 5-6 лет можно начать делать первые шаги в вышивке. Сперва можно вышивать по картону, используя тупую или пластиковую иглу. Для этого распечатайте шаблон для вышивки, приклейте его на картон и с помощью шила сделайте отверстия под иглу. Теперь покажите ребенку, как просовывать иглу в отверстия, чтобы нитка укладывалась крестом.

Затем можно перейти на обычную иглу и канву с крупной клеткой. Также можно поступить с вышивкой гладью.

Простые шаблоны для первых шагов можно скачать по кнопке ниже:

Аппликации из фетра

К пяти годам ребенок уже научился делать аппликации из бумаги, и можно переходить на работу с более сложным, но тактильно приятным материалом – фетром. Работать с фетром можно двумя способами:

1. Если ребенок уже освоил иголку и нитку, можно сшивать детали выкройки крупными стежками.

2. Если нет – используйте термоклей. Одна-две капли горячего клея отлично скрепляют фетр.

Фетр хорош тем, что его края не сыпятся и не нуждаются в обметке. Кроме того, на фетре можно рисовать фломастерами, например, сделать мордочку для зверушки, или нарисовать точки на мухоморе.

Ниже вы найдете ссылку для скачивания выкроек для плоских аппликаций и объемных игрушек:

Театр теней

Устройте домашнее представление, используя только источник света, собственные руки и фантазию. Эта игра не требует длительной подготовки, нужно только затемнить комнату, поставить светильник напротив ровной стены или повесить белую простынь. Сперва покажите, как с помощью рук можно отбрасывать тень на стену в форме разных зверей. Подборку фигур мы собрали в галерее:

Потом можно разыграть с этими персонажами сценки, диалоги. Если вы увлечетесь теневыми представлениями, из черного картона можно вырезать декорации и фигуры других персонажей. Подробнее о театральном творчестве мы рассказали в статье «Как сделать театр теней самостоятельно».

Игра на музыкальных инструментах

В большинстве музыкальных школ набор осуществляется уже с пятилетнего возраста. Игра на любом музыкальном инструменте требует от артиста гибкости пальцев и хорошей памяти. Вы можете выбрать любой инструмент, который придется ребенку по вкусу: гитару, пианино, скрипку, барабаны и проч. Если вы не уверены, достаточно ли развит у ребенка музыкальный слух и тяга к инструментам, сыграйте с ним в музыкальные игры для детей, так малыш сможет раскрыть свой потенциал еще до поступления в школу искусств.

Пластилинография

Пластилинография – способ лепки из пластилина, при котором материал не только катается колбасками, шариками и жгутами, но и растягивается по картону пальцами. Такие разнообразные движения пальцами способствуют развитию моторики, а также помогают создавать яркие картины, смешивать цвета прямо на холсте.

Основа – картон или плотная бумага. Можно использовать шаблоны, чтобы было легче закрашивать их пластилином. Шаблоны для пластилинографии можно скачать по ссылке:

Шаблоны подобраны так, чтобы можно было работать одновременно в разных техниках:

1. Растягивать пластилин в длинную линию.

2. Рисовать короткими мазками из пластилина.

3. Катать шарики и прижимать их пальцами.

4. Формировать жгутики и тонкие колбаски, укладывая их рядом.

Кроме этого, готовый рисунок можно сделать еще более рельефным с помощью стека, например, надрезать края рябиновых листьев или плавников у рыбок. В этой технике можно не только раскрашивать готовые шаблоны, но и рисовать целые картины. Отлично получаются морские и лесные пейзажи, цветы.

О пластилинографии и других нестандартных способах можно прочитать из статьи «25 необычных техник рисования для детей».

Лесные тропинки

Наберите разнообразные природные материалы: маленькие шишки и желуди, камни, ракушки, а также мелкие детали для творчества, например, пуговицы и мягкие помпоны. Теперь предложите ребенку на картоне выложить из этих материалов извилистые тропинки, приклеивая их к картону на клей. Работа с разнообразными по фактуре материалами отлично развивает моторику.

Рисунки на песке

Для рисования пальцем можно использовать манную крупу или хорошо просеянный сухой песок. Подойдет любая ровная поверхность, но если вы хотите сделать настоящую песочную анимацию, вам не обойтись без подсветки. 

Рисование на песке для детей 5-7 лет

Возьмите большой прозрачный контейнер и переверните его. Внутрь можно положить фонарик или светодиодную полоску. На верхней части контейнера насыпать тонким слоем песок и приступить к творчеству с помощью пальцев.

Письменные задания для развития моторики у детей 5-6 лет

Пятилетние дети в рамках занятий детского сада или во время подготовительных уроков в школе уже знакомятся с прописями и написанием букв и цифр. Поэтому этот раздел во многом будет посвящен развитию школьных навыков. В статье «Как научить ребёнка писать» мы также останавливаемся на этом моменте более подробно.

Прохождение лабиринтов

К пяти годам у детей значительно увеличивается внимательность, они могут следить за непрерывной линией лабиринта достаточно долго. Поэтому можно давать извилистые лабиринты и находилки (линии от одной картинки к другой). Проходить их можно сперва пальцем, затем карандашом.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы скачать лабиринты для детей 5-6 лет:

Рисование по клеточкам

Используя обычный тетрадный лист в клетку и карандаш, можно нарисовать любой графический рисунок из коротких прямых линий – от одной точки до другой. Можно фантазировать и придумывать разные задания:

  • дорисовывать симметричный рисунок;
  • повторять рисунок, который сделает взрослый;
  • соединять линии по точкам или цифрам.

Один из интересных и более сложных вариантов рисования по клеточкам – графический диктант. Ребенок слушает, сколько клеток и в какую сторону нужно нарисовать, чтобы в конце получился рисунок. Много шаблонов с разными уровнями сложности и подробные рекомендации вы найдете в статье «Графический диктант по клеточкам для детей 5-7 лет».

Буква растет

Необычное задание для обучения письму. С левого края страницы напишите маленькую букву, а с правого – большую. Предложите ребенку написать несколько промежуточных букв, постепенно увеличивая их размер. Покажите, как буква растет. Это поможет одновременно и отточить навык написания буквы и развить мелкую моторику. Вместо букв можно брать цифры и геометрические фигуры.

Раскраски по номерам

Раскраски по номерам отличаются от обычных более мелкими деталями и четкими гранями. Конечно, есть и обычные раскраски с большим количеством маленьких элементов, например, детские мандалы или раскраски-плакаты. Поэтому мы добавим в подборку разные виды раскрасок.

Скачать раскраски для детей 5-6 лет можно по ссылке:

Штриховка

Штриховка – отличный способ подготовить руку к письму. Ребенок учится проводить линии на нужном расстоянии в разном направлении, получаются твердые движения. Можно использовать цветные карандаши или ручки, тогда рисунок приобретет яркость. Мы собрали для вас штриховки для детей 5-6 лет. Скачать их можно по ссылке:

Посмотрите ссылки на другие статьи Академии Любознательности, в которых вы найдете игры и занятия для развития мелкой моторики:

Игры с соленым тестом для детей от 1 до 7 лет

15 идей для игр по рисованию

Осенние поделки из бумаги для детей

Нейропсихологические игры для детей

Весенние поделки для детей своими руками

Развитие мелкой моторики может стать интересной игрой, если приложить к занятиям фантазию! Берите на вооружение наши идеи и материалы, чтобы подготовить ребенка к письму.

БУДЬТЕ С НАМИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Мы в соцсетях:
Будьте в курсе последних новостей и акций. Участвуйте в обсуждениях и конкурсах
Все права на материалы, находящиеся на сайте www.academy-of-curiosity.ru, охраняются в соответствии с действующим законодательством. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.academy-of-curiosity.ru обязательна. Академия Любознательности © 2017-2024 ИП Дьяченко Ирина Сергеевна ИНН: 230810282573 ОГРНИП: 315230800008031
×

Cart