Как научить ребёнка писать

Как научить ребёнка писать

Как научить ребёнка писать

Скачать

Поделиться

Как научить ребенка красиво писать? Чтобы ребенок полюбил прописи, его надо заинтересовать самим процессом письма! В статье рассказываем, как привить у детей любовь к письменной речи и отточить навыки чистописания.

Аудио-версия статьи "КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПИСАТЬ" КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПИСАТЬ

Во время подготовки к школе, а также в младших классах родители внимательно следят за успехами детей с прописями. Ведь письменная речь – одно из важных школьных достижений. Но кроме отметки учителя в тетрадке есть более важные причины заниматься с ребенком прописями. В статье расскажем про важность письменной речи и дадим рекомендации, как научить ребенка писать.

Зачем учить детей писать?

Многие родители и даже некоторые педагоги смотрят сквозь пальцы на чистописание. Это объясняется тем, что письменная речь постепенно заменяется печатной. Вместо писем от руки – e-mail, вместо письменных работ в тетради – тесты. То есть ценность чистописания постепенно сводится к нулю. Так может лучше учить ребенка с детства печатать на компьютере с закрытыми глазами?

Зачем учить ребенка писать

Но дело в том, что письменная речь – это очень сложный процесс, который требует участия практически всех отделов мозга. То есть, когда ребенок берется за прописи, он тренирует одновременно:

  • зрительные отделы – они отвечают за визуальное восприятие букв и слов целиком;
  • слуховые отделы – под их контролем воспроизведение звуков, не зря дети проговаривают то, что пишут;
  • моторика – захват ручки и точные движения пальцами во время письма очень трудные для ребенка.

Таким образом, письмо комплексно развивает когнитивные способности ребенка: память, внимание, концентрацию. Об этом писал Л.С. Выготский, заслуженный советский психолог и педагог.

Польза письменной речи

Зачем учить ребенка писать красиво:

1. Для развития мышления и речи. Во время письма образуются нейронные связи, которые обязательно понадобятся во взрослой жизни. Тренируется мозг, развиваются когнитивные возможности. Кстати, письмо – одна из ведущих деятельностей на занятиях по нейропсихологии. В статье про нейропсихологические игры для детей вы найдете упражнения, которые также полезны для развития навыков чистописания.

2. Для школьных успехов. Во-первых, учителя начальных классов часто снижают оценки за неаккуратный почерк и большое количество помарок. Они могут с предубеждением относиться к ученику с «грязью» в прописях. Во-вторых, самому учащемуся будет проще запоминать написание слов, если он будет уделять больше времени выведению букв. К тому же, каллиграфия тренирует и личностные качества, например, усердие и самообладание, которые пригодятся в школе и во взрослой жизни.

3. Для веры в себя. Чисто и красиво писать – сложно, и получается совсем не у всех. Поэтому ребенок, который осваивает этот трудный навык, может гордиться собой. Его самооценка заслуженно повышается.

4. Для творческого самовыражения. У многих школьников набор канцелярии занимает половину рюкзака: текстовыделители, цветные шариковые ручки, карандаши и проч. Письмо разноцветными ручками, игра со шрифтами и оформлением могут стать интересным хобби, которое перерастет в профессию дизайнера.

С какого возраста стоит обучать детей письму?

Одни педагоги говорят, что уже в 4 года нужно выполнять упражнения на написание букв. Другие предлагают знакомить ребенка с прописями в 5-6 лет. Третьи утверждают, что если ребенок научится писать до 7 лет, то в первом классе ему будет скучно, поэтому не стоит тренироваться до школы. Это спорный вопрос, на который нет единого научно обоснованного ответа. И причин этому несколько.

Разный темп развития

Каждый ребенок осваивает разные навыки в индивидуальном темпе. Одному к 7 годам никак не освоить алфавит, другой перепрыгнул первый класс экстерном, так как дома уже давно освоил письмо. Но есть средний темп развития, на который равняются общеобразовательные школы и дошкольные учреждения: к 7-8 годам ребенок уже должен освоить прописные буквы, а с печатными познакомиться еще за год-два до первого класса.

Различные методики обучения письму

В зависимости от программы дошкольного учреждения, которое посещает ваш ребенок, подход к обучению письму может отличаться. Есть классическая система, по которой ребенок сперва осваивает написание печатных букв в 5-6 лет, а затем в 6-7 лет переходит к прописным буквам. Тогда основные прописи дошкольного возраста заключаются в копировании рисунков по клеткам. А уже в первом классе появляются крючки и овалы для чистописания.

Методики обучения письму

Но есть и альтернативные методики. Например, согласно методу Марии Монтессори ребенок сперва учится писать, а затем читать. Поэтому начинать письменные упражнения нужно в 4 года. Причем первыми ребенок должен научиться писать прописные буквы, а не печатные, так как они более плавные и простые в написании.

Разный смысл вкладывается в термин «обучение письму»

Одни педагоги и родители считают, что обучение письму – это именно прописи с буквами, словами и целыми предложениями, поэтому начинать нужно не ранее 6-7 лет, когда будет освоен смысл написанного.

Другие считают, что обучение письму начинается с длительного подготовительного периода, во время которого ребенок просто учится держать ручку, выводить крючки, палочки и кружочки. В таком случае актуально начать проводить занятия уже в 4-5 лет, постепенно вводя написание целых букв.

Как подготовить ребёнка к письму?

Чтобы понять, как сложно ребенку, не знакомому с письмом, чертить ровно буквы, возьмите карандаш в нерабочую руку и нарисуйте им китайские иероглифы. Примерно так приходится ребенку писать: не знаю как, не знаю что. Его пальцы и отделы мозга не готовы к письму, поэтому нужно их подготовить, причем лучший способ это сделать – в игре.

Как подготовить ребёнка к письму

Развиваем мелкую моторику

Точные движения пальцами неразрывно связаны с письмом. Ребенок не сможет управлять тонким грифелем карандаша, если он еще не научился застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Для развития моторики подойдут практически все виды творчества (лепка, рисование, аппликации), а также специальные упражнения, например, штриховка или лабиринт.

На сайте Академии Любознательности есть материалы с играми на развитие мелкой моторики для детей разных возрастов:

3-4 года 

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Знакомимся с буквами

Чтобы нарисовать солнце, нужно понять, что лучики-палочки должны идти не через круг, а от окружности в разные стороны. Чтобы нарисовать буквы, нужно знать, где именно находятся крючки и кружки, в какой пропорции и на каком расстоянии. Ребенок лучше всего запоминает информацию, если она одновременно доходит до него через несколько каналов: визуальный, слуховой и тактильный. Поэтому используйте разные способы изучения:

  • Лепите буквы из пластилина.
  • Рисуйте их палочкой на песке или мелом на асфальте.
  • Выкладывайте буквы на земле камнями, палочками и веревочками.
  • Выводите буквы пальцами по крупе.
  • Используйте образы букв в любом творчестве – аппликациях, рисунках.
Знакомимся с буквами

Сперва ребенок будет рисовать буквы, а потом писать их. Сначала буквы будут большими и, возможно, непропорциональными, затем они начнут становиться мельче, будут умещаться в тетрадной полоске.

Гордиться успехами

Хорошая мотивация и интерес – одно из самых важных подготовительных условий для будущего первоклассника. Уже на этапе знакомства с буквами и прописями до школы нужно хвалить ребенка и подчеркивать его успехи. Даёте штриховку на отработку линий – похвалите рисунок, пусть он повисит денек на холодильнике, как отличная поделка. Рисует ребенок серию закорючек – обведите в кружочек самые ровные, успешные, отметьте именно их.

Рисуем

Карандаши, мелки, краски, фломастеры – всё пойдет в ход, чтобы отточить навык письма. Чтобы написать букву, нужно запомнить ее и перевести на тетрадку в тех же пропорциях. Поэтому отличной подготовкой станет срисовывание фигур. Можно просто предложить срисовку картинок по клеточкам или выполнить графический диктант. Кстати, графические диктанты помогают не только попадать в клеточки и держать ровно карандаш, но и учить направление движения. Ведь при письме нужно точно помнить, в какую сторону сейчас пойдет хвостик у буквы, а в какую – кружок.

Рисуем буквы с детьми

А можно срисовывать любые другие рисунки. Например, нарисуйте на листе 5-6 забавных мордашек. А потом предложите ребенку нарисовать одну из них у себя в тетрадке. Дети могут забыть про какой-то элемент (нос, уши, бантик), а могут не соблюсти пропорции, например, нарисовать глаза у самой кромки волос, на лбу. Со временем мордашки будут получаться всё более и более похожими.

Постепенно рисование фигур и картинок перерастет в прописи букв, но тогда ребенок уже будет готов к ним.

Как привить любовь к письменной речи?

Вот ребенок уже научился писать черточки и кружочки в прописях. Он даже выучил уже почти все буквы и может по образцу написать целое предложение. Но только вот интереса к написанию у него нет – занятия выполняются как повинность. В чем причина? В том, что ребенок не видит смысла в этих занятиях. Он не понимает, зачем вообще ему нужно уметь писать. Перспектива «будешь хорошо учиться в школе и получать пятерки» слишком расплывчатая для юного ума. Нужно дать ему более конкретные плоды письма. Есть несколько интересных идей!

Покажите пример

Пишите записки супругу, приклеивайте их на холодильник, пусть ребенок посмотрит, как отцу приятно прочитать послание. Пишите список дел на день или перечень продуктов для магазина – расскажите ребенку, что если он сам впишет в этот список желаемую покупку, то вы вместе сможете ее купить.

Как привить любовь у ребенка к письменной речи

Сядьте за написание бумажного письма родственникам из другого города и привлеките к этому ребенка – он может по образцу написать свое имя или короткое пожелание. Кстати, если все бабушки уже получили по письму, то можно отправлять корреспонденцию Деду Морозу и любым сказочным персонажам – им уж точно по видеосвязи не позвонить. В общем, добавьте в свою жизнь больше письменной речи и, по возможности, привлекайте к этому детей.

«Оживите» окружающие предметы

Возьмите канцелярские стикеры и подпишите названия предметов дома. Можно придумывать им имена. Вот стул Сидушка и стол Самобранка. Вот мусорное ведро Ням-ням. Да мало ли имен найдет бурная фантазия ребенка для мебели? А ведь и родители могут вовлечься в процесс и оставлять ответные записки от предметов. Просыпается утром ребенок, а ему тарелка с кашей «говорит»: «Съешь меня».

Пишите друг другу записки

Если ребенок уже может прочитать и написать пару предложений, то можно писать полноценные записки: поручения, напоминания, благодарности, шутки. Еще можно придумать свой язык или только несколько тайных символов – это очень повышает интерес к письменной речи. Кстати, писать тайные послания можно невидимыми чернилами! В статье «7 способов приготовления невидимых чернил» мы об этом рассказывали.

Сочиняйте и придумывайте

Попробуйте привлечь ребенка к творчеству. Можно выпускать детский журнал или рисовать комиксы, писать двустишия или даже совместно придумать сказку, например, по строчке. Еще один вариант – написать сценарий для домашней постановки и выпустить театральную афишу, нарисовать билеты. Любите настолки? Нарисуйте вместе свою монополию, только пусть все игровые поля подписывает ребенок. Даже в магазин можно добавить элементы письма и подписывать ценники. Если подходить к таким занятиям творчески, то сам процесс написания слов и предложений станет только частью игры, поэтому будет восприниматься легко и увлекательно.

Играйте в игры на бумаге

В статье «Игры на бумаге в клеточку» мы собрали большое количество детских развлечений, для которых нужен только тетрадный лист и ручка (карандаш). 

Игры на бумаге с детьми

Многие из них направлены не на развитие речи, а на счет, логику и скорость письма. Но вне зависимости от типа игры, привычка к таким письменным развлечениям тренирует руку и прививает интерес к написанию.

Сделайте прописи частью игры

Конечно, и без классических прописей невозможно представить занятия по чистописанию. Но чтобы обычные прописи ребенок заполнял с удовольствием, можно сделать их частью большой игры. Например, можно провести квест, марафон или придумать другую игру, в которой пропись станет одним из заданий. Написал ребенок страницу букв – получил бонус в игре.

Например, мы с сыном перенесли из смартфона в реальную жизнь игру «Том Герои». По сюжету игры главные герои проходят испытания, чтобы собрать золото. А мы выполняли задания на математику и письмо. У вас с ребенком наверняка тоже есть любимая игра, которую можно перенести в жизнь.

Обзор методических пособий по обучению письму

Обучение письму должно проходить в методике, так как педагоги строят весь процесс по определенным законам. Например, усложняя написание букв. Поэтому самым актуальным решением для самостоятельного обучения ребенка будет выбор методического пособия.

Например:

1. Рабочая тетрадь KUMON «Учимся писать печатные буквы русского алфавита». Предназначена для детей 3-5 лет. Дается направление движения карандаша, есть ассоциации с каждой буквой.

2. «Письмо», Е.Ульева. У автора много пособий по подготовке руки к письму, по изучению букв и переходу с печатных на прописные буквы.

3. «Пишу буквы» из серии Ломоносовская школа. Классическая система обучения в сочетании с современными тенденциями.

Поддерживайте интерес ребенка к письменной речи все время, а не только в дошкольном возрасте, тогда у него будут только положительные впечатления от уроков чистописания!

Оцените статью:
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[bvi text='Версия для слабовидящих']

Вам также может понравиться